Toyota нашла вторых дилеров в Красноярске и Иркутске

Александр Кангун (второй слева) как минимум еще два раза перережет ленточку дилерского центра Toyota: его компания запустит салоны в Иркутске и Красноярске
Александр Кангун (второй слева) как минимум еще два раза перережет ленточку дилерского центра Toyota: его компания запустит салоны в Иркутске и Красноярске

Компания Toyota, которая до недавнего времени имела в каждом городе Сибири по одному официальному дилеру, пока конкуренты активно наращивали свое присутствие, теперь намерена прибегнуть к активной региональной экспансии. В результате кроме Новосибирска у марки появятся вторые дилеры в Красноярске и Иркутске. Как удалось выяснить «КС», интересы марки в последних двух городах станет представлять ее действующий партнер в Красноярске – ГК «Крепость» Александра Кангуна, которой удалось не только отстоять родной город, но и выйти далеко за его пределы. Не все участники рынка считают тендер прозрачным.

По данным АЕБ, в 1 полугодии 2013 года в Новосибирске было продано 812 автомобилей Toyota (4-е место после Lada, Renault и Hyundai, -44,7%), в Красноярске — 2006 (2 место после Lada), в Иркутске – 1216 (1 место), в Омске — 905, в Томске — 568, в Кемерово — 878, в Новокузнецке – 836, в Барнауле – 546 машин. В целом по СФО по итогам полугодия Toyota заняла 2 место по продажам после «АвтоВАЗа».

Как пояснила «КС» старший специалист по корпоративным коммуникациям ООО «Тойота Мотор» Евгения Тетерина, сейчас переговоры с потенциальными партнерами об открытии вторых салонов Toyota в Красноярске, Иркутске и Новосибирске находятся в завершающей стадии. Поскольку протоколы о намерениях, где будут зафиксированы все договоренности, пока не подписаны, дистрибьютор не оглашает детали проектов. Однако по словам Евгении Тетериной, ожидается, что соглашение о намерениях с партнерами в Красноярске будет подписано в течение 1-2 месяцев, в Иркутске – к весне 2014 года.

По мнению коммерческого директора «Автоцентра АнгарА» (входит в ГК «ТеррА» — официальный дилер BMW, Suzuki, Subaru, Citroen, Seat в Иркутске) Дмитрия Климова, с учетом неплохих количественных показателей продаж бренда Toyota и наличия определенного дефицита по некоторым моделям, рано или поздно второй дилер в том же Иркутске все равно бы открылся.

Дилеры конкурирующих брендов придерживаются другой трактовки курса, взятого японской маркой. «Появление вторых дилеров Toyota в городах Сибири, на мой взгляд, стратегическая задача этой марки отстоять свои позиции, которые, как прогнозируют некоторые, могут серьезно пошатнуться из-за того, что весь 2014-ый фискальный год Nissan планирует обновлять почти весь свой модельный ряд», — считает директор автосалона Infiniti ГК «Агат-Авто» (официальный дилер Nissan, Infiniti, KIA, Hyundai Truck&Bus в Иркутске, Nissan в Братске) Татьяна Осипова.

Несмотря на то, что итоги тендеров не разглашаются, по данным источника «КС», вторым официальным дилером Toyota в Красноярске и Иркутске станет действующий партнер марки в Красноярске – ГК «Крепость» Александра Кангуна. Эту информацию «КС» косвенно подтвердили несколько участников тендера. В самой «Крепости» не подтверждают и не опровергают эти данные. Гендиректор «Крепость-Сириус» Елена Ласкаржевская пояснила «КС», что какие-либо комментарии по тендеру возможны лишь после подписания с победителем протокола о намерениях.

Будучи самым крупным автодилером Красноярска, в условиях кризиса 2009-2010 годов ГК «Крепость» пережила процедуру разделения после конфликта между двумя ее соучредителями. Александру Кангуну достались подразделения Toyota, Lexus, Volvo, а Виктору Поддубному – Ford, Mazda, Jaguar, Land Rover, Audi. Последняя стала работать под брендом «Авангард». В результате такого раздела каждая из групп стала развиваться независимо друг от друга. «Крепость» стала активно развивать свои бренды в других городах региона, в частности Абакане, а потом приняла решение выйти с Toyota и за пределы Красноярского края. Попутно Александр Кангун брался и за другие проекты, в частности он строит первую в Красноярске пятизвездочную гостиницу Marriott с инвестициями в 3,5 млрд. рублей.

Крупные игроки красноярского рынка не удивлены тем, что «Крепости» доверили строить для Toyota второй салон, но в то же время считают рисковым для дистрибьютора «складывать все яйца в одну корзину». Некоторые дилеры вообще открыто указывают на непрозрачность конкурса. «Если бы тендер по Красноярску был, мы бы в нем участвовали, но никакого тендера не было. На наши неоднократные письма в Toyota не было ни одного ответа, с нами не шли на контакт», — сетуют в «Медведь-Холдинге» (официальный дилер BMW, Volkswagen, Skoda, Mitsubishi, Hyundai, Peugeot в Красноярске).

В свою очередь иркутские авторитейлеры также с интересом посматривали на Toyota и активно подавали свои заявки, однако в итоге по их словам, дистрибьютор принял решение отдать дилерство красноярцам. «Toyota хотели взять многие, но во многом вопрос упирался в землю. В Иркутске с ней большие проблемы — фактически свободных площадок нет, а те, что есть, собственники не хотят отдавать под салон, выбирая более рентабельные бизнесы», — поясняет представитель одного из крупнейших мультибрендовых дилеров Иркутска на условиях анонимности.

Стоит отметить, что «Крепость» не только собирается строить дилерский центр в самом Иркутске, но уже обосновалась в соседнем Братске, где по словам участников рынка, уже заработал салон. Таким образом, «Крепость» напрямую будет конкурировать с действующим дилером марки – «Иркут БКТ». Получить комментарии от гендиректора компании Леонида Качаева «КС» не удалось.

Сейчас «Иркут БКТ» единственный их всех сибирских дилеров марки обеспечил ей 1 место по продажам среди всех автопроизводителей, уверенно обгоняя даже «АвтоВАЗ». В связи с этим иркутские дилеры сомневаются, что Toyota сможет удвоить продажи, — скорее, наоборот, рынок будет поделен между двумя игроками.

«Не думаю, что продажи марки в Иркутске глобально изменятся с приходом второго дилера. Безусловно, произойдет рост, но не настолько серьезный, чтобы без особых сложностей содержать и обслуживать полноценный ДЦ Toyota», — считает Татьяна Осипова. «С точки зрения инвестора открытие второго салона в Иркутске — сложная тема. По моим расчетам, срок окупаемости может составить около 7 лет, но это при условии отсутствия кризиса на авторынке. А с учетом открытия дилера в Братске и планируемого запуска в Улан-Удэ оценки могут быть еще пессимистичнее. Поэтому в сумме дилеры будут продавать достаточно автомобилей, но каждый по отдельности – нет», — считает совладелец ГК «Первая Автоколонна» (официальный дилер Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Ford, Mazda, KIA, Chevrolet, Porsche в Иркутске) Петр Хомяков. По его оценкам, второй дилер Toyota сможет продавать в год около 1400 автомобилей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ