«Мы рассчитываем, что к концу года карта «Мир» будет приниматься в большинстве торговых точек в России»

В условиях сложной внешнеполитической обстановки, когда очередная волна санкций может закрыть россиянам возможность пользоваться картами международных платежных систем, спасти ситуацию призвана первая национальная платежная карта России – «Мир». О том, какие банки сегодня эмитируют и будут в 2016 году эмитировать эту карту, как планируется преодолеть скептицизм отдельных участников рынка и способна ли карта стать международным конкурентом Visa и MasterCard, в интервью «КС» рассказал генеральный директор Национальной системы платежных карт (НСПК) ВЛАДИМИР КОМЛЕВ.

 — Владимир, какие банки сегодня эмитируют и будут в 2016 году эмитировать карту «Мир»? Какие устройства (терминалы, банкоматы) и каких банков сейчас принимают, будут впоследствии принимать карту?

— На сегодня к национальной платежной системе «Мир» присоединилось более 50 банков, и большинство из них уже начинает работать над раскрытием своих банкоматных и терминальных сетей. Пять банков уже приступили к эмиссии карт и готовы выдавать их своим клиентам. Часть банков — крымские, поскольку на полуострове наиболее остро стоит вопрос использования платежных инструментов, не подверженных иностранному влиянию. РНКБ уже предлагает карту «Мир» своим клиентам, банки «АБ «РОССИЯ» и ГЕНБАНК почти раскрыли всю инфраструктуру для работы в национальной платежной системе. Мы рассчитываем, что к концу года карта «Мир» будет приниматься в большинстве торговых точек в России. В то же время подчеркну, что на первое полугодие мы ставим задачу развития инфраструктуры, а массовая эмиссия карт «Мир» намечена на вторую половину года. Со стороны банков мы видим значительный интерес к проекту, сейчас мы совместно с банками уже подключили десятки тысяч банкоматов и терминалов, и эта цифра ежедневно растет. Наша цель — обеспечить прием карт «Мир» в большинстве устройств в масштабах всей страны.

— Предправления «ВТБ24» Михаил Задорнов отмечал, что на сегодня у банка нет коммерческих условий и понимания бизнес-модели карты «Мир». Зампредседателя правления Сбербанка Александр Торбахов говорил, что «положить россиянину в карман кусок пластика, который будет его использовать для того, чтобы в лучшем случае снимать деньги в банкомате, — это дело нехитрое, но от этого не будет прибыли. Это сплошные убытки». Как вы можете прокомментировать скептицизм банков и как вам удается убеждать их в переговорах?

— Не думаю, что здесь можно говорить о скептицизме. Любой банкир хочет понимать, зачем ему нужен тот или иной продукт, и совершенно очевидно, почему организации масштаба Сбербанка или ВТБ не хотят принимать все на веру. Со всеми банками, включая упомянутые, у нас идет нормальный рабочий процесс обсуждения, сверки позиций. Повторюсь: сейчас нет задачи выдать всем кусок пластика, с которым непонятно что делать. Карты должны выдаваться не для того, чтобы отчитаться, а для того, чтобы быть выгодным, эффективным коммерческим инструментом.

— Как вы видите основную сферу применения карт «Мир»? Возможна ли конкуренция этих карт с картами международных платежных систем?

— Развитие безналичных платежей и удобных средств оплаты — это тенденция во всем мире, и уже скоро карты будут использоваться повсеместно. Общество стремится к тому, чтобы все операции можно было проводить за один клик, это стремление необходимо поддержать технологически. Поэтому технологическое развитие для нас — это важное стратегическое направление. Хотел бы также отметить, что, согласно закону, средства из бюджета могут перечисляться только на карты «Мир». Для нас это большая ответственность. Карты должны соответствовать потребностям людей, в них должны быть предусмотрены различные дополнительные функции, в том числе различные льготы, транспортные приложения. Все это нами прорабатывается, в том числе в рамках взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти. Мы отдаем себе отчет, что выходим на высококонкурентный рынок, где соперничество было и без нас. С другой стороны, в нашей стране уровень проникновения электронных платежей таков, что есть колоссальные перспективы для роста этого рынка. Места на нем хватит всем.

— Какие функции, приложения сегодня поддерживает карта «Мир»? Каковы перспективы развития номенклатуры приложений?

— Прежде всего мы по очевидным причинам ориентировались на потребности внутреннего рынка. Например, речь о транспортном приложении. В Саранске уже реализуется такой локальный проект на базе наших карт, а в ближайшее время аналогичные возможности будут протестированы и в других регионах. Мы стараемся учитывать потребности людей, связанные с социальным взаимодействием, — от медицины до Пенсионного фонда, когда надо аутентифицировать обе стороны. Например, с помощью электронной цифровой подписи непосредственно на карточку можно записать рецепт, который будет считываться в аптеке. Многие возможности сейчас тестируются, и к концу года уже станут реальностью. Мы взяли очень быстрый темп с точки зрения развития, но как у молодой компании у нас нет иного варианта, кроме как развиваться быстрее и опережая других. Разумеется, создавая платежную систему «Мир», мы понимали, что все наработки должны быть совместимы с международными стандартами, иностранной инфраструктурой, чтобы иметь перспективы выхода за рубеж.

— На ваш взгляд, способна ли карта «Мир» полностью дублировать функционал карт МПС на территории России?

— Теоретически, безусловно, может. Обеспечение всего того функционала, к которому уже привыкли люди, — это наша задача-минимум. В то же время мы убеждены, что на рынке должно быть несколько платежных систем. Перед нами не стоит задачи перевести всех на карты «Мир» и вытеснить остальных. Жить надо в конкурентной среде, ведь от этого будет выигрывать потребитель, а это самое главное.

— Каковы перспективы выхода карты «Мир» (эквайринг, эмиссия) на международный рынок?

— Это одна из наших стратегических задач, и на сегодня она решается через выпуск кобейджинговых карт. Есть уже такие карты, где совмещаются «Мир» и MasterCard, они позволяют использовать функционал карты «Мир» за рубежом. Еще более масштабная задача — это взаимодействие с платежными системами дружественных стран, например, ЕАЭС. С ними уже ведется диалог по межсистемному практическому взаимодействию. Также мы работаем с теми странами, куда идет постоянный туристический поток из России. Есть соглашение об объединении платежных сетей приема с вьетнамской BanknetVN. Мы надеемся, что к концу года российские граждане смогут спокойно снимать средства в банкоматах Вьетнама, а вьетнамские — в российских банкоматах. Более долгосрочная задача — развитие прямых взаимоотношений с крупнейшими банками–эквайерами зарубежных стран, чтобы в их сетях принимались карты «Мир», а в перспективе сами становились эмитентами. Речь идет о странах Запада и Юго-Восточной Азии. Это амбициозная задача, особенно с учетом непростого отношения к России в мире, но мы ее перед собой, безусловно, ставим.

— В чем основные преимущества/недостатки, риски работы через НСПК?

— Хочу обратить внимание, что с первой волной санкций в 2014 году, которая привела к отключению ряда российских банков от международных платежных систем, негативный эффект был очень заметным. Когда же в декабре прошлого года под санкции попали еще несколько банков, этого уже никто не заметил. С одной стороны, немного досадно, что никто не понял, что все прошло без последствий именно благодаря НСПК. С другой стороны — приятно, ведь это означает, что мы выполнили поставленную задачу по обеспечению независимости безналичных расчетов от внешнего влияния.

О создании российской платежной системы говорили достаточно долго, еще с середины 90-х годов. Были попытки создать что-то подобное на базе нескольких банков, но у них часто не совпадали цели и интересы. Только после того как этот процесс возглавил ЦБ, стало возможным и реалистичным создание в России своей национальной платежной системы. В целом «Мир» — это не столько про импортозамещение, сколько про экспортопригодность.

— Как вы оцениваете скорость и качество транзакций, проходящих через процессинг НСПК? Были ли случаи сбоев, непрохождения транзакций?

— Мы очень много работаем над отказоустойчивостью, производительностью, доступностью систем. Надо понимать, что сегодня все транзакции внутри страны проходят через наш процессинговый центр, и это очень высокая ответственность. Мы обрабатываем в день до 20 млн операций, к нам подключена 141 процессинговая площадка банков — это 277 каналов связи, три центра обработки данных. Транзакции идут в бесперебойном режиме. У нас гибкая система, позволяющая вести настройки по требованию бизнеса простыми эффективными механизмами. Могу рассказать, что к нам приезжали уже представители крупных банков, чтобы ознакомиться с технологией работы системы при использовании небольших ресурсов, и мы проводили для них ознакомительные сессии.

— Наша с вами встреча проходит в рамках Красноярского экономического форума. Каковы ваши цели визита на КЭФ? Как вы оцениваете уровень проведения форума в этом году? Что хотелось бы изменить?

— Мы впервые принимаем участие в форуме, что неудивительно, ведь нашей компании — «Национальной системе платежных карт» — чуть больше года. Могу отметить, безусловно, высокий уровень организации форума и участие лидеров своих индустрий. Красноярский форум — одна из значимых и интересных площадок для обсуждения вопросов, связанных с экономикой России, поиска путей решения, налаживания диалога государства и бизнеса. Мы рады возможности поделиться здесь своим видением будущего платежных систем на 15-летнюю перспективу, развитие которых необходимо стране, желающей быть современной и эффективной.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ