Назло конкурентам

Согласно опубликованному на этой неделе годовому отчету компании «Газпромнефть-Новосибирск» чистая прибыль эмитента в 2010 году сократилась на треть по сравнению с 2009 годом. Причину этого явления «дочка» «Газпром нефти» видит в росте на 24,4% себестоимости проданных товаров. По мнению опрошенных «КС» участников новосибирского розничного топливного рынка, падение прибыли «Газпромнефти-Новосибирск» стало следствием проводимой этим крупнейшим на рынке игроком политики по искусственному сдерживанию розничных цен на принадлежащих ей АЗС.

По итогам прошлого года чистая прибыль «Газпромнефти-Новосибирск» составила 379,4 млн рублей, что на 169,8 млн меньше, чем в 2009 году. Падение достигло 30,9%. Только в IV квартале прошлого года чистая прибыль общества снизилась на 41,2% (на 50,1 млн рублей) — до 71,4 млн. Основным фактором, оказавшим влияние на уменьшение размера чистой прибыли, «Газпромнефть-Новосибирск» называет увеличение себестоимости проданных товаров на 2,23 млн рублей (24,4%).

Получить комментарий в «Газпромнефти-Новосибирск» «КС» не удалось. «Я не даю никому никаких комментариев», — отрезал генеральный директор компании Андрей Шимкив.

Опрошенные «КС» участники рынка АЗС причины падения прибыли «Газпромнефти-Новосибирск» видят в проводимой этим игроком на протяжении уже нескольких лет политики сдерживания розничных цен на принадлежащих ей 100 АЗС (из 500 функционирующих в Новосибирской области). По словам участников рынка, через этого участника вертикально интегрированного холдинга проходит большая часть бензина из Омского НПЗ (актив «Газпром нефти»), доля которого на новосибирском рынке превышает 60% от всего топлива, поступающего с нефтезаводов. При этом продавцы АЗС говорят о невозможности покупать непосредственно у Омского НПЗ.

«Сдерживая розничные цены на своих АЗС, «Газпромнефть-Новосибирск» постепенно выдавливает с рынка независимых игроков, которые физически не могут конкурировать с этим гигантом, — говорит совладелец сети «Синтез» Владимир Тамурко. — Сегодня в Новосибирске одни из самых низких в России цен на топливо. На Алтае литр АИ–92 стоит от 23 до 24,3 рубля, в Омске — 22,7 рубля, в Москве — 24,3 рубля. У нас же — 22,1 рубля. В условиях проводимой «Газпромнефтью-Новосибирск» политики скидок (от 70 копеек до 1,3 рубля) мы, независимые участники рынка АЗС, работаем в ноль. Например, в течение последней недели оптовая цена на литр дизельного топлива увеличилось на 1,7 рубля, на заправках города благодаря политике «Газпромнефти-Новосибирск» — лишь на 1 рубль».

«Доходность сетей упала не то что на треть, она упала на 50%. Нас продолжает давить монополия. Если «Газпромнефть-Новосибирск» теряет на рознице, она зарабатывает на опте», — вторит коллеге директор сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук, который в условиях падения рентабельности в прошлом году продал пять АЗС, четыре из которых купила «Газпромнефть-Новосибирск». По его оценке, в самое ближайшее время ведущие сети города будут вынуждены выставить свои заправки на продажу.

«Но розничный диктат «Газпромнефти-Новосибирск» — это полбеды, с 1 января текущего года прекратились поставки в Новосибирск топлива с «Сургутгазпрома» (актив «Газпрома»), у которого многие из нас покупали продукт. Именно работа с Сургутом позволяла нам выживать на рынке. А сейчас Новосибирскую, Омскую области и Алтайский край лишили альтернативы. Парадокс: в Томск проходит бензин из Сургута, к нам — нет. Дескать, или берите с Омского НПЗ, или сидите без топлива. Остается «Роснефть», но эта компания на 90% ориентирована на экспорт», — констатирует господин Сенчук.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ