Hainan Airlines прилетела в Красноярск

В момент жесточайшего кризиса базового перевозчика красноярского аэропорта авиакомпании-конкуренты продолжают осваивать авиарынок Красноярска. 19 сентября один из крупнейших авиаперевозчиков Китая — Hainan Airlines — приступает к выполнению рейсов из аэропорта Емельяново.

Аналитики уверены, что именно кризис «КрасЭйр» помог китайской компании начать освоение нового для себя рынка.

HNA занимает четвертое место в Китае по размеру флота. По данным на март 2008 года, ей принадлежало 144 воздушных судна.

Компания осуществляет регулярные местные и международные рейсы, имеет около 500 назначений из Хайнаня и девяти аэропортов материкового Китая. Основная часть акций HNA (48,6) принадлежит властям провинции Хайнань. Еще около 18,6% контролируется Джорджем Соросом.

О своем интересе к присутствию в Емельяново китайский авиаперевозчик Hainan Airlines Company Limited (HNA) заявлял еще в 2006 году. Официальная заявка на полеты по маршруту Пекин-Красноярск была подана в начале 2008 года, однако найти взаимопонимание с аэропортом HNA удалось лишь в конце августа.

Первый полет самолет китайской компании выполнит 19 сентября, вылетев из Пекина. По словам регионального менеджера в Красноярском крае Лю Хуея, HNA на первом этапе будет выполнять два рейса в неделю. «Но мы рассчитываем, что это только начало, и вскоре нам дадут возможность увеличить количество вылетов. Рынок перевозок в крупных сибирских городах нам давно интересен. Еще когда мы пришли в новосибирский аэропорт Толмачево, мы понимали, что следующим городом станет либо Красноярск, либо Иркутск», — пояснил Лю Хуей. Для перевозок HNA будет использовать Боинг 737 вместимостью 150 человек. Средняя стоимость билета эконом-класса составит 520 евро (туда и обратно). Одно-временно с рейсами в Красноярск HNA увеличит количество рейсов в Новосибирск до трех.

По словам пресс-секретаря ОАО «Аэропорт Красноярск» Ирины Лакусты, выдача слотов затянулась из-за смены руководства аэропорта. «Решение могло быть принято еще в начале лета, но наш генеральный директор, Сергей Солнцев, ушел в отставку, и до появления нового руководителя, Евгения Фролкина, вопрос отложили. Мы давно поддерживали намерение HNA прийти к нам. Но в прошлые годы проблема заключалась в том, что HNA не могла получить одобрение правительства Китая на полеты в Красноярск», — пояснила она.

Появление HNA на направлении Красноярск-Пекин руководство аэропорта Емельяново никак не связывает с продолжающимся кризисом своего базового перевозчика — ОАО «КрасЭйр». Именно эта компания до сих пор выполняла рейсы Красноярск-Пекин два раза в неделю на самолете Ту–154.

Руководитель пресс-службы «КрасЭйр» Людмила Ганжурова уверенно заявляет, что самолеты компании и впредь продолжат летать в Пекин. «Расписание на зимние рейсы пока не готово, а в графике ближайших рейсов в Пекин изменений нет. Сейчас мы летаем два раза в неделю, возможно, к зиме останется только один рейс — это направление имеет сезонный характер. Конкуренции с HNA мы не опасаемся, даже если на первом этапе они будут демпинговать», — полагает Людмила Ганжурова. Она также не связывает приход HNA в Красноярск с кризисом «КрасЭйр», так как компания, по ее словам, сохранит свои основные рейсы, с 30 сентября перейдя под флаги «Атлант-Союза». Однако стоит отметить, что именно после кризиса красноярского авиаперевозчика в Емельяново появилось пять новых авиакомпании — «Трансаэро», «ЮТэйр», «Иркутск Авиа» и «Владивосток Авиа», — а S7 и «Аэрофлот», присутствовавшие в аэропорту и ранее, значительно увеличили количество маршрутов.

Основные игроки местного рынка авиаперевозок неохотно комментируют появление HNA в Красноярске. «Не могу прогнозировать, что будет в Красноярске, но в Новосибирске после прихода HNA спадов по продажам билетов в города Китая у нас нет. Сокращать количество рейсов мы не планируем, даже наоборот — в долгосрочной перспективе собираемся увеличивать. Думаю, конкуренции с китайскими перевозчиками бояться не стоит», — констатировал пресс-секретарь S7 в Новосибирске Денис Шкляров. По его словам, сейчас S7 выполняет в Пекин четыре рейса в неделю при стоимости билета эконом-класса на уровне 700 евро.

Аналитики полагают, что российский, в частности сибирский, рынок крайне интересен HNA, но завоевать его будет непросто. «В России ежегодно на 17–20% растет рынок авиаперевозок, при этом он остается ненасыщенным, рентабельных конкурентоспособных авиакомпаний мало. Так что китайцам есть где развернуться. Тем более сейчас вся мировая авиаотрасль ослаблена удорожанием топлива, а китайское правительство в значительной мере субсидирует своим компаниям топливные затраты. Так что для демпинга в Сибири запас у них есть», — полагает аналитик ИК «Антанта Пиоглобал» Александр Чуриков.

По его оценке, до сих пор расширению присутствия Hainan Airlines в Сибири мешал монополизм местных авиакомпаний в регионах. «Авиакомпании по-прежнему имеют базовые аэропорты, где сторонним перевозчикам получить слоты крайне затруднительно. В Красноярске сейчас фактически прекратила самостоятельное существование KrasAir, поэтому они и вышли на это направление», — резюмирует Чуриков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ