Война размеров

Рынок персональных компьютеров в России и непосредственно в Сибири продолжает падение. По данным IDC, в целом по стране в I квартале было отгружено на 27,6% компьютеров меньше, чем годом ранее. В целом мировой рынок ПК в I квартале 2013 года также стагнировал, сократившись на 13,9%, но в два раза меньше, чем российский. Однако благодаря наличию на рынке достаточно консервативных B2B-клиентов, а также органов власти сибирские ритейлеры и системные интеграторы отнюдь не отчаиваются, и многие работают по этому направлению в плюс.

Игроки рынка
Основной объем продаж персональных компьютеров в Сибири делают компании, специализирующиеся на ритейле цифровой техники. В случае Новосибирска речь идет как о старейших игроках этого рынка — «Готти», «Техносити», «Левел», «Нонолет», «НЭТА», — так и о достаточно маленьких компаниях, названия которых не известны широкому кругу клиентов. Кроме того, отдельную строчку занимают федеральные ритейлеры, стремительно наращивающие продажи компьютерной техники. Примером может служить дальневосточный DNS.

Другим крупным каналов поставок ПК являются «чистые» системные интеграторы, например, Nvision, 2BGroup, «Астерос», однако для них это направление бизнеса по сути является побочным. С учетом того, что многие компании этого сектора имеют партнерские отношения с разными крупными hardware-гигантами — НР, DELL, IBM, Kraftway, Ramec, — им ничего не мешает поставить клиенту и сами компьютеры. По словам ведущего специалиста отдела маркетинга «Синтез-Н» (Красноярск) Александра Песегова, широкий список партнеров среди вендоров дает возможность подбирать клиентам ПК подороже или подешевле, «подгоняя» по соответствию необходимым техническим характеристикам. Вместе с тем с учетом того, что ни для одного из опрошенных «КС» системных интеграторов это направление не является ключевым, компании берутся за него лишь в «довесок» либо для того, чтобы впоследствии клиент приобрел у них что-то более дорогостоящее. «Как таковые стационарные компьютеры мы не продаем, обычно это одна из составляющих комплексных проектов по виртуализации рабочих мест, в связи с чем большая часть запросов и продаж приходится на «тонкие клиенты», — констатирует директор ГК 2BGroup Андрей Попков. «Условно говоря, с двумя компьютерами мы, скорее всего, сильно заморачиваться не будем. То есть поставить, безусловно, можем, но особо выгодных цен не предложим — нам самим их не дадут вендоры. Однако сказать, с какой цифры начинается «будем заморачиваться», не могу — здесь все зависит от техзадания», — поясняет «КС» представитель одного из сибирских системных интеграторов.

Итоги I квартала
Как уже было сказано вначале, в I квартале 2013 года рынок ПК в мире упал на 13,9%, а в России — на 27,6%. Такие печальные результаты во многом были следствием ситуации в IV квартале прошлого года, когда активность клиентов снизилась не только в сегменте B2C, но и, вопреки ожиданиям, в сегменте B2B. Это привело к тому, что партнеры вендоров уменьшили объемы закупок во избежание возникновения трудностей с затовариванием складов, и продажи в I квартале оказались невысокими.
«Первый квартал был в принципе не богат на новые проекты, в основном закрывались переходящие контракты с прошлого года. К середине года складывается понимание, что заказчики не особо готовы вкладывать деньги в модернизацию рабочих станций, что, наверное, и правильно — тех стационарных компьютеров, что есть у заказчиков, сейчас вполне хватает для офисного пакета или использования в качестве терминальной сессии, — констатирует Андрей Попков. — С учетом сдержанного отношения заказчиков к перевооружению и отсутствия бурного роста численности персонала в компаниях потребности в ПК невелики, в связи с чем мы выбираем конкретного производителя под конкретный проект, и ставку на развитие данного сегмента продуктов не делаем».
Впрочем, далеко не у всех игроков местного рынка объемы реализации ПК упали. Так, в одном из крупнейших новосибирских ритейлеров компьютерной техники — компании «ГОТТИ» — отмечают, что продажи стационарных ПК в I квартале 2013 года выросли на 13% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года. Таким образом, наблюдается положительная динамика, и на сегодняшний день востребованность настольных ПК не падает. «У наших клиентов рабочие места большинства сотрудников оборудованы именно настольными ПК — это дешевле, легче поддается модернизации, безопаснее для собственника, нежели утеря сотрудником какого-либо мобильного решения, и многое другое», — поясняет менеджер по работе с бизнес-партнерами «ГОТТИ» Михаил Козловский. Достижению таких результатов поспособствовало и то, что компания предлагает на рынке свою собственную линейку системных блоков под маркой Credo.

Комментарии других новосибирских ритейлеров компьютерной техники «КС» получить не удалось.

Заказчики не особо готовы вкладывать деньги в модернизацию рабочих станций, что, наверное, и правильно

В целом же ожидания участников рынка от II квартала оказались более оптимистичны, чем от I — компании рассчитывают на небольшой рост, однако в целом по итогам года сокращение рынка ПК будет спокойным, но неизбежным.

Надежда на B2B

В целом по России «верхушку» российского рынка ПК формируют такие компании, как Acer, Hewlett-Packard, DELL, ASUS, Lenovo, Samsung. По Сибири никто из опрошенных «КС» компаний такие данные не предоставил, однако в компании «Астерос» пояснили, что крупные заказчики в основном делают выбор в пользу HP, DELL, Acer.

При этом большую долю данного рынка формируют ноутбуки, а на «десктопы» (настольные компьютеры) и моноблоки (компьютеры, собранные в одном корпусе с мониторами) приходится меньшая часть. Весомую долю на рынке «десктопов» в России занимают российские DNS и DEPO Computers соответственно.

Одним из глобальных трендов российского рынка ПК является падение сегмента «десктопов» вследствие давления со стороны ноутбуков. Тенденция перехода от настольных ПК к мобильным системам особенно сильно чувствуется в B2C-сегменте. Если конечные пользователи и покупают настольные ПК, то в основном в виде моноблоков, а чаще всего берут ноутбуки и планшеты.

«Частный пользователь на практике уже начинает массово отказываться от универсальных «десктопов» в пользу устройств с заведомо меньшей функциональностью, но с лучшей эргономикой в соответствии с планируемой моделью использования (игры — игровые приставки, веб-серфинг — планшеты, мобильный офис — ультрабук, социальные сети — ноутбук, создание и редактирование контента — десктоп или моноблок). А вот в корпоративном и государственном секторах модель использования стационарного ПК на клиентском рабочем месте сохранится еще надолго. Во всяком случае пока не будут придуманы более эффективные, чем клавиатура и мышь, интерфейсы взаимодействия с вычислительной средой (голос, жесты, элементы искусственного интеллекта)», — поясняет «КС» старший вице-президент компании Kraftway Ренат Юсупов.

И действительно, пока компании малого и среднего бизнеса тоже понемногу переходят на мобильные решения, крупные корпорации по-прежнему отдают предпочтение настольным ПК, предъявляя при этом весьма жесткие требования к их надежности, безопасности, производительности. Таким образом, игроков рынка ПК выручают B2B-клиенты и госорганы. «Собственно, поставки в последний не сокращаются, несмотря на падение рынка. Такая ситуация объясняется тем, что государство старается обеспечить сотрудников недорогой и долговечной техникой. Кроме того, в сегменте B2G существуют требования, предъявляемые к ПК, и которые как раз ограничивают применение компьютеров иностранного производства, зато дают карт-бланш отечественной технике. «Благодаря удобству работы и, главное, повышенной защищенности ПК, моноблоки и терминальные станции еще 5–7 лет будут держать прочную оборону в государственном и корпоративном сегментах и обеспечивать почти весь объем продаж. Они пока незаменимы в государственных и корпоративных информационных системах, обрабатывающих критически важную для заказчиков информацию, которая нуждается в повышенных мерах защиты», — уверен Ренат Юсупов.

Моноблоки и терминальные станции еще 5–7 лет будут держать прочную оборону в государственном и корпоративном сегментах и обеспечивать почти весь объем продаж.

С такими прогнозами соглашаются и сибирские ритейлеры компьютерной техники. «Сегмент настольных ПК очень прочно занял свою нишу. Скорее будет рост не такими высокими темпами, как на фоне сегмента ноутбуков, планшетов, но конкретно для B2B-клиентов пока не наблюдаем повышения спроса на мобильные решения. Все-таки мобильные устройства в большей степени направлены на использование интернет-контента пользователями, а не на решение бизнес-процесса сотрудником какой-либо компании. Моноблоки будут востребованы при условии наличия Touch-экрана, но это приводит к повышению конечной стоимости продукта. Таким образом, мы не ожидаем падения спроса на настольные ПК в сфере B2B до конца года», — констатирует Михаил Козловский. По его словам, в большинстве случаев корпоративные клиенты смотрят на соотношение цена/производительность. «Вендоры стараются активно предлагать на рынок решения All-in-One и миниатюрные рабочие станции. Но потребители Сибирского региона пока достаточно консервативно относятся к этим нововведениям, и спрос на эти позиции на данный момент очень низок», — констатирует собеседник «КС».

Вместе с тем аналитики в отличие от производителей и сборщиков компьютеров не столь уверены в светлом будущем этого рынка. Так, заместитель директора аналитического агентства ITResearch Василий Мочар обращает внимание, что последние два года наблюдался фактический провал программы обновления огромного установленного парка ПК (а их только в организациях не меньше 22 млн штук), причем примерно половине из которых сейчас уже около пяти лет или больше. «Это во многом было связано с решением крупнейших корпоративных клиентов в преддверии возможного кризиса притормозить капитальные затраты и сохранить еще вполне работоспособное оборудование. Не смог подстегнуть рынок и менее удачный, чем ожидалось, старт Windows 8», — поясняет «КС» Василий Мочар. В результате в первом полугодии 2013 года рынок «десктопов» продолжает все так же идти вниз. С другой стороны, идентичная картина (около 15–20% падения) последние несколько месяцев наблюдается во многих ИТ-отраслях, особенно корпоративно ориентированных. По мнению Василия Мочара, это позволяет судить, что такой обвал не специфичен (по отношению к «десктопам»), а во многом является общим местом, обусловленным макроэкономическими и политическими факторами. «В ситуации падения промышленного производства, стагнации ВВП, выведения денег из экономики, возможного начала новой волны кризиса корпоративные заказчики, а также розничные покупатели не спешат делать не самые критичные покупки», — отмечает собеседник «КС».

По прогнозам «Астероса», в будущем именно планшеты станут основным устройством для работы.

В свою очередь директор офиса «Астерос» в Новосибирске Станислав Юминов также обращает внимание на то, что тренд отказа от ПК в пользу более мобильных решений коснулся и сегмента B2B. По данным интегратора, при модернизации корпоративных компьютерных парков представители компаний-клиентов в основном руководствуются принципом «ноутбук вместо стационарного ПК», т. е. по возможности приобретают для пользователей мобильные компьютеры, стараясь уменьшить парк традиционных ПК. Другим важным принципом является закупка планшетов и смартфонов для отдельных категорий сотрудников. Почти во всех крупных компаниях топ-менеджмент использует планшеты как дополнительные устройства для работы. «Думаю, в будущем «айпады» смогут стать и основным рабочим инструментом», — уверен Станислав Юминов. Наконец, отдельным направлением является использование тонких и нулевых клиентов, с помощью которых приложения физически устанавливаются на корпоративную серверную площадку. «Не заботясь о привязке к определенному рабочему устройству, компании предоставляют пользователям ИТ-сервисы централизованно, безопасно и в соответствии со всеми корпоративными регламентами. Сдерживающим фактором является достаточно высокий CAPEX при внедрении такого рода решений», — рассказывает Станислав Юминов.

Собственно, по прогнозам «Астероса», в будущем именно планшеты станут основным устройством для работы. В подтверждение свои слов компания приводит данные IDC, согласно которым с 2013 года на рынке произойдет перелом, и поставки планшетов на мировой рынок возрастут на 58,7% — до 229,3 млн штук по сравнению с 144,5 млн в прошлом году.
Сами сибирские компании также разделяют этот тренд. «Конечно, планшет полностью не заменит ноутбук или стационарный компьютер, но в 60–70% случаев заменит. Если раньше для мобильности покупали ноутбук, то сейчас — планшет. В свою очередь ноутбуки вытесняют персональные компьютеры. Таким образом, в организациях для сотрудников, которые заняты работой только на работе, используется стационарный компьютер, для мобильных — ноутбук, для очень мобильных — ноутбук и планшет», — поясняет глава сибирского клуба ИТ-директоров Сергей Голубицкий.

Тем не менее, по мнению Станислава Юминова, хотя стационарные компьютеры хоть постепенно и уступают место другим видам устройств, но все равно еще долгое время они будут занимать свою нишу в B2B-сфере. В подтверждение этих слов в практике сибирских ритейлеров встречаются и случаи, когда клиенты не только охотно покупают компьютерную технику, но и предъявляют к ней нетипичные запросы. Так, в «ГОТТИ» отмечают, что могут заказать на заводе производителя материнские платы с прошивкой в Bios, чтобы при запуске ПК загружался логотип компании клиента. Такие случаи, по словам Михаила Козловского, уже были в практике компании. Поэтому говорить о закате направления ПК преждевременно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ