Отдых на Алтае — дорогое удовольствие

С наступлением лета жители Сибири невольно начинают задумываться об отдыхе. При выборе между заграничным и внутренним туризмом выбор зачастую падает не на последний вариант в силу целого ряда факторов, основным из которых, безусловно, является высокая стоимость проживания. Насколько патриотичны новосибирцы и как с годами меняется количество туристов на Алтае, узнавала корреспондент «КС» МАРИЯ СОРОКИНА.

Редкий новосибирец не бывал на Алтае хотя бы раз в своей жизни. Корреспондент «КС» — не исключение. Получив приглашение в четырехдневный инфотур на Алтай от новосибирского туроператора «АКРИС», я, недолго думая, собрала вещи и отправилась в назначенное место отправления автобуса.

Спустя несколько часов дороги, уже в аэропорту Горно-Алтайска, к небольшой группе новосибирцев добавилась более многочисленная группа туроператоров из Москвы, прилетевшая на самом первом рейсе авиакомпании S7 Москва–Горно-Алтайск. Вместе с ними нам предстояло осмотреть популярные туристические базы Алтая, основные достопримечательности региона и его рекреационные возможности.

Оказавшись на Алтае не в первый раз, я примерно представляла, по каким местам нас будут водить и что рассказывать. Москвичи же были в полном восторге. Ожидая совершенно неразвитую инфраструктуру, отсутствие хороших дорог и наличие голодных медведей в лесу, они не могли представить, что, оказывается, в алтайской глубинке теплится жизнь и, более того, развивается туристический бизнес. К тому же повезло с погодой — за все время инфотура на алтайском небе не было ни облачка, а солнце светило совершенно по-летнему.

В течение четырех дней группе показали множество номерных фондов самых разных баз отдыха, отелей, санаториев и гостиниц Алтая. Среди них — «Ареда», «Лесотель», «Турсиб», «Алтика», «Беловодье», «Алтай-WEST», «Долина Алтая» и многие другие. В общей сложности более 20 различных мест, где можно с комфортом отдохнуть на Алтае. Суточный чек пребывания в осмотренных местах варьировался ощутимо — от 300 рублей до 24 000 рублей в зависимости от типа жилья: от домика без удобств до шикарных апартаментов. Москвичи впечатлились и с уверенностью сказали, что их клиенты с радостью поедут отдыхать сюда, да и сами они не прочь, «да вот помеха — кусачие цены».

Именно стоимость отдыха на Алтае является камнем преткновения для любого туриста, даже московского. Растет поток туристов — растут и цены. Комфортный отдых, включающий проживание в номере люкс, бассейн на территории базы, вкусное питание и приятную атмосферу вокруг, обойдется дороже привычного двухнедельного отдыха в Турции. А между тем на Алтае нет моря — окунуться в Катуни можно, но о «поплавать» речи не идет, сервис далеко не на высшем уровне, а также ситуация с безопасностью оставляет желать лучшего. С другой стороны, редко кто отдыхает на Алтае 14 дней, как правило, туристы приезжают в регион на выходные.

Стоит отметить, что год за годом базы становятся более комфортабельными и современными, развиваются сеть развлечений и логистическая доступность региона. Все так же прекрасна природа Алтая — горы, реки, чистейший лечебный воздух, просторы вокруг и неизменная романтика у костра. Причиной столь высоких цен проживания на алтайских базах, безусловно, является сезонность, от которой никуда не деться. Во время инфотура это было особенно заметно: в начале июня туристов на Алтае совсем немного, по словам туроператов, основной поток из Новосибирска, Кемерова, Барнаула и Томска двинется в регион после 12 июня. По сути, за небольшой срок — три летних месяца — базе нужно заработать столько, чтобы успешно перезимовать и с полной боевой готовностью встретить следующий туристический сезон. Поэтому комфортный отдых на живописном Алтае зачастую «кусается» ценами и все еще проигрывает популярным заграничным направлениям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Рожаев, руководитель отдела развития внутреннего туризма группы компаний «АКРИС»:

— Сейчас мы переживаем последствия экономического кризиса, это отмечают многие туроператоры. Пиковым сезоном по посещаемости было лето 2008 года. В этом году мы надеемся выйти вновь на докризисный уровень туристического потока. Алтаю нужна отличная логистика, чтобы поток туристов увеличивался с каждым годом, а отдых в этом регионе становился массовым. Недавнее открытие нового рейса авиакомпании S7 Москва–Горно-Алтайск, несомненно, будет привлекать в регион больше туристов, причем именно из европейской части страны. Три рейса в неделю — это в среднем около 350 человек. Благодаря этому мы сможем сделать сезон длиннее — с начала мая по конец октября, тем более что погода в это время на Алтае благоприятствует комфортному отдыху.

Сейчас туристы едут на Алтай прежде всего из Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Алтайского края, чуть меньше — из Омской области. Жителей Урала намного меньше, как и москвичей. В общей сложности в прошлом году, согласно официальным данным, Алтай посетило порядка 1,35 млн туристов, это на 12% выше показателей 2010 года. Иностранцы приезжают в основном из Европы, Японии, США, но в большинстве по тематическим программам — это активный туризм или этнография. Они в отличие от россиян более тщательно готовятся к путешествиям: собирают необходимую информацию, изучают карты, полностью прорабатывают маршрут. Говорить о том, что зарубежных туристов на Алтае с каждым годом становится все больше, пока рано. Хотя официальные данные отмечают некоторый рост потока иностранцев. Я не стал бы с такой уверенностью утверждать, что поток иностранных туристов увеличивается. Причины общие, как и для всей России: визовая политика и низкий уровень безопасности.

Большинство туристов на Алтае предпочитают спокойный отдых на базах, включающий экскурсии. Чаще всего это туры выходного дня либо 5–7-дневные, отдых с лечебной целью составляет обычно 14–21 день. Меньше едут по тематическим и экскурсионным программам. Активные туры, к сожалению, у нас на последнем месте по популярности. В последнее время наша компания уделяет особое внимание развитию Алтая — это для нас приоритетное направление. Большие надежды мы возлагаем именно на активные и экскурсионные программы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ