Руслан Ефремов: «Макбет» — огромное событие»

Три месяца назад в Новосибирском оперном театре сменилось руководство: возглавлявший театр на протяжении семи лет Борис Мездрич по предложению министра культуры отправился руководить Ярославским театром драмы, а директором НГАТОиБ стал Руслан Ефремов, до этого занимавший должность его заместителя. О работе над постановкой оперы «Макбет» совместно с Парижской оперой и о влиянии кризиса на театр РУСЛАН ЕФРЕМОВ рассказал корреспонденту «КС» СЕРГЕЮ САМОЙЛЕНКО.

— Вашим первым крупным проектом на посту директора театра стал совместный с парижской оперой «Макбет». Понятно, что начинался проект еще при Борисе Мездриче, но заключительная стадия — уже на вашей ответственности. Как идет работа над спектаклем, есть ли сложности?

— Сложности есть всегда, но они решаются в рабочем порядке. Команда работоспособна, общий язык французской части группы с нашими специалистами найден, успешно прошла разгрузка декораций, прибывших из Парижа. Словом, нормальный рабочий процесс. Общий объем груза, могу сказать, немаленький — девять 40–футовых контейнеров с жесткими декорациями. Эти декорации по соглашению изготавливала французская сторона. Плюс к этому серьезный объем видеооборудования, который берется в аренду. Костюмы к спектаклю шьем мы, причем не только для наших спектаклей, но и для тех, которые будут в Париже. Опера «Макбет» будет в репертуаре и нашего театра, и в репертуаре Opera Bastille, уже намечен график показов на 2010–2011 годы и в Новосибирске, и в Париже. Сейчас у нас пройдет четыре спектакля (19, 21, 23 и 25 декабря), в Париже в апреле — 11 спектаклей. Главное в этой постановке не то, что производством декораций занимаются французы, а костюмами — мы. Уникальна настоящая совместная работа над всем проектом. Обе стороны предоставляют и материальные, и технические, и творческие ресурсы для постановки этого спектакля. Но постановочная группа — российская: режиссер — хорошо известный в Новосибирске Дмитрий Черняков, дирижер-постановщик спектакля — главный дирижер нашего театра Теодор Курентзис.

— «Макбет — первый проект, для «раскрутки» которого привлечено рекламное агентство. Чем вызвано обращение к профессионалам? Были сомнения в том, что эта премьера соберет зал?

— На примере «Макбета» нам хочется испробовать различные механизмы доведения до зрителя информации, ее подачи. Обратившись к профессиональным пиарщикам, мы не преследуем цели увеличения сборов. Уже сейчас мы фактически полностью продали билеты на первые два вечера, и нет сомнений, что и остальные билеты будут проданы. То есть такой цели мы не ставили. Нам интересен комплексный подход к этому событию. Эта постановка осуществляется в преддверии масштабных мероприятий — Года Франции в России (2009) и Года России во Франции (2010). То есть наш театр одним из первых в России осуществляет этот очень серьезный российско-французский проект, который, надеюсь, станет важным событием предстоящего культурного марафона.

В чем его уникальность? Не каждая площадка в России имеет в репертуаре совместную постановку с одним из самых известных театров мира, каким является Парижская опера. Именно совместную постановку — не гастрольный проект, не арендованный спектакль. Уникальность проекта и в том, что работа над ним велась по существующим в Европе алгоритмам и технологиям. Конечно, транспортное плечо — три с половиной тысячи километров до Москвы и столько же до Парижа — сделало проект очень затратным, но стороны разделили расходы. Еще раз подчеркну: российская постановочная группа, работающая над спектаклем, и премьерные показы сначала в Новосибирске — это прецедент для отечественного театрального процесса. Это интересно и для зрителей, и для коллег, в том числе и из ведущих российских театров. И, безусловно, это огромное событие и для нашего театра, и для города, и для региона.

— Повлиял ли кризис на посещаемость театра?

— Знаете, кризис на посещаемость не повлиял, по крайней мере мы никакой перемены в отношении зрителей к нашему театру не заметили. Билеты как продавались, так и продаются. На балете «Баядерка» на днях был аншлаг.

— Кстати о ценах. Сколько будут стоить билеты на «Макбет»?

— Конечно, цены будут несколько выше, чем на наши остальные спектакли. Самые дорогие — 4–5 тысяч (их немного, это лучшие места в партере), самые дешевые — 150 рублей.

— Приедет ли на премьеру «Макбета» интендант Парижской национальной оперы Жерар Мортье и другие оперные персоны первой величины? Велик интерес к премьере у крупных российских бизнесменов, среди которых много меломанов?

— Разумеется, на премьере будет присутствовать и Жерар Мортье, и многие культурные деятели и официальные лица — например, советники по культуре президента Франции, кураторы с русской и французской стороны годов Франции в России и России во Франции; будут представители российского Министерства культуры, приедет много известных журналистов. Состав гостей ожидается солидный. Приглашения разосланы и многим крупным бизнесменам, но загадывать, кто из них прилетит, я не стану. Событие значительное в любом случае, и интерес к нему огромен.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ