По данным консалтинговых агентств, средняя стоимость двухдневного тренинга увеличилась за два года с 5 до 10 тысяч рублей. Причина тому — рост интереса к обучению со стороны многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня руководители и менеджеры таких компаний — самые активные участники тренингов, и даже частое отсутствие результата после тренинга не уменьшает их оптимизма и желания соответствовать общим тенденциям.
Господин Хилгерс умеет убедительно доказать необходимость маркетинговых исследований. Фото Аркадия УВАРОВА
|
По мнению директора Центра «Харизма» Анны Власовой, средний бизнес становится основным клиентом тренинговых компаний. «Крупный бизнес выстраивает корпоративные учебные центры, руководители нанимают внутрифирменных тренеров, — отмечает Анна Власова. — В малом бизнесе просто нет достаточного количества персонала для проведения внутрифирменного обучения, поэтому такие компании и обращаются в агентства».
Растущий спрос на обучение позволяет тренерам повышать цену на свои услуги. Еще два года назад двухдневный тренинг стоил от 5 до 8 тысяч рублей. Сейчас стоимость колеблется от 8 до 15 тысяч. Однако цена явно не соответствует профессиональному уровню местных специалистов, и тренинги с их участием проводятся все реже.
«Большинство новосибирских тренеров не участвовали в оригинальных западных разработках, изучив их лишь по книгам или узнав от тех, кто такие тренинги проходил», — объясняет бизнес-тренер Илья Чекурашев. Такая ситуация приводит к тому, что под видом тренингов участникам предлагают классические семинары, дающие теоретические знания, но не связанные с практикой бизнеса.
Разочаровавшись в местных специалистах, представители малого и среднего бизнеса обратили внимание на семинары консультантов-иностранцев, готовых не только делиться практическим опытом, но и делать это в максимально доступной форме. В начале февраля по приглашению Центра развития малого бизнеса Новосибирск посетил американский маркетолог Клаус Хилгерс. Судя по невысокой цене семинара (всего 8900 рублей, что меньше стоимости семинаров многих отечественных маркетологов), американец приехал в Новосибирск не только для обмена опытом, но и с целью поиска клиентов. (Господин Хилгерс является совладельцем компании Epoch consultants.) В беседе с корреспондентом «КС» Клаус Хилгерс заявил, что уровень местных специалистов в области маркетинга «до сих пор не соответствует мировому уровню». «В России не привыкли проводить маркетинговые исследования, — объясняет господин Хилгерс. — Западные компании тратят на это огромные бюджеты, понимая, что без исследований невозможно построить успешный маркетинг, а здесь отношение к исследованиям только формируется».
Однако участники семинаров ждут от западных консультантов не лекций по важности исследований, а утилитарных инструментов. Директор и владелец мехового салона «Женни» Женни Михелева рассказывает, что посещать тренинги стала с конца 2003 года. «На тренингах можно получить конкретные идеи, которые потом применяются в бизнесе, — объясняет госпожа Михелева. — После семинара Клауса Хилгерса я сама разработала годовой рекламный план для своей компании, которым очень довольна». Женни Михелева считает, что все ее расходы на собственное развитие и обучение торгового персонала окупаются.
Директор и владелец частной клиники «Инсайт» Сергей Лубинец считает, что обучающие мероприятия должны улучшать финансовые показатели компании. «Когда на последнем семинаре тренер спросил у участников, каковы их ожидания, я ответил, что хочу, чтобы через один-два месяца после тренинга прибыльность моей компании выросла в два раза, — вспоминает господин Лубинец. — Если эта цель будет достигнута, то тренинг окажется эффективным. Если нет — значит, надо учиться дальше».