Сектор медицинских технологий успешно преодолевает последствия экономического кризиса

    ВАШИНГТОН, 21 октября 2010 года ― В 2009 году предприятиям сектора медицинских технологий в США и европейских странах с трудом удавалось сохранять докризисные темпы роста доходов. При этом показатель чистой прибыли в целом по сектору улучшился почти на 11% в результате реорганизационных мер, принятых многими компаниями с целью оптимизации финансовых результатов. В то время как нынешний экономический кризис менее ощутимо ударил по сектору медицинских технологий на фоне многих других отраслей, новые проблемы обещают традиционной бизнес-модели сектора серьезные испытания на прочность. Таковы результаты ежегодного отраслевого обзора «Эрнст энд Янг» Pulse of the industry: medical technology report 2010, выпущенного сегодня в рамках конференции в области медицинской техники AdvaMed 2010. В обзоре анализируется комплекс факторов, из-за которых многие предприятия сектора оказываются сегодня в весьма непростой финансовой ситуации, с которой никогда прежде не сталкивались. Речь идет об усиливающемся дефиците капитала на рынках ценных бумаг, о внедрении сравнительного исследования эффективности в США (Comparative Effectiveness Research (CER)), о росте затрат, связанных с получением необходимых согласований в регулирующих органах, об административных барьерах, существующих на многих рынках, а также о принятом в рамках реформы системы здравоохранения США налоге на медицинские приборы. Данный налог придется платить уже в ближайшее время и, как ожидают многие представители сектора, он окажет непропорционально сильное давление на небольшие предприятия, еще не успевшие выйти на безубыточный уровень. «В прошлом году сектор медицинских технологий продемонстрировал впечатляющие результаты – рост чистой прибыли был достигнут на фоне стагнации уровня совокупного дохода. И все же самые большие проблемы еще впереди, – отмечает Джон Бэбитт, руководитель практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг предприятиям сектора медицинских технологий в Северной и Южной Америке. – Существующая модель финансирования оказывается малоэффективной в текущих условиях, и сектору нужны новые пути обеспечения финансовых ресурсов, необходимых для инновационного развития. В то время как больницы все чаще используют централизованные схемы закупок, финансирующие организации внимательно следят за результатами исследований CER. В этой ситуации производителям придется еще более убедительно демонстрировать эффективность своей деятельности, а с учетом замедлившихся темпов роста выручки, в частности на зрелых рынках, компании будут вынуждены искать альтернативные возможности обеспечения роста». По итогам исследования Pulse of the industry были сделаны следующие основные выводы: • Операционная эффективность как фактор увеличения чистой прибыли. Объемы продаж зарегистрированных на биржах производителей медицинской техники в США и Европе в 2009 году выросли лишь на 0,3% (до 294,1 млрд. долларов США), что намного меньше показателя за 2008 год (11%). Замедление роста связано со сложными экономическими условиями. Чистая прибыль компаний в 2009 году увеличилась на 10,8% (до 13,2 млрд. долларов США), при этом в Европе ее рост составил 29%, а в США она выросла на 4,3%. • Рынки заемного капитала – основной источник финансирования. В 2009 году европейскими и американскими компаниями был привлечен капитал в совокупном размере 13,1 млрд. долларов США, что на 45% больше показателя за предыдущий год. Во многом это обусловлено показателем роста в США (88%), важную роль в формировании которого сыграли несколько крупных сделок по привлечению заемного финансирования, осуществленных в удачный момент, когда процентные ставки опустились до исторически низкого уровня. Эта тенденция продолжалась в первой половине 2010 года, причем суммарный объем финансирования превысил показатель за аналогичный период прошлого года на 104%. • Венчурный капитал по-прежнему актуален. В 2009 году сохранялся относительно активный приток венчурного капитала в сектор. В 2010 году в США суммарный объем инвестированного венчурного капитала составил 2,7 млрд. долларов США – показатель достаточно скромный по сравнению с периодом с 2006 года по 2008 год, однако все же превышающий ежегодный объем аналогичных инвестиций в 2000-2005 годах. Европейские компании, работающие в секторе медицинских технологий, в 2009 году привлекли венчурный капитал в совокупном объеме 701 млн. долларов США. Данный показатель не сильно отличается от аналогичного за 2008 год. Только за первые шесть месяцев 2010 года в деятельность американских и европейских компаний сектора медицинских технологий уже инвестирован венчурный капитал в объеме 2,4 млрд. долларов США. Если тенденция продолжится, то годовой показатель по обоим регионам преодолеет прошлогоднюю планку. При этом отмечается самое неравномерное за последние 10 лет распределение венчурного капитала между сегментами сектора – инвесторы намного охотнее вкладывают средства в бизнес на более зрелых этапах развития. Это происходит в ущерб сегменту молодых предприятий, традиционно являвшемуся локомотивом инновационного развития сектора. • IPO. В США и Европе в 2009 году состоялось по одной сделке IPO с участием компаний сектора медицинских технологий. Еще по одной такой сделке в каждом из регионов было проведено за прошедший период 2010 года. Что касается США, то это были первые IPO с первого квартала 2008 года. В 2004-2007 годах на рынке США в среднем за год регистрировалось 14 сделок IPO. • Снижение активности на рынке M&A. Совокупный объем сделок слияний и поглощений на рынках США и Европы за 2009 год составил 15,7 млрд. долларов США. Это на 62% меньше, чем в 2008 году. Кроме того, это самый низкий совокупный показатель за период с 2002 года. В первой половине 2010 года активность рынка M&A шла по нарастающей: было объявлено 89 сделок в совокупном объеме 16,9 млрд. долларов США (не включая сделку по приобретению компанией Novartis мажоритарной доли участия в Alcon за 28,3 млрд. долларов США; c учетом этой сделки совокупный показатель за шесть месяцев 2010 года составил бы 45,2 млрд. долларов США). Новые фундаментальные проблемы Как показало исследование, в текущих условиях деятельности многие базовые составляющие традиционной бизнес-модели сектора медицинских технологий проверяются на прочность. Это дает почву для размышлений о необходимости коренного пересмотра важных элементов данной модели. В частности, в ходе исследования выявлены следующие ключевые проблемы, которые предстоит решить: Сохранение темпов внедрения инноваций. В основе традиционной модели внедрения инноваций в секторе медицинских технологий лежат быстрые циклы разработки продуктов, периодическое усовершенствование существующих продуктов в рамках сотрудничества и взаимодействия с врачебным сообществом, а также модель привлечения финансирования, требующая меньше времени и связанная с менее высоким уровнем риска по сравнению с разработкой лекарственных средств. Каждый шаг в рамках данного цикла в настоящее время становится объектом критического анализа с учетом того, что новые ограничения в отношении продуктов, отвечающих критериям ст. 510(k) Закона США о продуктах питания, лекарственных и косметических средствах, в части выпуска продукции в обращение на рынке, могут потребовать более длительного процесса согласования. Обеспокоенность также вызывают потенциальные последствия предлагаемых мер по повышению прозрачности взаимодействия с врачебным сообществом для компаний сектора в отношении их способности использовать имеющуюся информацию в целях совершенствования продуктов после получения разрешения на их выпуск в обращение. Кроме того, развивающиеся компании, по-видимому, столкнутся с проблемой постоянного дефицита финансирования. При этом те из них, для которых прежде оптимальным решением стал бы выход из капитала путем приобретения других активов, обнаружат, что потенциальные покупатели все чаще предпочитают инвестировать в зрелые рентабельные активы, нуждающиеся в существенных капиталовложениях. Ценность продукции и результаты деятельности. Ценность продукции, предлагаемой компаниями сектора, подвергается тщательному анализу со стороны финансирующих организаций, регулирующих органов и заказчиков. Этот контроль обещает стать еще более строгим с учетом внедрения CER и набирающей обороты тенденции централизации закупок, осуществляемых больницами, которая сужает круг доступных альтернатив в рамках того или иного класса продукции. Стимулирование роста. В то время как сектор медицинских технологий весьма успешно справляется с проблемами, обусловленными текущей экономической ситуацией, серьезным испытанием для него станет поиск путей обеспечения роста в долгосрочной перспективе, причем их не удастся найти в один момент. Исследование показало, что насущной необходимостью для компаний станет диверсификация по всем направлениям деятельности, а именно: диверсификация линейки продукции, которая должна отвечать потребностям обеспечения более высоких результатов мероприятий в области здравоохранения, расширение деятельности в сегментах сектора, не связанных непосредственно с производством (например, консультационные услуги и разработка решений), а также географическая экспансия на развивающиеся рынки. «Перед компаниями сектора стоят новые сложные задачи. Но будущее откроет перед ним и широкие возможности, − говорит Генрих Кристен, руководитель практики «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг предприятиям сектора медицинских технологий в Европе, на Ближнем Востоке, в Индии и Африке. − Чтобы их не упустить, необходим коренной пересмотр бизнес-моделей, развитие партнерских отношений с нетрадиционными игроками, а также гибкие подходы в области ценообразования и разработки продуктов – они помогут реализовать возможности роста на развивающихся рынках. И, что самое главное, компаниям необходимо будет продемонстрировать ценность своей продукции до того, как это сделает кто-либо еще». Краткая информация о компании «Эрнст энд Янг» «Эрнст энд Янг» является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Коллектив компании насчитывает 141 000 сотрудников в разных странах мира, которых объединяют общие корпоративные ценности, а также приверженность качеству оказываемых услуг. Мы создаем перспективы, раскрывая потенциал наших сотрудников, клиентов и общества в целом. Мы постоянно расширяем наши услуги и ресурсы с учетом потребностей клиентов в различных регионах СНГ. В 16 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Тольятти, Южно-Сахалинске, Алматы, Астане, Атырау, Баку, Киеве, Донецке, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 3500 специалистов. Более подробная информация представлена на нашем сайте: www.ey.com.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ