Луч света

Миниатюра для: Луч света

В Новосибирской области, как и в других сибирских регионах РФ, остается неразрешенной проблема с подключением объектов к энергосетям. Об истоках зарождения сложившейся ситуации, способах решения и готовности бизнес-сообщества участвовать в этом процессе — в материале корреспондента «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ.

Несостоятельность реформы

Согласно последнему опросу Новосибирской торгово-промышленной палаты, на первое место среди факторов, сдерживающих развитие бизнеса, предприниматели до сих пор выдвигают сложности, связанные с процедурой технологического присоединения к электросетям. Как отмечает президент НТПП Вячеслав Маркелов, несмотря на то что с 2010 года государство начало регулировать тарифообразование и установило планку не более 550 руб./киловатт (до 2010 года тариф устанавливали сами энергетики), ситуация не поменялась.

Истоки проблем эксперты видят в несостоявшейся реформе энергетики в 2004–2005 годах. В интервью «КС» исполнительный директор Сибирской энергетической ассоциации Валентин Шаталов напоминает: «Главная идея реформы энергетики, затеянной в 2000-х годах, заключалась не в том, чтобы сделать энергию дешевле для конечного потребителя, а в перестройке всей энергетической инфраструктуры». Суть же реально произошедших изменений, по мнению господина Шаталова, заключалась в том, что «разболтали» всю технологическую цепочку, последовательность которой сводилась к тому, что сначала необходимо произвести электроэнергию, потом ее транспортировать, и наконец, раздать конечному потребителю. «Разломав всю эту отлаженную годами систему взаимодействия на части, государство поступило крайне необдуманно», — сетует глава СЭА. Президент НТПП Вячеслав Маркелов также отмечает: «Реформаторы полагали, что при разделе генерации и распределении энергии возникнут новые компании, которые будут производить и продавать электрическую энергию, но этого не произошло, рынок очень закрытый и никого там не ждут». Стоит добавить, что последние несколько месяцев в отрасли активно обсуждают объединение двух крупнейших российских электросетевых компаний. Правительство в свою очередь предлагает создание третьей компании для управления ФСК «ЕЭС» и «Холдинга «МРСК».

Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский также представил «Континенту Сибирь» свой взгляд на ситуацию.

Молчание, как и электроэнергия, — золото

Отмечая всю тяжесть процедуры согласования на подключение, публично говорить об этой проблеме предприниматели не берутся. Тем не менее некоторые подробности корреспонденту «КС» выяснить удалось.

Руководитель сибирского филиала международного логистического оператора TABLOGIX Евгений Новиков сообщил: «Первые два года мы работали от дизель-генератора, так как имели проблемы с получением согласования на подключение. Процедура подсоединения к сетям была крайне проблематичной. И это при том, что наше предприятие имеет ту же линию, что и подразделение РОСНАНО (ООО «Лиотех») с имеющимися у них административными ресурсами». Гендиректор «Патриот Авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) Евгений Рубаненко считает, что проблемы с выделением электрических мощностей для развития производства, услуг или строительства объектов связаны с развитием электросетей и их способностью удовлетворять запросы растущего мегаполиса. «Проблем, носящих другой характер, не существует», — утверждает Евгений Рубаненко.

Большинство застройщиков, которые не раз поднимали эту проблему в беседах с корреспондентом «КС», на этот раз не взялись озвучить проблему. Неразговорчивость бизнесменов объясняется довольно просто: «Понятно, почему бизнесмены молчат, потому что если они назовут вещи своими именами, то потом энергопоставляющая компания спросит у него, а зачем ты к нам пришел, раз такое о нас говоришь. Хотя проблема вопиющая, она кричит!» — говорит депутат Законодательного собрания Новосибирской области Андрей Панферов. Вячеслав Маркелов, вспоминая то время, когда он занимался коммерческой деятельностью, отметил: «Я сталкивался с тем, что деньги приходилось вносить не только за сам факт присоединения, но и за техническое развитие, хотя, казалось бы, это должно «сидеть» в тарифе. Также приходилось оплачивать потенциальные потери электроэнергии, которые происходят при «доставке» мощностей от места подключения до места потребления. И это тоже, на мой взгляд, несправедливость».

В то же время директор департамента энергетики и ЖКХ концерна «Сибирь» Александр Кожин приводит следующие данные: «Существующая энергосистема города находится в предаварийном состоянии. В настоящий момент износ основного оборудования энергосистемы более 60%, сетей — более 75%». Также Александр Кожин добавляет, что по сравнению с 2002 годом в 2,3 раза увеличилось количество отказов на подсоединение к сетям. Темпы обновления энергетического хозяйства в 1,6 раза меньше необходимых. Ухудшаются качество и надежность энергоснабжения, снижается энергетическая безопасность региона. «Ориентировочная стоимость модернизации существующей городской энергосистемы и строительства необходимой для этого ТЭЦ-6 составляет порядка 70 млрд рублей. Для сравнения: весь бюджет Новосибирской области на 2013 год составляет 111,6 млрд рублей, весь бюджет Новосибирска — 34,8 млрд рублей», — анализирует ситуацию представитель строительного концерна «Сибирь».

Несмотря на молчание предпринимателей, данные УФАС по Новосибирской области весьма красноречивы. В управлении корреспонденту «КС» ответили, что в адрес региональной сетевой компании ОАО «Региональные электрические сети», которая осуществляет технологическое присоединение к электрическим сетям на территории Новосибирской области, регулярно поступают жалобы.

В августе 2003 года восемь сетевых предприятий ОАО «Новосибирскэнерго» были объединены в одно предприятие — филиал «Электрические сети», которое преобразовалось в октябре 2004 года в ЗАО «РЭС». В июне 2012 года была произведена смена типа организационно-правовой формы общества: ЗАО «РЭС» переименовали в ОАО «РЭС».

За период с 2010-го по 2012 год УФАС по Новосибирской области рассмотрено около 2000 обращений. Поступающие обращения в большинстве случае касаются вопросов нарушения сетевой организацией сроков выдачи технических условий и заключения договора об осуществлении технологического присоединения, неуказания в технических условиях точки подключения и требований к приборам учета, а также включения в технические условия пункта об обязательной установке приборов защитного отключения, что является правомерным, отмечают в УФАС. В последнее время существенное количество поступающих жалоб связано с затягиванием ОАО «РЭС» сроков выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями, следствием чего является нарушение установленных сроков осуществления фактического присоединения к электрическим сетям, неисполнение обязательств по заключенному договору. В 2009–2012 гг. Новосибирским УФАС в отношении «РЭС» было возбуждено 14 дел о нарушении антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых выдано восемь предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в ряде случаев допущенное нарушение устранено сетевой организацией добровольно (без выдачи предписания). За нарушение антимонопольного законодательства в 2009–2012 гг. ОАО «РЭС» 20 раз привлекалось к административной ответственности. В соответствии с вынесенными постановлениями о назначении административного наказания на сетевую организацию было наложено штрафов на общую сумму более 6,5 млн рублей.

Технический директор компании «Сибакадемстрой» Павел Князев, комментируя взаимодействие с ОАО «РЭС», отметил, что работа с компанией в последние годы стала более системной, появилась обратная связь для потребителей, нуждающихся в подключении мощностей. «Все необходимые мощности для наших проектов мы получили, а это 3,5 МВт для микрорайона Европейский Берег, 0,9 МВт для жилого комплекса «Миргород», 0,4 МВт для строительства жилого дома на Декабристов, 41. Однако сроки подключения к сетям достаточно длительные. Пропускной способности сетей сегодня практически не осталось, а мероприятия по строительству новых могут занимать около года. Особенно остро задача стоит при подключении строительных механизмов», — отмечает застройщик.

(К моменту сдачи номера свои комментарии по поводу имеющихся претензий «РЭС» не предоставили, однако мы готовы продолжить тему в ближайших номерах «КС», в связи с чем ждем готовности ОАО «РЭС» к диалогу с деловым сообществом, а также предлагаем высказаться другим заинтересованным сторонам).

«Автономный» луч света

В большинстве случаев выходом из сложившейся ситуации является поиск соседних абонентских сетей, к которым можно подключиться на время строительства, а также использование дизельных генераторов, что достаточно дорого, утверждают Павел Князев и другие предприниматели.

Иным путем пошли в строительном концерне «Сибирь». «Решением данной проблемы может стать строительство теплоэлектростанций, подобных построенной в жилом массиве Березовое. Скорость возведения подобных станций от начала проектирования до сдачи составляет всего 1,5–2 года, а стоимость строительства на порядок ниже, чем подключение к существующим городским энергосетям», — рассказывает Александр Кожин. Такую теплоэлектростанцию уже построили в Первомайском районе. ТЭС питает построенный концерном новый жилой массив Березовое. Ее мощности хватает, чтобы обеспечить теплом и светом 30 тысяч жителей микрорайона. Строительство энергоблока — это собственные инвестиции концерна. Строители предполагают, что энергоблок окупится за счет прибыли, от продажи тепловой и электрической энергии. Функции поставщика электро- и теплоэнергии исполняет собственная энергокомпания концерна «Сибирь».

Если говорить о других путях решения проблемы, то, по мнению Вячеслава Маркелова, надежды на развитие альтернативной энергетики практически нет. Итоги круглого стола в НТПП 18 сентября 2012 года: «Автономная энергетика развивается там, где нет электрических сетей, но соответствующие природные ресурсы (постоянные ветры, много солнечных дней в году, биотермальные источники и т. д.). А также там, где эти проекты поддерживает государство (как в Республике Алтай или при проектах расселения ветхого жилья в Новосибирске). В одиночку потребители это потянуть не могут. Оборудование и комплектующие сплошь иностранного производства и стоят дорого. С другой стороны, монополистам это, конечно, невыгодно», — заключает господин Маркелов.

Также эксперты возлагают надежду и на принятую в июне текущего года правительством РФ «Дорожную карту повышения доступности энергетической инфраструктуры», рассчитанную на период до 2017 года. Документ, готовившийся рабочей группой при Агентстве стратегических инициатив, предполагает, что число согласовательных этапов снизится с 10 до пяти, а срок их прохождения — с 281 до 40 дней.

Так или иначе, проблему необходимо озвучивать от лица единичных застройщиков или профильных сообществ, предлагать пути ее решения, но пока молчание «эквивалентно» золоту, стоимость подключения электроэнергии продолжает расти.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Луч света - ФотографияО том, какие проблемы существуют в энергетическом секторе и как на их решение могут повлиять региональные и муниципальные власти, корреспонденту «КС» КСЕНИИ ЧЕРНЫХ рассказал полномочный представитель президента РФ в СФО ВИКТОР ТОЛОКОНСКИЙ.

— Виктор Александрович, многие представители бизнеса и, в частности, застройщики сетуют на сложность подключения к энергосетям. Бизнесмены отмечают, что иной раз им вообще отказывают в такой возможности или затянуты сроки подключения, и «ускоряются» энергетики только при определенной доплате. Как власть может повлиять на решение этой проблемы?

— Я не думаю, что здесь необходимо какое-то прямое участие власти. В данном случае требуется более качественное и эффективное регулирование. Проблема эта обострилась за последние два года. Первой причиной послужило то, что правительство Новосибирской области не согласовывало с энергетиками инвестиционную программу по развитию сетей. У нас в каждом тарифе заложены инвестиционные средства, но эти деньги приобретают законную силу только при процессе тарифного регулирования. То есть правительству региона необходимо утвердить сумму, под которую набираются объекты для строительства.

В нашей традиции всегда была работа на опережение. Два года назад правительство России готово было включить Новосибирскую область в эксперимент, смысл которого заключался в том, что правительство области с согласия федерального руководства подписывало формулу тарифообразования на 5–7 лет вперед. Это давало возможность прогнозировать инвестиции, которые бы составили порядка 10–15 млрд рублей. А энергетики под гарантии, данные правительством региона и правительством страны, могли бы привлекать деньги с рынка под строительство трансформаторных подстанций, введение сетей. Эта мера позволяла снять все ограничения в Новосибирске на электроснабжение. Но опять же, мне здесь трудно говорить обо всех причинах, и каких-то нюансов я, наверное, не знаю, тем не менее правительство Новосибирской области не воспользовалось имевшейся возможностью и вышло из этого процесса, а следовательно, мы потеряли темпы.

Даже на рубеже конца 90-х — начала 2000-х, когда экономика не позволяла, а вводить новый энергоблок на ТЭЦ-5 было необходимо, я садился вместе с акционерами и подписывал им гарантии, исходя из прогнозных данных на размер тарифа, давал им твердое слово, что тариф таким и будет. И они кредитовались под это слово. В сетевом хозяйстве это необходимая мера, которая снимает для Новосибирска ряд ограничений. Условно отнесем это к первому фактору, обуславливающему сложившуюся ситуацию с подключением к энергосетям.

— Как, на ваш взгляд, можно решить вопрос с резервом мощностей, которым располагают многие предприятия?

— Нерешенный вопрос с зарезервированными мощностями я бы отнес ко второму сдерживающему фактору. Не утверждаю, что это простое решение, но и к нерешаемой эту проблему также бы не отнес. Многие предприятия имеют мощности, которые используют не полностью, и никаких выгод не получат, если начнут делиться резервом. «Черного» рынка тут не организуешь. И власть опять занимает в этом вопросе позицию невмешательства. В то время как, на мой взгляд, можно найти правила, стимулы, которые побудят предприятия, производства отказываться от излишков электроэнергии. Этот резерв велик, и из-за этого складывается парадоксальная ситуация: излишки не задействуются, но энергетик все равно боится брать на себя ответственность подключать новые объекты: а вдруг завтра попросят резерв, и технология не позволит. В принципе, решение этой проблемы требует действий не только со стороны региональной власти, но и со стороны власти федеральной.

— Какие еще меры помогут справиться со сложившейся ситуацией?

— Мне кажется, что здесь должны действовать жесткие правила. В генплане каждого города, каждого поселения обязательно определяются зоны, где никакой существенной платы за подключение не должно быть. Инвестор, застройщик должен оплачивать только технологические затраты, например, за подведение линии, но не платить монополисту только за то, что он просто дает разрешение на подключение.

Необходимо разрабатывать механизм для развития сетевого хозяйства там, где его объективно нет. Например, энергетикам давать гарантии инвестору на постепенный выкуп. Это применимо для ситуации, когда застройщик планирует осваивать какие-либо территории уже сегодня, а энергетик — только лет через пять. В подобных случаях энергетики должны предоставить инвестору проект, технические условия, согласование и гарантию выкупа этих мощностей впоследствии. Это и есть задача государства — эффективно регулировать деятельность естественных монополий, потому что по-другому здесь невозможно. Если по всем другим коммунальным услугам есть альтернативы, то электроснабжению найти альтернативу сложно. Необходимо создавать условия для привлечения инвесторов. По моему мнению, технические условия застройщикам должен выдавать муниципалитет. Установить за оказание этой услуги разумную сумму. В Новосибирске же этот механизм не работает. Не должен инвестор сам ходить к энергетикам, горводоканалу и т. д. Да, мы в советское время действительно были приучены к тому, что инвестор сам занимался всей инфраструктурой. Сейчас же другая ситуация. Это задачи базовые, и их надо решать муниципалитету.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ