KIA закрыла дилера в Барнауле

Компания KIA Motors RUS расторгла дилерский договор со своим официальным дилером в Барнауле — ООО «Витязь» («Киа Центр Барнаул»). По данным компании, основанием для такого шага стало нарушение компанией «Витязь» условий дилерского договора. Сам дилер, впрочем, отмечает, что за время своего функционирования ни разу не нарушал ни одного пункта договора и намерен доказывать свою правоту в суде. Тем временем, клиенты дилера, оплатившие автомобили, так пока их и не получили, а сам дилерский центр на сегодняшний день закрыт.

Ажиотаж вокруг ситуации с «Киа Центр Барнаул» был инициирован недовольными клиентами, которые внесли предоплату за автомобили, причем в некоторых случаях полную, а свои автомобили так и не получили. По данным газеты «Ваше дело», сейчас машины находятся на территории «Реал-Моторс.

Точное количество пострадавших на текущий момент не известно. По данным портала Altapress, коллективное заявление в краевую прокуратуру и ГУВД по Алтайскому краю направили 6 человек, объем их претензий составляет более 2,5 млн рублей. Точное число пострадавших не называется, но приблизительно оно оценивается в несколько десятков. Как пояснила НГС помощник прокурора Индустриального района Татьяна Жарикова, в прокуратуру поступило два заявления от покупателей автосалона «Киа Центр Барнаул». Покупатели оплатили по договору 100% стоимости автомобиля, но так и не получили машин. Им пришло уведомление о том, что автосалон закрыт и за возвратом денег нужно обращаться в автосалон, однако в автосалоне денег покупателям не вернули. После этого граждане обратились в прокуратуру. Всего, как уточнили в прокуратуре, сейчас в правоохранительных органах зарегистрировано около 20 подобных заявлений.

По данным руководства «Витязя», мнение которого приводит Altapress, партия машин для «Киа Центр Барнаул» внезапно была перенаправлена второму официальному дилеру KIA в Барнауле — «Реал-Моторс», представители которой по распоряжению Kia Motors Rus также забрали и автомобили, находившиеся в шоу-руме «Витязя».

«Можно назвать произошедшее с нами рейдерским захватом, можно сказать, что это недобросовестная конкуренция. Дело в том, что собственник «Реал-Моторс» (примечание «КС Онлайн»: по данным «СПАРК», — совладельцем компании является крупнейший федеральный дилер «У-Сервис+») находится в Москве. Он одним из первых предложил нам продать бизнес, и посоветовали ему это сделать в Kia Motors Rus. Сейчас каждый пытается развернуть ситуацию в свою пользу. Но у меня есть вопрос: как вообще «Реал-Моторс» без тендера получил дилерство? Мы конкурировали с четырьмя компаниями, потом построили салон по стандартам Kia и начали работать. Здесь появляется «Реал-Моторс» с криками, что они первые дилеры. С тех пор против нас развернута война», — пояснил Altapress Антон Ковалев. Представители «Реал-Моторс» ситуацию не комментируют.

Стоит отметить, что в начале 2010 года УФАС оштрафовало на 100 тыс. рублей компанию «Реал-Моторс» за то, что та в своей рекламной кампании называла себя «первым» дилером марки KIA на Алтае. При этом, заявление в УФАС было направлено другим официальным дилером KIA в Барнауле — компанией «Витязь». Ситуация была вызвана тем, что «Витязь» первым подписал дилерский договор с KIA, но дилерский центр открыл после «Реал-Моторс». Основываясь на этом, УФАС расценило действия «Реал-Моторс» как недобросовестную конкуренцию. Однако уже в сентябре седьмой арбитражный апелляционный суд установил, что УФАС несправедливо оштрафовало «Реал-Моторс», нарушив порядок привлечения дилера к административной ответственности. Таким образом, точка в противостоянии двух дилеров KIA тогда так и не была поставлена.

Антон Ковалев утверждает, что оставлять клиентов в беде он не собирается. «В ближайшее время этот бизнес будет продан, я веду переговоры по этому поводу с четырьмя компаниями из-за пределов Алтайского края. Главным условием для нас является желание и возможность покупателя разобраться в ситуации с клиентами», — сказал Altapress г-н Ковалев. Собеседник уточнил, что на продажу выставлены недостроенное и старое здания салона, а также дилерский контракт. Директор «Витязя» настаивает, что у Kia Motors Rus нет никаких оснований для приостановки договора, и он будет готов доказывать это в суде. «Ни одного пункта дилерского договора за три года работы компания не нарушила. Сейчас мы ведем переговоры с поставщиком, и мне кажется, что после праздников ситуация разрешится», — сказал Антон Ковалев. Директор компании «Витязь» оценил бизнес в 160 млн рублей.

Стоит отметить, что ситуации отзыва дилерства в Сибири по марке KIA уже происходили, но во многом были обусловлены значительной густотой дилерской сети производителя. Так, в 2010 году был расторгнут дилерский договор с официальным дилером марки в Омске — «Автоцентром на Кордном», а чуть ранее у официального дилера в Томске — «Автокомплекса на Степановке».

Ситуации конфликта дилеров и клиентов в связи с непоставленными автомобилями, на которые была внесена частичная или полная предоплата, имели наибольшее распространение в Сибири в условиях кризиса 2009-2010 годов.

Так, в 2009 году аналогичная конфликтная ситуация между клиентами и дилером произошла в Новосибирске с компаниями «Престиж Авто» и «Транзит Сервис», являвшихся соответственно официальными дилерами Skoda и Audi в Новосибирске. Весной 2009 года компании «Престиж Авто» и «Транзит Сервис» в силу образовавшейся кредиторской задолженности не смогли исполнять свои договорные обязательства, и импортерами марок были приняты решения о лишении их статусов официальных дилеров. Это вызвало волну конфликтов между данными дилерскими предприятиями, дистрибьюторами и клиентами. Клиенты дилеров долгое время не могли получить оплаченные ими автомобили. Вопрос стал решаться лишь после активного вмешательства в вопрос дистрибьютора в лице «Фольксваген Груп Рус».

Также осенью 2009 года с новосибирского рынка ушел и один из самых крупных автодилеров — «Автолэнд-Сибирь», некоторым клиентам которого также через суд пришлось доказывать свое право на автомобили.

По мнению главного управляющего директора ГК «Незавимость» Оскара Ахмедова, на сегодняшний день автомобильная «розница» еще не прошла этап оздоровления. «Сейчас рынок растет, но внутри механизма остались проблемы. Какой-либо негативный тренд может привести к тому, что региональные дилеры попадут в данную ситуацию. Если это произошло один раз, почему нет причин повторения ситуации? Поэтому в этой связи все зависит от качества работы компании», — резюмирует Оскар Ахмедов.

Редакция приглашает к обсуждению этой ситуации на форуме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ