KIA меняет дилера в Томске

Как стало известно «КС», компания KIA прекратила партнерство со своим старейшим официальным дилером в Томске — компанией «Велес-40», являющейся одним из самых крупных дилеров в регионе. На сегодняшний день эта компания официально представляет в Томске премиум-бренд Audi, а также марки Subaru и Hyundai Truck&Bus. Продажами KIA «Велес-40» занимался с 1995 года. По данным участников рынка, новым официальным дилером марки в регионе станет компания «Сто Коней», официально представляющая в городе бренды Chevrolet, Opel, GM-АвтоВАЗ. Экспертам и аналитикам остается лишь предполагать, станет ли этот случай предвестником новой волны смены дилерств в Сибири.

Информацию о смене дилера KIA в Томске «КС» стало известно от нескольких участников рынка. В «КИА Моторс РУС» не успели прокомментировать ситуацию, однако на сайте дистрибьютора в списке дилеров «Велес-40» больше не значится. В компании «Сто коней» получить комментарии в кратчайшие сроки также не удалось, однако на нынешнем сайте дилера появился специальный раздел под бренд KIA. Наконец, исполнительный директор «Велес-40» Екатерина Куликова пояснила «КС», что «дилерский договор с KIA не был продлен импортером».

Опрошенные «КС» томские дилеры не были удивлены сложившейся ситуацией. По их словам, KIA подыскивала в Томске партнера на протяжении последних 1,5 лет. С 1995 года официальными продажами автомобилей корейской марки занимался «Велес-40». На тот момент у KIA еще не было собственного представительства в России, и продажи осуществляли дилеры трех дистрибьюторов — «КИА-Сандол», «Sokia», и «Автотормаркет». После появления единого дистрибьютора в лице представительства «КИА Моторс РУС» кардинальному пересмотру подверглась вся дилерская сеть компании в России. В результате первоначально дилерский договор был заключен с томским «Автокомплексом на Степановке» (официальный дилер АвтоВАЗ), однако спустя пару месяцев KIA сменила партнера на «Велес-40». С 2009 года по сей день именно эта компания официально представляла интересы KIA в Томске.

Сам «Велес-40» был настроен на активное продолжение партнерства с KIA. Так, в последнем интервью «КС» Екатерина Куликова отмечала, что ее компания вела переговоры с KIA об участие в дилерской деревне, к строительству которой после кризиса приступил «Велес-40». Однако теперь этот бренд точно не поселится на этой площадке. По информации участников рынка, «Сто Коней» уже в ближайшее время могут открыть полнофункциональный дилерский центр KIA в другом конце города, строительство которого они начали ранее.

Участники рынка считают, что одной из причин того, что KIA нашла в Томске другого партнера, могло как раз стать то, что действующий дилер долгое время продавал автомобили наряду с другими марками в своем временном многоэтажном автокомплексе и не начинал строительство полнофункционального салона. В результате KIA успела найти в городе партнера, который был готов построить дилерский центр в сжатые сроки. Что касается местоположения салона, то томские дилеры сомневаются, что оно удачнее с точки зрения маркетинговой привлекательности, чем у прошлого дилера.

Вопрос с клиентами марки в Томске пока остается открытым. По имеющимся данным, покупатели ожидают поставку 20-40 автомобилей, за которые они заплатили аванс, но в силу отсутствия квот так пока и не получили. В «Велес-40» отмечают, что ведут переговоры с клиентами и импортером по урегулированию вопроса. Ввиду отсутствия статуса официального дилера у «Велес-40», за гарантийным обслуживанием клиентам KIA вероятнее всего придется обращаться к официальным дилерам марки в соседних городах Сибири.

Несмотря на сложность ситуации, в целом участники рынка позитивно оценивают дальнейшую судьбу KIA в Томске. «Я считаю, что у KIA в силу широкого модельного ряда и интересных моделей даже больше перспектив, чем у Hyundai в Томске. Этому способствует и то, что марка отныне будет представлена в полнофункциональном салоне, а сами «Сто коней» имеют большой опыт в продвижении массовых брендов», — уверен гендиректор автоцентра «Евразия» (официальный дилер Skoda, Volkswagen, Peugeot, Honda в Томске) Андрей Щегерцов. С коллегой солидарен и руководитель отдела продаж Renault ГК «Инком» (официальный дилер Renault, Hyundai, Mitsubishi, Nissan в Томске) Павел Бойцов. «Марке по силам догнать Hyundai, при условии наличия квот. В среднем за счет несколько иных комплектаций Kia более доступна клиентам по цене, что является не последним фактором при выборе автомобиля. Поэтому при полноценном дилерском центре у марки есть серьезные шансы не только не потерять, но и усилить позиции в Томске», — считает Павел Бойцов. По данным АЕБ, за 11 месяцев 2011 года, KIA при помощи своего дилера «Велес-40», смогла реализовать 382 автомобиля, а Hyundai силами «Автосан Моторс» 595 автомобилей. Вместе с тем, по словам Павла Бойцова, при сопоставлении таких результатов стоит принимать во внимание соотношение квот между Kia и Hyundai, а также поздний выход на рынок KIA Rio.

Тем временем, «Велес-40» не планирует сдаваться без боя и намерен призвать к диалогу импортера, — тем более, что такие примеры есть в соседних городах Сибири. Напомним, что в мае прошлого года KIA со скандалом лишила статуса официального дилера компанию «КИА Центр Барнаул» (ООО «Витязь»). Тогда гендиректор компании Антон Ковалев настаивал, что у импортера не было никаких оснований для приостановки договора, и он будет готов доказывать это в суде. «Ни одного пункта дилерского договора за 3 года работы компания не нарушила», — отмечал тогда Антон Ковалев. Произошедшее с компанией он классифицировал как «недобросовестную конкуренцию» или «рейдерский захват», ссылаясь на действующего официального дилера KIA в Барнауле — «Реал-Моторс». Вместе с тем, по результатам проверки прокуратуры против руководства ООО «Витязь» было возбуждено уголовное дело. Согласно его материалам, дилером не выполнены обязательства более чем по 70 договорам купли-продажи на общую сумму около 31 млн. руб.

Несмотря на такие случаи, компания KIA продолжает активно развиваться в Сибири, — так, со дня на день в Новосибирске произойдет техническое открытие второго официального дилера марки в Новосибирске — компании «АвтоСтар-Азия».

Редакция «КС» будет следить за развитием ситуации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ