В зоне особого внимания

Обсуждению наиболее актуальных вопросов состояния и развития грузовых и пассажирских перевозок по Западно-Сибирской железной дороге было посвящено заседание Сибирского межрегионального транспортного координационного совета (СМТКС). 16 сентября с широким представительством по пяти субъектам СФО, где осуществляет свою деятельность ЗСЖД, в формате видеоконференции ее руководство и специалисты региональных филиалов, отраслевого бизнеса и органов исполнительной власти конкретизировали проблематику и пути решения текущих вопросов.

Решить совместные задачи

Созданный в 2011 году СМТКС стал одним из восьми советов по сети ОАО «РЖД». Повышение эффективности железнодорожных перевозок, координация взаимодействия участников перевозочного процесса, обеспечение своевременности вывоза продукции региональных предприятий в зонах ответственности Западно-Сибирской и Красноярской дорог — цели постоянно действующего совещательного органа и его коммуникационных площадок.

В понедельник в повестку дня заседания СМТКС под председательством начальника Западно-Сибирской железной дороги Анатолия Регера, с участием начальника Красноярской железной дороги Владимира Рейнгардта, заместителя полномочного представителя президента РФ в СФО Андрея Филичева, руководителей структурных подразделений дороги, представителей региональных органов власти и госконтроля, грузовладельцев и операторов подвижного состава были включены вопросы, имеющие особое значение в начале осенне-зимнего периода. Однако обеспечение завоза топливно-энергетических грузов на объекты жилищно-коммунального хозяйства и большой энергетики, транспортировка зерновых грузов и вывоз сельскохозяйственной продукции к местам ее хранения и переработки, поддержка действующей системы пригородного пассажирского сообщения — приоритеты не только сезонного отраслевого рассмотрения, но и долгосрочного влияния на темпы экономического роста регионов и повышения качества жизни сибиряков.

Актуализируя повестку дня заседания совета, Андрей Филичев подчеркнул, что ситуация на дороге находится под постоянным контролем полномочного представителя президента РФ в СФО Виктора Толоконского. ЗСЖД полностью выполняет взятые на себя обязательства. Но существуют единичные проблемы с оперативной подачей грузов для топливно-энергетического комплекса, синхронизацией усилий по доставке сельхозпродукции до мест переработки, взаимоотношениями по возмещению убытков пригородных пассажирских компаний из региональных бюджетов, некоторые сложности в развитии инфраструктуры. В части мер особого внимания Андрей Филичев подчеркнул необходимость усиления оперативного контроля за своевременной доставкой грузов для дальневосточных территорий, пострадавших от наводнения.

«Принимаемые вами управленческие решения позволяют компенсировать недостатки сети, — акцентировал свое выступление Андрей Филичев, обращаясь к членам и экспертам СМТКС. — Убежден, что опыт и высокая квалификация персонала дороги позволят решить все стоящие перед нами совместные задачи».

Приступая к коллегиальному рассмотрению актуальных вопросов заседания совета, Анатолий Регер кратко представил основные показатели работы ЗСЖД за восемь с половиной месяцев текущего года.

«Западно-Сибирская железная дорога успешно справляется с погрузкой — 179,1 млн тонн, — подчеркнул начальник ЗСЖД. — Это на 400 тыс. тонн больше, чем в прошлом году. По одному из наших основных грузов — углю — свыше 132,4 млн тонн. Больше, чем в 2012 году, на 2,6%. Хорошие результаты, которые мы имеем по вывозу продукции, — плоды совместных усилий всех сторон перевозочного процесса и органов власти регионов. Но есть вопросы, требующие углубленного рассмотрения на совете и принятия по ним важных решений».

Подготовка к отопительному сезону

Как отмечают эксперты, сегодня все объекты ЖКХ и энергетические предприятия округа в пределах ответственности ЗСЖД обеспечены углем по нормативам. Тем не менее неравномерность предъявления топливно-энергетических грузов получателям, наблюдавшаяся в течение года, сохраняется. Дорога предпринимает эффективные шаги по преодолению этой проблемы.

На протяжении 2013 года отчетливо прослеживалась тенденция по снижению объемов перевозок угля для предприятий ЖКХ и энергетики Сибирского федерального округа. За восемь месяцев текущего года для электростанций Сибири отгружено погружено 10,7 млн тонн, что на 1,2 млн тонн меньше уровня 2012 года, для потребителей ЖКХ — 3,6 млн тонн, что также ниже уровня прошлого года на 0,4 млн тонн.

Учитывая, что по отдельным регионам в сентябре заявлены объемы на уровне 2012 года, а по итогам восьми месяцев темпы отгрузки были ниже уровня прошлого года, можно прогнозировать значительный рост погрузки для предприятий этих регионов в IV квартале, когда из-за наступления холодов у грузополучателей возникают проблемы с выгрузкой. Необходимо определиться, как строить работу совместно с угольными предприятиями в преддверии начала отопительного сезона и есть ли необходимость усиливать темпы отгрузки уже сегодня.

Сейчас необходимо определить дальнейшие перспективы, чтобы потом, с одной стороны, не оставить регионы без тепла, а с другой стороны — предотвратить неконтролируемые всплески погрузки, препятствующие нормальной работе узлов и станций, и оценить имеющиеся резервы по фронтам выгрузки.

К расписанию грузовых перевозок

На сети «РЖД» введен сервис — движение грузовых поездов по расписанию. Об этом на заседании СМТКС детально рассказали руководители Западно-Сибирского и Красноярского территориальных центров фирменного транспортного обслуживания Игорь Сарычев и Ольга Михайлова. Нововведения должны позволить грузоотправителям более четко планировать свое производство, а железнодорожникам — актуализировать пропускную способность участков и направлений движения. Сегодня на ЗСЖД организованы перевозки по 40 расписаниям и 29 направлениям движения грузовых составов. К совместной работе подключены крупные грузоотправители холдинга «ЕВРАЗ», «Кузбассразрезугля», Кузбасской топливной компании. Активно ведется и работа по отправке составов повышенной грузоподъемности и длины. В совокупности эти меры уже приносят существенные положительные результаты.

Помочь уберечь урожай

В зоне особого внимания СМТКС — вывоз зерновых грузов и сельскохозяйственной продукции. Низкий урожай прошлого года сказался на объемах перевозок продукции АПК в текущем году. По состоянию на 12 сентября в СФО обмолочено лишь 29% посевной площади зерновых. Во всех регионах наблюдается отставание в уборке. В этих условиях от того, насколько консолидировано будут действовать железнодорожники и сельхозпроизводители, зависит судьба нового урожая. Как отмечают специалисты, ранее проблем с вывозом продукции АПК не возникало, но сегодня есть некоторое напряжение в обеспечении доставки порожних вагонов в нормативные сроки. Об этом говорили заместитель генерального директора ЗАО «Русагротранс» Алексей Грибанов и председатель Совета ассоциации организаций в сфере приемки и хранения зерна «Красноярск Зернопродукт» Виталий Игнатьев. Несмотря на погодные условия, урожайность нынешней осенью может составить до 21 центнера с гектара. Это непременно повлияет на рост объемов перевозок сельхозпродукции в конце 2013-го — начале 2014 года. По всей видимости, уже в ближайшее время дополнительные транспортно-логистические мероприятия ЗСЖД позволят заявить о полной готовности к сезонному увеличению объемов перевозок.

Сохранить, нельзя повышать

На заседании СМТКС говорилось о том, что организация транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении подробно обсуждалась 27 августа в Иркутске на совещании под председательством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Во всех субъектах России в пределах ответственности ЗСЖД действует система госрегулирования тарифов на пригородные пассажирские перевозки. Дорога в полном объеме выполняет свои обязательства в соответствии с региональными заказами. Со всеми администрациями территорий в вопросе компенсации убытков пригородных компаний налажены конструктивные отношения. Однако есть и разногласия в методике расчетов. Вопросы бюджетного финансирования на заседании СМТКС поднимал генеральный директор ОАО «Кузбасс-пригород» Олег Новиков и представители региональных органов власти. Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов предметно остановился на поддержке регионов в сохранении существующей схемы предоставления мер господдержки за счет средств федерального бюджета пригородных пассажирских железнодорожных перевозок в 2014 году и на последующие годы. Очевидно, все члены и эксперты совета сошлись во мнении, что пригородные поезда — социально значимый вид транспорта, и нельзя допустить снижения их числа и повышения тарифов.

Завершая заседание СМТКС, его председатель, начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Регер поблагодарил коллег за активное участие в работе совета и подчеркнул, что в ближайшее время по прозвучавшим предложениям и предметной информации специалистов и экспертов будут приняты детализированные решения, которые придадут актуальным направлениям деятельности дороги и ее филиалов дополнительную динамику.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ