Моменты истины

Как всегда, внезапно, без предупреждения, наша развивающаяся экономика вновь подвергается очередному суровому испытанию — острой финансовой недостаточности. Почти каждой российской семье в той или иной степени грозит эта напасть, и почти в каждой из них уже есть или будут невинные жертвы этого нашествия — становления нового глобального «миропорядка». Хотя какой может быть порядок во время борьбы без правил, бескомпромиссной борьбы за рынки сбыта, за выживание или точнее «на выживание» — в смысле окончательного и бесповоротного искоренения потенциальных конкурентов, где приз получит сильнейший, а остальным, как говорится, «кому память, кому слава, кому вечная вода».

Это, к сожалению, неизбежная перспектива в условиях все еще существующего не полного государственного суверенитета на финансовые, энергетические, природные ресурсы и насильственного встраивания отечественной экономики в «прокрустово ложе» мирового глобализма. «Глобализация – это война», считает экс-президент МВФ Доменик Стросскан человек, безусловно знающий, о чем говорит. А теперь после известных событий в Украине, считает, надеюсь не только он.

Главным итогом этой «неизвестной» войны стало то, что некогда великая мировая сверхдержава с 80% промышленным населением, мгновенно, по историческим меркам, в значительной степени утратила свой экономический потенциал и трудовые навыки, приобретенные, между прочим, многими десятилетиями упорного и беззаветного труда целых поколений. А что приобрела взамен? Да так же почти мгновенно, многомиллионную армаду т.н. БОЛИДов – лиц Без Определенного Легального Источника Доходов, неустанно «полкающих» из конца в конец по городам и весям нашей необъятной родины в поисках «хлеба насущного» и примитивных зрелищ.

Но это как говорится, уже не новость, ибо общеизвестно, что «ломать, не строить». Да и что проку прошлое вспоминать, было да прошло. Сейчас другая повестка. Следуя законам жанра, по видимому наступает период «всеобуча». Вот и премьер Медведев о том же. Да кто бы возражал? Еще дедушка Ленин завещал: «Учиться, учиться и ещё раз учиться!» Ну, раньше понятно, была идеология — «учиться коммунизму» — бери больше, кидай дальше. А когда обратная задача – капитализм? Чему прикажете учиться … бизнесу?! Так этому ремеслу и учиться особенно не надо, с этими задатками, к несчастью все мы нарождаемся — природная лень, жадность, хитрость, неистребимая тяга к «чужбинке» и т.п. человеческие слабости и пороки.

Ну как скажите тут не вспомнить про старинный русский эпос и не приобщиться к истокам так сказать – это, когда на печи десятилетиями почивали, а в это время многоликий да носатый Змей Горыныч, периодически налетающий из за «бугра» поживиться, шуровал по родной стране и что особенно характерно, но уже для нового времени, на месте отрубленной головы тут же вырастало сразу две! И вы не поверите, тоже носатые! Вот такой удивительный феномен удвоения, но не ВВП, как ожидалось, а пока только лишь миллиардеров.
И так год за годом, десятилетие за десятилетием всё сил набираемся да все еще на чудо надеемся, а не дождавшись его … благополучно засыпаем. А впрочем, вполне сказочная страна в итоге может получиться — экологически чистое, демократичное, а потому и малонаселенное пространство, по которому легко и свободно будут разгуливать люди и … их вечные спутники и «лучшие друзья» — депутаты. Право слово «рай для нищих и шутов»!

А и то, правда. В самом деле, куда спешить? Илюша вон тридцать и три годика на боку наливался, так что, и у нас еще годков, пожалуй, этак десять стабильного отдыха и спорта точно есть. Однако, уважаемые, так всё Царствие Небесное можно проспать. И уж тогда ничто и никто не нарушит этот сладкий сон: самолёты не летают, пароходы не плывут, заводы не гудят, и лишь где-то вдали будут слышны топор дровосека да монотонный убаюкивающий гул нефтегазовых промыслов.

Но это всё-таки, я надеюсь, отдалённая и туманная перспектива, ну а пока надо чуть-чуть потерпеть, чему ни будь и как ни будь под учится, несколько так сказать под ужаться, ради светлого будущего детей, надеясь, что все лучшее и у нас взрослых, как всегда — впереди. Но сначала, для полноты картины, оглянемся назад, в наше недавнее славное прошлое. Где ты, первоклассная космическая сверхдержава? В мгновение ока, по историческим меркам, как по мановению палочки «невидимого» в то время заокеанского волшебника, превратилась в … развивающуюся страну, т.е. страну с недоразвитой экономикой. Другими словами мы сами того не ведая, совершили головокружительный «большой скачок»… «из варяг — в Греки», из передового отряда мировых производителей в отряд бестолковых потребителей. И наоборот Китай, ещё недавно прозябавший на задворках цивилизации, в рекордные сроки превратился в мирового экономического лидера, и будьте уверены, после череды т.н. «управляемых» кризисов превратится в экономику № 1 в мире. А всего-то надо было своевременно и решительно изгнать торгашей и ростовщиков из храма под названием Святая Русь. Труд и созидание, а не бесконечные игрища и прозябание, должны стать настоящей религией россиян. Вступая в битву, но не хоров и гутаперчивых танцоров «диско», а в великое сражение за спасение родины, исполняя не «краковяк вприсядку», но «железное болеро», по христиански отвечая ударом на удар, и в тоже время открытые всем живительным ветрам перемен. При этом необходимым условием успешного наступления есть правильный выбор стратегической цели — создание решительного перевеса сил и средств на стратегическом направлении – государственном строительстве нового общества созидателей, ставя общественное благо и социальную справедливость выше животных инстинктов первобытного общества неограниченного потребления, ростовщичества и чистогана.

Первоочередные меры на этом многотрудном, но благородном пути — пути восстановления общенародной собственности на средства производства, временно отчужденные в период первоначального накопления капитала, — обретение неотъемлемого и неделимого суверенного права государства на свои недра (например, как в странах Скандинавии), деприватизация секторов экономики, обеспечивающих устойчивое и безопасное развитие государства (энергетика, транспорт, связь). Следуя логике истории, на ее новом витке естественно предположить, что мы стоим или, вернее, непозволительно долго топчемся у порога новой индустриализации на базе модернизации не только базиса, но и надстройки. Это неизбежно потребует изыскания в стране дополнительных внутренних резервов и ресурсов, в т. ч. и кадровых, максимальную консолидацию базовых, жизнеобеспечивающих отраслей экономики под эгидой государства, притом в самые сжатые сроки, учитывая все нарастающие неблагоприятные внешние обстоятельства и тенденции. Но на этот раз все должно быть чинно и благородно, без «экспроприации экспроприаторов», на законной базе суверенной демократии и суверенного же парламентаризма.

Все это вместе взятое — неотложные меры по восстановлению эффективного государственного управления и регулирования, планирования (учета) и контроля исполнения как необходимого условия для формирования предпосылок не коррупционного финансового и организационного обеспечения государственного строительства, в том числе:

воссоздание отраслевых государственных финансовых и плановых государственных институтов для обеспечения реализации государственного заказа в сфере строительства инфраструктуры, доступного и комфортного жилья, объектов общего пользования и т. п.; на базе полномасштабного государственно-частного партнерства.

Именно исходя из этих соображений уже сейчас должна формироваться новая институциональная база для проведения активной градостроительной и жилищной политики государства на ближайшие годы в целях:

1. Укрепления делового климата в экономической сфере, в ведении бизнеса.

На базе:

а) обеспечения территорий документами территориального планирования.

К настоящему времени по-прежнему уровень, а самое главное, качество подготовки документов территориального планирования и городского зонирования остается крайне низким. По сути дела соответствующая директива президента в Новосибирской области с треском провалена. Разве что в актив региональной власти можно записать утверждение в 2009 г. СТП Новосибирской области. Да и то…У нас ведь как? Подписано, так и с плеч долой! Но любой план обречен на провал, если он не имеет экономической основы. Власти должны были создать позитивный климат для реализации политики перспективного развития на базе СТП (схемы территориального планирования) с помощью механизмов поощрения и мотивации, активного подключения частного бизнеса и создания условий для приоритетного государственно-частного и выборочного частно-государственного партнерства. Но ничего сделано не было. Всеобъемлющая основа, или «дорожная карта» для позиционирования главных направлений перспективного социально экономического развития региона должным образом и своевременно не подготовлена и не принята. В итоге опасность неэффективного шлепка растопыренными пальцами вместо целенаправленного концентрированного удара на главном направлении. Сегодня не иметь в полном объеме утвержденную документацию территориального планирования и градостроительного зонирования, регламентирующую территориально-пространственное развитие региона, значит тормозить проведение единой государственной политики относительно территориального развития, архитектуры и градостроительства.

б) Сокращение сроков и количества согласования и разрешений, модернизация системы технического регулирования строительной отрасли

тождественно снижению количества согласующих инстанций не отвечающих, как правило, за конечный продукт в смысле его безопасности и необходимого качества принимаемых решений, с целью максимальной оптимизации подготовительного периода. Но вместо этого фактически хотят «соптимизировать» структуры как раз отвечающие «словом и делом». Дело может дойти, «под шумок» и фальшивые, популистские лозунги снижения административных барьеров и сокращения сроков, до практической ликвидации государственных надзирающих органов, до сих пор, несмотря ни на что, ни на какие оптимизации и модернизации, успешно и безаварийно регулирующие саморегулируемые субъекты (СРО) проектно-строительного комплекса. Похоже, предстоит постепенная но неуклонная и последовательная ликвидация как пресловутого государственного регулирования, так и столь ныне желанного саморегулирования, ввиду реальной опасности исчезновения самого предмета саморегулирования — отечественного проектного производства, с последующим замещением последнего на иностранный «seсond hand» проектный продукт. Этого допустить нельзя.

в) Государственной поддержки комплексного освоения территорий:

Надо проводить очень осторожно и строго на научной основе, имея в виду, что существует реальная опасность, когда под напором глобальной экспансии, в перспективе, уже маячит масштабная эвакуация остатков русского населения с насиженных мест — малых городов и поселений, под благовидным предлогом отсутствия в оных театров, музеев, институтов и т. д., в специально зарезервированные для этого правительством места — агломерации в количестве 20. Так называемая Новосибирская агломерация в сегодняшнем ее состоянии не может являться более актуальной проблемой, поскольку не обладает фактически явно выраженными признаками классической агломерации и, самое главное, не имеет пока достаточного социально-экономического потенциала для дальнейшего позитивного развития составляющих элементов ее — массовой маятниковой миграции населения, достаточно высоко развитой транспортной инфраструктуры и самое главное — высокой плотности расселения. В какой-то мере это частный вопрос, стоящий во вторую или даже в третью очередь после разработки схемы территориального планирования России и схем федеральных округов. Не решив главного, не предъявив обществу парадигму дальнейшего развития государства в целом и в частности идеологию территориального планирования страны и регионов, сейчас бессмысленно заниматься частными проблемами. Нельзя допустить, чтобы ради создания 20 точек роста (20 агломераций) наша страна встала бы перед фактом нового административно-территориального передела, уничтожения городской и сельской среды, считая ее «провинциальной», разрушения многовековых устоев исторической России. Объективно такого рода агломерационные планы, навязанные «сверху», ведут к отчуждению народа от своей земли и дальнейшей социально-экономической деградации общества, грозящей в конечном итоге потерей суверенитета и территориальной целостности.

2. Открытость экономики, развитие конкуренции.

Должны сопровождаться прогрессивной формой государственного устройства и соответствующей этой форме степени влияния государства на составляющие элементы рыночной экономики. Понятно, что без активного государственного влияния и разнообразных форм государственного регулирования — налогового, промышленного, территориального, градостроительного или какого-либо иного — позитивное развитие невозможно. Но главное заключается в том, что частные компании не решают содержательные государственные задачи, и грандиозные планы модернизации экономики страны могут оказаться под большим вопросом. Уже доказано, что противопоставление частного бизнеса государственному неконструктивно. Более того, повсюду в мире имеет место усиление позиций государства, особенно в странах, озабоченных проблемами индустриализации и устойчивого быстрого экономического развития, к которым с полным правом относится и Россия. На самом деле нет существенных различий эффективности между частными и государственными компаниями, поскольку в современной экономике функция управления должна быть отделена от собственности, и между частными и государственными компаниями должен происходить интенсивный обмен кадрами. В результате эффективность и открытость экономики должна определяться не формой собственности, наличием или отсутствием конкуренции, а исключительно компетенцией и профессионализмом конкретных руководителей. То, что конкуренция, обращенная вовне, т. е. межгосударственная конкуренция, есть двигатель прогресса и лекарство от застоя, очевидно и не требует особых доказательств. Но тезис о том, что и конкуренция внутри единого экономического и культурного пространства якобы также двигает прогресс — весьма спорный тезис. Прогресс в едином культурном и экономическом пространстве на самом деле двигает соревнование, которое отличается от конкуренции тем, что не требует уничтожения и унижения своих соперников — сограждан, а наоборот, побуждает к партнерскому сотрудничеству, обмену передовым опытом и братской взаимопомощи перед лицом наступления глобальной экспансии.

3. Глобальное технологическое обновление домостроения.

В том числе должно бытьнацелено на реализацию всех преимуществ малоэтажной застройки и соответствующих проектов комплексного освоения территорий, которые становятся все более очевидными, а приоритет такого рода жилья — наиболее вероятным сценарием перспективного городского развития. Во-первых, малоэтажки достаточно быстро возводятся благодаря современным технологиям, весь процесс занимает от месяца до полугода. Во-вторых, мы знаем, почему — потому что для строительства должны использоваться, как правило, так называемые домокомплекты, которые почти на 90% подготовлены в заводских условиях. Кстати, это обусловливает и вполне приличное, хорошее качество этих строений, поскольку делается все в заводских условиях. В-третьих, рыночная стоимость таких домов вполне сопоставима с ценой экономжилья в многоэтажных домах, а в случае применения инновационных градостроительных проектов и гораздо ниже. При этом определяющим при застройке городских территорий является правильный выбор наиболее эффективной системы расселения, ориентированной на первоочередное обеспечение доминантного слоя (среднего класса) доступным малоэтажным жильем экономического класса, исходя из перспективной нормы обеспеченностью жилой площадью, учитывающий современные тенденции жилищного строительства на следующих базовых принципах: эффективность, энергосбережение, экономичность, экологичность и эргономичность.

4. Развитие транспортной инфраструктуры.

Должно исходить из того, что современный город — это город людей, а не автомобилей. Город для автомобилистов потребляет много энергии и оказывается неудобным: львиную часть пространства занимают дороги и парковки. Выход — в приоритетном развитии систем общественного транспорта. Хит последних 10–15 лет — скоростной трамвай. Опережающее развитие транспортных инфраструктурных объектов, в особенности автопарковок, должно стать мощнейшим катализатором строительства вообще и жилищного строительства в частности. Это зона ответственности государства, ибо государство в первую очередь обязано обеспечить общественную безопасность в широком смысле этого понятия — гарантировать приемлемые условия существования и развития для своего народа. Им, государством, должны быть выработаны соответствующие правила игры — разработана и внедрена современная нормативная база градостроительного проектирования. Кроме того, в ходе градостроительного планирования для развития городских территорий совершенно необходимо уже сегодня закладывать прогрессивные планировочные решения, изначально ведущие к значительному развитию дорожной сети, на порядок выше существующего положения с обеспеченностью автодорожной инфраструктурой и как следствие — снижению непомерной транспортной нагрузки на городской организм.

5. Развитие рынка государственного арендного жилья.

В последнее десятилетие правительства европейских государств стали резко увеличивать бюджеты, отведенные на строительство социальных типов жилья (некоммерческая аренда), что доказывает: либеральная модель, когда человек зарабатывает и сам покупает себе жилье, не работает для все большей части населения. Для поддержания необходимого баланса между спросом и предложением властям необходимо сформировать соответствующее современному состоянию общественных отношений новое предложение на рынке, в целях удовлетворения массового спроса на доступное жилье. Ничто не мешает либо вернуть госсобственность, либо организовать государственные строительные компании, либо самое простое и эффективное — разместить госзаказ на государственное арендное жилье в частных строительных компаниях по сметным ценам и предложить его на рынке, тем самым сбив спекулятивные цены, и за счет уменьшения перечисленных расходов можно добиться кардинального уменьшения издержек строительных компаний: Решение жилищного вопроса требует не активизации строительства как такового, а повышения степени доступности жилья для обычных граждан. Следует осуществить массовую программу строительства малоэтажного жилья экономического класса по современным дешевым технологиям с технической и социальной инфраструктурой. Необходимо прекратить всякую господдержку банкам, владеющим значительным непроданным жильем, чтобы побудить их реализовать это жилье, снизив его остающуюся неоправданно завышенной цену, тем самым проявив заботу о собственных гражданах, а не о наживающихся на их бедах спекулянтах.

Одно это послужило бы мощным стимулом для сплочения всего народа вокруг своего президента в целях достижения полной и совершенной победы в навязанной извне экономической агрессии. Пора бы уже избавиться от опасных иллюзий по спасению в «общей» лодке — для России там мест не было и не будет предусмотрено. И только после этого государство вправе рассчитывать на помощь и поддержку своего народа, только тогда у государства появится моральное право призвать весь народ на преодоление экономической и технологической отсталости, мобилизовать его на самоотверженный труд, но не только это.

Сверхзадача современного демократического государства — создать внутри страны ситуацию той самой многополярности отечественной экономики, или т. н. систему «сдержек и противовесов», где на едином экономическом пространстве одновременно присутствуют два полюса, два хозяйствующих субъекта — государственный и частный, причем действуют в условиях здорового соревнования и тесного взаимодействия в форме государственно-частного партнерства, а в отдельных случаях, возможно, и частно-государственного. Это позволило бы государственному организму развиваться органично, всесторонне, без кризисов и перекосов. Образно говоря, существование этих двух противоположных полюсов обеспечивало бы в единой государственной социально экономической сети постоянное высокое напряжение — надежный источник устойчивого и безопасного развития в полном соответствии с основным законом диалектики, законом о единстве и борьбе противоположностей — частного и общественного, как необходимого условия существования многоукладной современной рыночной экономики.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ