Тренинг для «маленьких»

По данным консалтинговых агентств, средняя стоимость двухдневного тренинга увеличилась за два года с 5 до 10 тысяч рублей. Причина тому — рост интереса к обучению со стороны многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса. Сегодня руководители и менеджеры таких компаний — самые активные участники тренингов, и даже частое отсутствие результата после тренинга не уменьшает их оптимизма и желания соответствовать общим тенденциям.

Тренинг для «маленьких» - Фотография
Господин Хилгерс умеет убедительно доказать необходимость маркетинговых исследований. Фото Аркадия УВАРОВА

По мнению директора Центра «Харизма» Анны Власовой, средний бизнес становится основным клиентом тренинговых компаний. «Крупный бизнес выстраивает корпоративные учебные центры, руководители нанимают внутрифирменных тренеров, — отмечает Анна Власова. — В малом бизнесе просто нет достаточного количества персонала для проведения внутрифирменного обучения, поэтому такие компании и обращаются в агентства».

Растущий спрос на обучение позволяет тренерам повышать цену на свои услуги. Еще два года назад двухдневный тренинг стоил от 5 до 8 тысяч рублей. Сейчас стоимость колеблется от 8 до 15 тысяч. Однако цена явно не соответствует профессиональному уровню местных специалистов, и тренинги с их участием проводятся все реже.

«Большинство новосибирских тренеров не участвовали в оригинальных западных разработках, изучив их лишь по книгам или узнав от тех, кто такие тренинги проходил», — объясняет бизнес-тренер Илья Чекурашев. Такая ситуация приводит к тому, что под видом тренингов участникам предлагают классические семинары, дающие теоретические знания, но не связанные с практикой бизнеса.

Разочаровавшись в местных специалистах, представители малого и среднего бизнеса обратили внимание на семинары консультантов-иностранцев, готовых не только делиться практическим опытом, но и делать это в максимально доступной форме. В начале февраля по приглашению Центра развития малого бизнеса Новосибирск посетил американский маркетолог Клаус Хилгерс. Судя по невысокой цене семинара (всего 8900 рублей, что меньше стоимости семинаров многих отечественных маркетологов), американец приехал в Новосибирск не только для обмена опытом, но и с целью поиска клиентов. (Господин Хилгерс является совладельцем компании Epoch consultants.) В беседе с корреспондентом «КС» Клаус Хилгерс заявил, что уровень местных специалистов в области маркетинга «до сих пор не соответствует мировому уровню». «В России не привыкли проводить маркетинговые исследования, — объясняет господин Хилгерс. — Западные компании тратят на это огромные бюджеты, понимая, что без исследований невозможно построить успешный маркетинг, а здесь отношение к исследованиям только формируется».

Однако участники семинаров ждут от западных консультантов не лекций по важности исследований, а утилитарных инструментов. Директор и владелец мехового салона «Женни» Женни Михелева рассказывает, что посещать тренинги стала с конца 2003 года. «На тренингах можно получить конкретные идеи, которые потом применяются в бизнесе, — объясняет госпожа Михелева. — После семинара Клауса Хилгерса я сама разработала годовой рекламный план для своей компании, которым очень довольна». Женни Михелева считает, что все ее расходы на собственное развитие и обучение торгового персонала окупаются.

Директор и владелец частной клиники «Инсайт» Сергей Лубинец считает, что обучающие мероприятия должны улучшать финансовые показатели компании. «Когда на последнем семинаре тренер спросил у участников, каковы их ожидания, я ответил, что хочу, чтобы через один-два месяца после тренинга прибыльность моей компании выросла в два раза, — вспоминает господин Лубинец. — Если эта цель будет достигнута, то тренинг окажется эффективным. Если нет — значит, надо учиться дальше».

Прямая речь
При каких условиях тренинг будет эффективен?

Светлана Метельская, генеральный директор аудиторской фирмы «Нобл Компани» (Новосибирск):

— Первое условие, без которого об эффективности не может быть и речи, — это заинтересованность сотрудников в освоении тех знаний и навыков, на развитие которых направлен тренинг. Эффективность тренинга будет выше, если сотрудник видит прямую связь между перспективами, которые открыты перед ним на его рабочем месте, и эффективностью своего обучения. Если специалист понимает, как полученные знания могут быть применены на практике, каким образом они улучшат результаты его труда, как рост квалификации скажется на статусе сотрудника в компании, на его материальном вознаграждении, на его карьерном продвижении, то такой сотрудник будет более мотивирован успешно пройти тренинг. Ведь мы не в силах заставить людей учиться — мы лишь можем создать условия, в которых учеба будет интересной и привлекательной. Стремление к расширению своего профессионального кругозора — это часть корпоративной культуры, а тренинг — лишь один из инструментов роста. Поэтому, на мой взгляд, очень важно создать и поддерживать такую атмосферу в компании, в которой применение такого инструмента, как тренинг, будет эффективным. А вопросы тематики и формы уже вторичны.

Олег Нестеров, директор по развитию «МС Менеджмент» (Красноярск):

— Тренинг обязательно следует проводить в обстановке, далекой от напряженной. Лучше, если тренинг проводит не один специалист, при этом очень важна форма одежды: тренер без галстука воспринимается аудиторией с большим комфортом. Тренинг должен проводиться максимум три, а лучше два дня, методом погружения, чтобы времени не оставалось ни на что, кроме занятий. По итогам дня или даже чаще следует проводить тестовое мероприятие с «вытягиванием наружу» отложившихся у людей знаний. Вести тренинг должен не только профессионал в своей области, но и подкованный психолог, двигатель, способный увлечь за собой, даже холерик в какой-то мере.

Илья Стахеев, старший специалист по связям с общественностью филиала ОАО «МТС макрорегион «Сибирь»:

— У любого тренинга две стороны: тренеры и заказчики. И успех зависит от обеих. На мой взгляд, эффективность тренинга зависит от нескольких параметров. Очень многое зависит от тренера — его компетентности, гибкости, умения чувствовать группу, его харизмы. Далее — очень важно, чтобы программа тренинга была хорошо адаптирована к потребностям участников и задачам компании-заказчика. С другой стороны, у будущих участников должна быть мотивация, учеба не должна восприниматься ими как пустая трата времени. Они должны быть активны, готовы к работе, открыты для восприятия нового.

Максим Филимонов, директор Академии современного образования (Новосибирск):

— Тренер должен быть практиком, то есть иметь опыт решения вопросов, которым посвящен тренинг. Персонал должен понимать, что даст ему этот тренинг, и почему сейчас проводится именно он. Идеальный вариант — это корпоративный тренинг, основанный на материале и проблемном поле той компании, в которой проводится.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ