«Безвизовый режим даст сибирским аэропортам дополнительный пассажиропоток в 600 тысяч человек»

Структура пассажиропотока аэропорта Толмачево изменилась — доля внутренних рейсов, еще два года назад составлявшая 58%, увеличилась до 70% от общего объема перевозок, на долю международных авиаперевозок пришлось 30% от общего пассажиропотока. Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» ЕВГЕНИЙ ЯНКИЛЕВИЧ уверен, что тенденция сохранится, и к концу 2016 года распределение долей может составить 75% и 25%. Однако и Россия может стать более привлекательной для иностранных туристов. Толмачево при этом — максимально удобный аэропорт между Европой и Азией, находящийся в третьем по численности населения городе России. Какие выгоды можно извлечь региону из текущего положения, как может повлиять на приток туристов в Сибирь открытие филиала Эрмитажа в Новосибирске, нужен ли сегодня Толмачево аэроэкспресс и почему продолжение программы субсидирования региональных перевозок жизненно необходимо в СФО — в материале «КС».

 Филиал Эрмитажа — в Новосибирск

Евгений Якирович, как вы оцениваете итоги деятельности аэропорта Толмачево в 2015 году? Как повлиял на структуру пассажиропотока кризис?

— Минувший год, безусловно, был непростым. Тем не менее по итогам 2015 года снижение общего пассажиропотока в аэропорту Толмачево произошло лишь на 6%. Но при этом серьезно снизился объем международных авиаперевозок, особенно это касается дальнего зарубежья: регулярных и чартерных рейсов. Внутренний же, наоборот, вырос. По сути, картина перевернулась: если до 2015 года внутренний пассажиропоток стагнировал, а международный рос двузначными темпами, то теперь внутренний пассажиропоток начал расти. Если в 2014 году доля международных рейсов в Толмачево держалась на уровне 40% и стремительно приближалась к 50%, то уже в 2015 году это соотношение составило 70% к 30% в пользу внутренних авиаперевозок.

Думаю, что и в 2016 году тенденция сохранится. Согласно планируемой программе полетов на текущий год, соотношение составит порядка 75% к 25%.

— В 2015 году в Толмачево была завершена реконструкция международного терминала. Как быстро планируется окупить вложения с учетом снижающегося пассажиропотока на международном направлении?

— Завершен действительно важный, но лишь один из этапов модернизации аэровокзального комплекса. Терминал Толмачево в будущем видится единым целым, и этот этап как раз послужил началом объединения двух терминалов. По фасадной линии здания уже связаны. Следующий шаг — объединение по всей ширине. Результат — единый современный комплекс с объединенной системой регистрации на все рейсы, досмотром пассажиров, комплектовкой багажа. Это позволит более эффективно использовать площади аэровокзала и развернуть современные технологии обслуживания пассажиров.

Объем инвестиций в этап, завершенный в 2015 году, составил 1,7 млрд рублей. Единственным инвестором выступило ОАО «Аэропорт Толмачево». Подсчитать срок окупаемости вложений подобных объектов достаточно сложно, по нашим внутренним расчетам, это 7–8 лет даже при существующей структуре пассажиропотока. Кроме того, несмотря на кризисные явления, в 2016 году рассчитываем приступить к проектным работам по дальнейшему объединению терминалов.

Может ли способствовать увеличению пассажирского трафика введение 72-часового безвизового режима пребывания в Новосибирске для иностранных пассажиров? Какова на данный момент доля трансферных пассажиров в Толмачево?

— Аэропорт Толмачево наряду с аэропортом Пулково и рядом инициативных групп является одним из инициаторов введения 72-часового безвизового режима для иностранных пассажиров крупных аэропортов по аналогии с морскими портами. Для ряда морских портов, к примеру, Санкт-Петербурга, такой режим уже действует: пассажиры, прибывающие на туристических паромах, имеют в своем распоряжении трое суток безвизового режима для ознакомления с достопримечательностями города. И мы считаем, что подобный режим для авиационных пассажиров также может служить большим подспорьем по увеличению международного пассажиропотока в Россию. Более того, целесообразно, чтобы инициатива распространялась не только на трансферных пассажиров, но и на всех международных, имеющих обратный билет и ограниченный срок пребывания в России.

На текущий момент к предложению уже присоединились аэропорты московского авиаузла и ряд региональных аэропортов. Кроме того, поддержка начинается и со стороны авиакомпаний. Так, S7 рассматривает возможности безвизового режима для роста международного пассажиропотока на своих рейсах, особенно южно-азиатского и китайского направлений.

То есть на данный момент инициатива находится на этапе обсуждения?

— В 2014 году закон прошел первое чтение в Госдуме, с поправками был направлен на доработку, но еще не получил одобрение в ряде ведомств по причинам внешнеполитического характера. На самом деле мы считаем, что можно рассмотреть и компромиссный вариант, распространяющийся на туристов из стран Юго-Восточной Азии и Китая, которые с удовольствием бы воспользовались им в Новосибирске и в других сибирских аэропортах. Поэтому идею мы не оставляем, поддержка оказывается полномочным представителем президента России в СФО Николаем Рогожкиным и губернатором Новосибирской области Владимиром Городецким.

Какие плюсы конкретно Новосибирску, по вашему мнению, может дать 72-часовой безвизовый режим?

— Согласно оценочным исследованиям, которые мы проводили в 2014 году, в первый же год безвизового 72-часового режима аэропорты СФО могут дополнительно получить порядка 600 тыс. пассажиров. Цифра вроде небольшая, однако это 600 тыс. международных пассажиров, которые едут на три дня и могут оплатить средний чек от $1-1,5 тыс. за услуги без учета стоимости авиационной перевозки. Если 600 тыс. умножить на $1 тыс. — гостиница, такси, рестораны, музеи, театры, — получится уже $600 млн. И с них будут уплачены налоги. Согласитесь, это весомая сумма для региональных бюджетов. При этом на данном этапе никаких существенных затрат нести не нужно. Необходимая инфраструктура уже есть.

Другое дело в том, что параллельно нужно серьезно работать над информированностью иностранных туристов о Сибири и сибирских городах. И, безусловно, над привлекательностью региона. Было бы замечательно, если бы предлагалась не просто туристическая поездка с осмотром достопримечательностей Новосибирска, а, к примеру, посещение чего-то уникального, несущего мировой бренд. В частности, я не считаю странной идею создания в столице Сибири филиала Эрмитажа. Или любого другого российского известного музея. Это может стать дополнительным драйвером потока туристов в Новосибирск, и не только международных. Все ли сибирские дети могут посетить Санкт-Петербург?

— Вы считаете это реальным?

— А почему нет? В запасниках и архивах того же Эрмитажа хранится достаточно много экспонатов, которые нечасто выставляются. Почему не организовать его филиал в центре России? Уверен, что китайцы, корейцы, японцы и даже европейцы, которые уже видели Эрмитаж в Санкт-Петербурге, обязательно полетят в его филиал в Новосибирске. Более того, это возможность и для самих россиян — сегодня не все могут съездить в Санкт-Петербург.

Смотрите, приезжает турист, останавливается в гостинице. Первый день посвящает осмотру достопримечательностей Новосибирска, знакомится с ресторанами — не без этого, второй день — музеи, третий день — оперный театр, тоже, кстати, мировой бренд. Вот трехдневная программа, которая позволяет интересно и познавательно провести время в нашем городе.

«Сибирь — самый большой и самый бездорожный регион России»

— Какие перевозчики ушли из Толмачево в 2015 году? Как это отразилось на географии полетов из Новосибирска?

— Существенных изменений среди авиакомпаний-перевозчиков в 2015 году не было, за исключением «Трансаэро». Перевозчик эффективно, с точки зрения формирования пассажиропотока, работал на ряде направлений, прежде всего московском, формируя достаточно низкие тарифы, под которые подстраивались другие авиакомпании. На рейсах в Юго-Восточную Азию присутствие «Трансаэро» также было весьма ощутимо. Доля авиакомпании по пассажиропотоку в Толмачево составляла порядка 10%.

Считаю, нам удалось заместить уход «Трансаэро» другими перевозчиками. Да, это было непросто, но драматизма я не вижу — авиационный рынок сам по себе конкурентный: если один игрок выпадает, перераспределение по выгодным маршрутам происходит достаточно быстро.

Так, в 2015 году «Трансаэро» осуществляла достаточно много рейсов на российские курорты, к примеру, в Сочи. В этом году «эстафету» подхватили другие операторы. Поэтому в летний сезон частота полетов на российские курорты из Толмачево не только сохранится, но как мы рассчитываем, даже возрастет.

Как вы оцениваете появление на новосибирском рынке перевозчика «Победа»? По каким направлениям на данный момент он осуществляет полеты из Толмачево?

— Конечно, положительно. Любая авиакомпания, которая приходит в Толмачево, приносит с собой что-то новое — направление, сервис, тарифы. Авиакомпания «Победа» принесла доступные цены для рейсов в Екатеринбург. При характерной ценовой эластичности авиационных перевозок это сработало: пассажиропоток по этому направлению вырос на 400%. Сейчас «Победа» ежемесячно перевозит из Новосибирска в Екатеринбург 9–10 тыс. пассажиров.

Пока это единственный маршрут перевозчика из Новосибирска. Лоукостеры летают на расстояния, ограниченные примерно двумя часами полета, порядка 1,5 тыс. километров. Нормальная модель лоукостера не позволяет выполнять полеты на большие расстояния, к примеру, Новосибирск–Москва. В данном случае может действовать модель комбинированной компоновки салона и соответственно тарифов.

— Как в целом сейчас меняется картина региональных маршрутов? Будет ли способствовать ее развитию пролонгация федеральной программы субсидирования авиаперевозок?

— После многих лет «забытья» картина региональных маршрутов постепенно начинает восстанавливаться. В советское время и еще в начале 1990-х их сеть была весьма разветвленной. Однако после по понятным причинам, по сути, фактически «обнулилась». Сейчас, с появлением федеральной программы субсидирования по постановлению правительства № 1242, мы действительно видим их возрождение. С учетом структуры затрат, себестоимости перевозки, развитие региональных воздушных линий возможно только при участии государства.

Пока есть субсидия — эти перевозки будут продолжаться. Если субсидия закончится — того количества маршрутов и частот их выполнения уже не будет. Сейчас наибольшее количество субсидируемых рейсов — сибирские, и средств выделяется больше именно на Сибирь. Хотя, на мой взгляд, должно выделяться еще больше. Почему? СФО — самый большой регион и самый бездорожный. Поэтому наша деятельность в рамках Экспертной группы по развитию авиации в Сибирском федеральном округе при полномочном представителе президента в СФО направлена именно на то, чтобы привлечь как можно больше внимания федеральных органов исполнительной власти для увеличения субсидирования региональных авиаперевозок.

— Какие направления, на ваш взгляд, имеют наибольший потенциал и перспективы развития?

— Абсолютно точно субсидии по постановлению № 1242 необходимы для обеспечения перевозок в узловые аэропорты СФО, откуда пассажиры могут улететь далее по магистральным направлениям. По сути, это Иркутск, Красноярск и Новосибирск. Чем больше рейсов будет осуществляться в эти аэропорты, тем больше у пассажиров будет возможностей улететь в европейскую часть России, на Дальний Восток и к южным курортам по приемлемым тарифам.

Существенный недостаток для сибирских просторов — то, что не попадают под постановление № 1242 перевозки в рамках одного субъекта Федерации. Это достаточно серьезная проблема в силу масштабов Сибири. К примеру, в Красноярском крае и Иркутской области много труднодоступных удаленных территорий с наличием в них аэропортов.

Новосибирск интересен и важен всем сибирским городам, и прежде всего таким, как Горно-Алтайск, Абакан, Кызыл, Стрежевой, Улан-Удэ.

Как на фоне других аэропортов Сибири на сегодняшний день выглядит аэропорт Толмачево? Какую долю на рынке сибирских авиаперевозок занимает?

— Доля пассажиропотока Толмачево занимает более 60% среди аэропортов Западной Сибири. По грузовым перевозкам, думаю, мы близки к 90%. Особо выглядит и программа технических посадок грузовых самолетов по маршрутам из Юго-Восточной Азии в Европу, где Толмачево также занимает лидирующую позицию.

«Аэроэкспресс будет актуален при пассажиропотоке в 10 млн человек»

Требуется ли дальнейшее продолжение финансирования в рамках федеральной целевой программы на реконструкцию Толмачево? В каком объеме?

— В 2012 году было заключено соглашение о государственно-частном партнерстве между акционерами аэропорта и государством в лице Росавиации о развитии Толмачево. Общая сумма инвестиций — 18 млрд рублей до 2018 года. Из них 8 млрд — федеральное финансирование реконструкции аэродромного комплекса, 10 млрд — инвестиции акционеров, самого Толмачево, в реконструкцию и развитие аэровокзальной инфраструктуры и техническое переоснащение.

На данный момент у аэропорта есть четкие планы развития, которые требуют незамедлительного развития инфраструктуры аэродрома. Если не сохранять инфраструктуру аэродрома и не развивать ее, легко потерять определенные конкурентные преимущества, а также уровень, которого удалось достичь. Поэтому реконструкция аэродрома — одна из важнейших задач. Проектные работы по ней были выполнены в 2014–2015 гг. Проект прошел Главгосэкспертизу, в рамках целевой программы под него было запланировано 950 млн рублей финансирования строительно-монтажных работ на 2016 год. Чуть больше — 1,2 млн рублей — было заложено на 2017–2018 гг., с оставшимся финансированием до 2020 года. Таким образом, к 2020 году реконструкция Толмачево была бы полностью завершена.

— Однако в этом году федеральное финансирование было урезано?

— Да. Из-за экономической обстановки в стране проходит секвестирование бюджетных расходов, в том числе по 2016 году под него попал проект реконструкции аэродрома аэропорта Толмачево. Мы исключены из федерального финансирования на 2016 год. Между тем проект важен не только для Новосибирска, но и для Сибири в целом: более 50% пассажиропотока аэропорта Толмачево составляют жители смежных городов. Это востребованный авиаузел для всей Западной Сибири. Совместные планы Толмачево и базовой авиакомпании аэропорта S7 Airlines могут говорить о серьезном наращивании объемов перевозок, несмотря на кризисные явления. S7 сегодня значительно усиливает в Новосибирске свой парк воздушных судов. Более того, совместно с Толмачево S7 рассматривает даже большие темпы роста пассажиропотока, нежели в Домодедово. И мы должны соответствовать базовому авиаперевозчику инфраструктурно.

Совместная программа по развитию трансферных перевозок в аэропорту Толмачево авиакомпании S7 при отрицательном росте общего пассажиропотока уже привела к двузначным цифрам роста трансферного пассажиропотока. Если в 2012 году он составлял 70 тыс. пассажиров, то в 2015-м — уже 400 тыс. пассажиров. В 2014-м эта доля была 6,5%, сейчас — 10,4%. Это один из лучших показателей в стране после московского авиаузла, и мы пытаемся его постоянно увеличивать.

— Куда сегодня летят пассажиры, прибывающие транзитом в Толмачево?

— Трансфером связаны Средняя Азия, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Восточная Сибирь, Дальний Восток и юг России, европейская часть России и Юго-Восточная Азия. Москвичи все чаще предпочитают летать через Новосибирск в Бангкок, а китайцы — в Москву и Санкт-Петербург. И развитие терминального комплекса, аэродромной инфраструктуры должно соответствовать этим тенденциям.

В 2012 году в Толмачево практически не было технических посадок грузовых самолетов, которые летают из Юго-Восточной Азии в Европу. За три года мы заняли долю в 37% на международном рынке данного направления. По сути, с нуля. Что это значит для экономики? Воздушные суда обслуживаются в небе российскими диспетчерами, на земле — российскими специалистами, заправляются российским топливом. Это достаточно серьезные объемы выручки, с которой платятся налоги. И если инфраструктура аэропорта не будет соответствовать тем запросам, которые предъявляют наши и иностранные партнеры, мы можем потерять данный рынок. Это действительно серьезный и важный вопрос.

— На чем зарабатывает сегодня аэропорт Толмачево и что представляет собой структура его доходов? Появятся ли в 2016 году новые арендаторы площадей аэровокзала?

— Более 20% деятельности аэропорта — неавиационная. Движение арендаторов в аэропорту всегда динамично, и, безусловно, в этом году появятся новые компании. Какие — пока сказать сложно. Считаю, что на данный момент в Толмачево сформирован хороший и разносторонний пул арендаторов, удовлетворяющий потребности пассажиров.

Планируются ли какие-то изменения с точки зрения сервиса для пассажиров в 2016 году?

— Да, в марте-апреле в международном терминале будет расширен воздушный пункт пропуска, увеличено количество кабин паспортного контроля — с 6 до 18 на прилет и с 6 до 17 на вылет. Помимо этого, мы намерены расширить площади внутреннего терминала, особенно мест общего пользования, включая туалетные комнаты, и начать подготовительную работу к масштабной реконструкции внутреннего терминала с увеличением количества телетрапов. Вектор роста пассажиропотока переместился из международного терминала во внутренний, поэтому данная мера сейчас является необходимой.

— Под какую долю рейсов вы ставите телетрапы, а под какую — обычные трапы? С чем это связано?

— Каждая авиакомпания, заключая договоры на наземное обслуживание, определяет в том числе использование того или иного наземного оборудования. Также это зависит и от типа воздушного судна. Мы прежде всего стараемся ставить самолеты московского направления и прилетающие из теплых стран зимой. Но право выбора и окончательное решение по телетрапам — за авиакомпаниями.

Зона выдачи багажа внутренних авиалиний не претерпит изменений?

— Целесообразность третьей линии во внутреннем терминале очевидна. Но чтобы ее установить, требуется реконструкция терминала, о которой мы говорили выше. Вообще, дальнейший план развития терминального комплекса как единого подразумевает под собой объединение двух зон регистрации — на внутренние и международные рейсы, за ними — единую зону комплектации багажа, а над ними — единый сектор досмотра пассажиров. Также учтен вопрос перемещения трансферных пассажиров внутри стерильной зоны между международным и внутренним секторами.

— Как человек, давно связанный с авиационной отраслью, скажите, насколько необходимым вы считаете создание в Новосибирске собственного аэроэкспресса? В чем заключается сложность реализации проекта? Что для этого требуется?

— Сейчас само понятие «аэроэкспресс» у нас тесно связано с Москвой и ее фирменными электропоездами, доставляющими пассажиров в аэропорты столичного авиаузла. Если говорить про аэроэкспресс в чистом виде по типу Москвы, он будет возможен в Новосибирске, когда пассажиропоток Толмачево достигнет уровня не менее 10 млн человек в год, а стоимость проезда на такси из центра в аэропорт составит не менее 1000 рублей в текущих ценах.

Когда эти два параметра сойдутся, тогда становится понятным с точки зрения полной окупаемости проект аэроэкспресса из центра города до терминала аэропорта.

Однако с учетом пробок в Новосибирске, большой протяженности города вдоль реки Оби было бы уместно организовать железнодорожное передвижение электропоездами с ограниченным количеством остановок. Пусть это будут, допустим, Бердск, Академгородок, платформа Правая Обь и Западная Обь, аэропорт Толмачево. Это достаточно быстрая перевозка с ограниченным количеством остановок и дешевая по стоимости, которая может стать альтернативой другим видам наземного транспорта, которая к тому же позволит избежать пробок. Этот вариант должен быть наиболее интересен городу Новосибирску и жителям города Оби.

С точки зрения генерирования дополнительных пассажиров в аэропорт Толмачево наличие аэроэкспресса роли не играет, новосибирцы могут использовать различные виды транспорта. Да и сам аэроэкспресс тоже — это не бизнес аэропорта, а степень комфорта его пассажиров. Но мы находимся в середине Западной Сибири, по сути, пассажиропоток Толмачево на 50% состоит из жителей соседних регионов, а значит, порядка 2 млн пассажиров Толмачево приезжают в аэропорт на других, отличных от железнодорожного, видах транспорта. Как правило, это индивидуальный автомобиль или автобус. Почему бы не организовать ускоренное железнодорожное сообщение, которое привозило бы сюда людей из регионов среди других пассажиров, которые по разным делам едут в Новосибирск?

Отмечу, что начало этому проекту уже положено — он реализуется по барнаульскому, омскому и томскому направлениям. По омскому, в частности, железная дорога пользуется хорошим спросом при перевозках групп детей, вылетающих из Толмачево на Дальний Восток. Это безопасно и пунктуально с точки зрения прибытия в аэропорт. Над развитием подобных перевозок на данный момент мы активно работаем с «РЖД». Первая часть — это соединение Новосибирска с другими городами, вторая — перевозка пассажиров конкретно по Новосибирску, но это отчасти вопрос самого города и системы «Экспресс-пригород». Мы же в данном случае выступаем своеобразным «магнитом», который ведет сюда людей. И этот потенциал, на мой взгляд, мы просто обязаны использовать для дальнейшего развития региона и города.

На опыт каких аэропортов мира вы равняетесь в своем развитии?

— Всех. Каждый аэропорт по-своему уникален, и каждый из них способен привнести что-то новое в развитие Толмачево. Работа над совершенствованием новосибирского аэропорта ведется в непрерывном режиме.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ