«Культурное впечатление» от Татьяны Кальченко

Делиться культурными впечатлениями, обсуждать, спорить или думать в унисон — особое удовольствие. Постоянная рубрика «Культурное впечатление» приглашает читателей обмениваться впечатлениями на страницах деловой газеты «Континент Сибирь» и бизнес-портала ksonline.ru. Поводом для публикации может стать посещение концерта или спектакля, необычная выставка или новая книга, фильм или благотворительная акция. Главное, чтобы это действительно было вам интересно. Присылайте отзывы на ящик ks@sibpress.ru.

Своими впечатлениями от посещения балетной премьеры поделилась директор фирменного магазина Calvin Klein Jeans в Новосибирске Татьяна Кальченко. Все помнят первую фразу романа «Анна Каренина» о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, но каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. На сей раз оригинальное прочтение классического сюжета предложил художественный руководитель Цюрихского балета Кристиан Шпук. Российская премьера балета «Анна Каренина» состоялась 15 июля в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Татьяна Кальченко,
директор фирменного магазина Calvin Klein Jeans в Новосибирске:

— Балет «Анна Каренина» я посмотрела почти случайно, была в командировке в Москве, заметила афиши на Тверской, заинтересовалась и попросила консьержа отеля найти пару билетов на премьеру. Нам с подругой, коренной москвичкой и любительницей театра, повезло: места оказались в середине четвертого ряда: красивый театр, сцена как на ладони, расслабленная летняя столичная публика.

Весь спектакль решен очень интересно, лаконично и выразительно одновременно. Сценография, можно сказать, аскетичная — в каждой сцене одна-две ярких детали создают нужную атмосферу и настроение. Стайка белоствольных берез, сияющие люстры бальной залы… Великолепные костюмы, выдержанные в духе XIX века, юбки с тяжелыми кринолинами благородных тонов. И хотя балеринам было непросто в них танцевать, оно того стоило. Первое появление Анны в знаменитой сцене на балу было незабываемо: черное бархатное платье, бриллианты, еще необъяснимое, но уже ощутимое предчувствие катастрофы. Заглавная героиня с самого начала, еще до начала развития сюжетной линии, уже отличается от других обитателей сцены. Едва под звук колес несущегося поезда открылся занавес, в темном зале возникло ощущение трагизма, впрочем, мы все хорошо знаем эту историю любви и разочарования.

Партию Анны Карениной исполнила прекрасная молодая балерина Ксения Рыжкова. Ей всего 21 год, но кроме великолепных танцев эта легкая, как перышко, изящная брюнетка продемонстрировала незаурядное актерское дарование. Надо отметить, что постановщик в целом сознательно добивался от балетных артистов настоящей актерской игры. Дмитрий Соболевский в роли Вронского притягивал к себе взгляды и был обворожителен и невыносим одновременно, а их первая любовная сцена с Анной произвела просто ошеломляющее впечатление и накалом страстей, и завораживающей хореографией — отдельные поддержки зал встречал аплодисментами. Обаятельный танцовщик чем-то напомнил Аарона Тейлора-Джонсона, исполнившего роль Вронского в той киноверсии великого романа 2013 года, где Анну играла Кира Найтли. Это было интересное, хотя и не бесспорное прочтение, которое российские зрители невольно сравнивают с образцовым советским фильмом с Василием Лановым и Татьяной Самойловой.

Кроме безусловно выдающихся образов главных героев, интересно были решены и массовые сцены, и второстепенные персонажи. Косцы в деревне Левина, заполняющие сцену под свист кос. Потрясающая сцена скачек, в которой страсть и преступление Анны становятся очевидны для всех. Сережа Каренин, тихо играющий с игрушечным паровозиком. Цельности зрелищу придала и видеопроекция, которая то появлялась на заднике сцены (в начале и в финале), то разбегалась по всему зрительному залу, погружая нас в атмосферу кинохроники.

Вообще, иностранные версии русских классических сюжетов порой вызывают у отечественного зрителя смешанные чувства, но в этот раз придраться было не к чему. И напрасно Кристиан Шпук волновался о том, как встретят его балет на родине Толстого, спектакль закончился в полной тишине, которая взорвалась настоящими овациями, равнодушных в зале не было. Постановщику удалось удержаться на тонкой грани между новаторством и уважением к классическому наследию. Это прочитывается и в хореографии, полной находок, но не теряющей очарования традиционного балета, и в оригинальном, нестандартном подборе музыки (Сергей Рахманинов, Витольд Лютославский, Сулхан Цинцадзе, Иосиф Барданашвили), позволяющем избежать сравнений с известным балетом Родиона Щедрина.

Финальная сцена заслуживает отдельного упоминания. Под зловещий грохот мчащегося поезда Анна стоит на сцене. Одна, снова в черном бархатном платье и накинутых поверх черных мехах. Музыка тонет в лязге металла. Анна совсем одна, от нее уже  отвернулись и Каренин, и Вронский, и светское общество. На сцене рядом с ней — лишь одинокая белая береза… Занавес. Впечатление от балета оказалось так велико, что мне сразу захотелось перечитать великий роман Толстого, или хотя бы послушать аудиокнигу, что я и сделала в самолете по дороге в Новосибирск.

Интерес к балету возник в моей жизни давно, еще в детстве, когда семейные выходы на «Лебединое озеро» или «Щелкунчика» были доброй традицией, а дома я до дыр зачитывала книги о балете и перерисовывала божественную Уланову в «Жизели». Балерины всегда казались мне существами высшей породы, гостьями из другой жизни. И сейчас я стараюсь не пропускать ни одной балетной премьеры и, кроме того, недавно стала брать уроки классического танца у профессиональной балерины. Когда сам понимаешь, что такое заниматься у станка, то и балет смотришь совсем иначе, следя за каждым движением и вспоминая названия отдельных па, понимая, какой огромный тяжелейший труд стоит за этой магией. На сей раз счастливый случай и любовь к балету помогли мне стать свидетелем действительно масштабного, незаурядного культурного события. Балет «Анна Каренина» останется в памяти надолго.


Официально

«Анна Каренина»: балет в двух актах

Композиторы Сергей Рахманинов, Витольд Лютославский, Сулхан Цинцадзе, Иосиф Барданашвили. Автор либретто и балетмейстер-постановщик Кристиан Шпук, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Пол Коннелли. Художники-постановщики Кристиан Шпук, Йорг Цилинский, художник по костюмам Эмма Райотт, художник по свету Мартин Гебхардт, видеохудожник Тини Буркхальтер.

Мировая премьера состоялась 12 октября 2014 года, Цюрихский балет, Цюрихский оперный театр. Спектакль является совместной постановкой Цюрихского оперного театра и Норвежского национального балета. Российская премьера в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко состоялась 15 июля 2016 года. Партия фортепиано — Екатерина Леденева, в спектакле принимают участие солистки оперной труппы Лариса Андреева и Ирина Ващенко.

«В первую очередь «Анна Каренина» — это книга о браке и о морали. Это также история о взаимоотношении личности и общества. Мне было интересно следить за психологией героев и делать так, чтобы зрители в зале понимали, почему каждый из них принимает то или иное решение. В балете звучит музыка Рахманинова и Лютославского. Первой идеей, конечно, был Чайковский, но его произведения так часто использовались в балете, что я решил поискать иные краски. Мне хотелось, чтобы у Анны появился собственный голос, и этим голосом стало фортепиано», — рассказал Кристиан Шпук.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ