Оптимизируй это

Кризис — лучшее время, чтобы сдвинуть с места то, что раньше казалось «неизбежным злом». Для «большой тройки» мобильных операторов одними из таких зол оказались непрозрачность, хаотичность и неоправданный рост цен на аренду площадок под оборудование связи. Сейчас каждый из операторов запустил свою программу поиска более дешевых площадок для аренды под оборудование — и уже получил первые результаты. Об этом участники отрасли согласились рассказать «КС».

Ищу арендодателя

То, что цены на аренду во многих случаях неоправданно завышены, признают все участники рынка мобильной связи: «Зачастую аренда квадратного метра на никем не используемой крыше стоит дороже, чем квадратный метр коммерческой недвижимости в хорошем бизнес-центре. На эти метры на крыше нет претендентов, кроме нас. И их стоимость встает поперек развития сети, а значит, сервиса для миллиона клиентов», — констатирует технический директор Сибирского региона компании «ВымпелКом» Виталий Рыбак. По его словам, арендодателей-монополистов на рынке немного, всего три-пять: «У них есть инфраструктура, которая при первичном развитии сети выглядела очень привлекательной. Доля затрат на их аренду огромна. Порой 20% всех позиций, которые они нам предоставляют, создают нам половину всех расходов на аренду. При этом их стоимость продолжает повышаться. Скорее всего, у партнеров есть свои мотивы, но мы по этим правилам играть не будем. Сотни тысяч рублей, которые могли бы оставаться дополнительным доходом, уйдут более гибким арендодателям».

«Несмотря на то, что в сложившейся экономической ситуации рынок технологической аренды показывает снижение, арендные ставки остались на прежнем высоком уровне, а кое-где имеет место необоснованное увеличение стоимости аренды со стороны крупных арендодателей, — сообщает директор департамента по управлению закупками и логистикой «МТС Сибирь» Дмитрий Косолапов. — Такая ситуация вынуждает нас и других операторов сотовой связи искать решения, направленные на оптимизацию своих расходов по аренде. Если бы сотовые операторы приняли условия арендодателей, это означало бы или уменьшение вложений в развитие сети или повышение тарифов для абонентов. Вместо этого мы выбрали другую стратегию: поиск альтернативных площадок для размещения оборудования за адекватную арендную плату, смещение акцента с предложений крупных поставщиков, держащих высокие цены, на предложения локальных арендодателей».

«В вопросе аренды площадок важно установить доверительные и долговременные отношения с арендодателем, — комментирует директор по инфраструктуре Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Александр Салтанов. — Мы всегда стремимся заключить договор аренды на длительный срок — в этом случае как оператор мы имеем возможность получить экономию до 30% за весь срок размещения, а арендодатель понимает, что доходы от аренды помогут ему осуществить ремонт здания, облагородить прилегающую территорию, осуществить другие расходы. Заключение договора аренды на 3–5 и более лет — вообще базовое правило, которого мы стараемся придерживаться».

«Компания «ВымпелКом» ввела новую политику о работе с арендодателями площадок для размещения базовых станций и оборудования связи во втором полугодии 2014 года. Почему? Мы понимаем, что нам необходимо оздоровить рынок, который мы сами и создали, — продолжает Виталий Рыбак. — В результате реализации программы наши клиенты должны получить более качественный сервис за счет большего охвата территории, а арендодатели — надежное и выгодное партнерство. Мы сокращаем площадь аренды, оптимизируя оборудование и заменяя массивные конструкции небольшими термобоксами. Мы строим свои антенно-мачтовые сооружения и переезжаем на них. Мы расширяем сотрудничество с нашими корпоративными клиентами, у которых есть в собственности здания и сооружения. Когда цена необоснованно повышается, вовлекаем юридический блок. Чтобы исключить затраты на оплату электроэнергии из стоимости аренды, мы заключаем прямые договоры с энергоснабжающими организациями. Ключевой фокус программы — проведение переговоров с нашими существующими партнерами. При необходимости наша компания проводит оценку рыночной стоимости арендуемой площадки с помощью профильных организаций».

В Томске и Новосибирске МТС уже реализует проект «Стань нашим арендодателем»  — зайдя на сайт компании, любой владелец недвижимости, готовый к сотрудничеству, может рассказать об имеющихся у него объектах для аренды и подать заявку на партнерство с компанией. Если предложение окажется интересным, менеджеры компании свяжутся в ближайшее время для уточнения деталей. «Кроме того, мы аудируем уже арендованные объекты: выявляем неокупаемые либо высокорасходные площадки — для последующего демонтажа или, например, переноса на соседнюю крышу», — говорит Дмитрий Косолапов.

Потенциальным арендодателем может стать как организация, так и физическое лицо — владелец любой площадки, пригодной для размещения оборудования связи. Площадка может быть размером от 10–30 кв. м и находиться на земельном участке, техэтаже или в другом нежилом помещении, обязательно наличие удобного подъезда и возможности подведения электричества. Причем для мобильных операторов подходят площадки, неинтересные обычным арендаторам — к примеру, крыши зданий. При этом внутренние помещения могут и дальше использоваться по прямому назначению.

Аналогичная программа есть и у «Билайна» — согласно регламенту, сотрудники связываются с авторами заявок в течение максимум шести дней. «Если позиция нам подходит, мы начинаем переговоры. Если сейчас в этом месте уже работает базовая станция — оставляем заявку в архиве и обращаемся к ней в том случае, если переговоры с существующем партнером заходят в тупик. Практика показывает: всегда можно найти владельца площадки, готового предоставить ее в разы дешевле», — говорит Виталий Рыбак.

«Работа по поиску альтернативных мест размещения уже дает свои результаты, — сообщает Дмитрий Косолапов. — В Новосибирске нам удалось договориться с более чем 40 арендодателями о снижении арендной ставки. Также выполнен демонтаж оборудования с четырех объектов федеральных поставщиков, перенос которого на альтернативные площадки независимых локальных арендодателей уже позволит оптимизировать расходы на аренду на сумму более 2 млн в годовом исчислении. В настоящий момент в основном мы размещаем свое оборудование у крупных федеральных арендодателей. В среднем стоимость аренды сайта у таких компаний в разы, и иногда даже в десятки раз выше, чем у локальных арендодателей, например владельцев зданий, складов, и так далее».

Первые результаты

«В результате переговоров с существующими арендодателями с начала старта программы удалось достичь экономии в 2,8 млн рублей в месяц, — подводит первые итоги Виталий Рыбак. — К концу 2015 года накопительная годовая экономия составит, по нашим прогнозам, 22,3 млн. При этом сэкономленные средства компания направляет на сохранение темпа развития сети».

Представитель «ВымпелКома» приводит пример успешных переговоров, позволивших снизить арендные наценки: «В одном из сибирских городов при проведении переговоров с действующим контрагентом мы провели независимую рыночную оценку стоимости места под размещение базовой станции. Были доказаны завышенные показатели, и в результате стоимость аренды удалось уменьшить на 55%.Что касается дальнейших планов, — продолжает он, — то мы планируем сократить среднюю стоимость аренды на 36% в течение трех лет. Мы уверены, что программа успешно реализуется, и ее результаты пойдут на пользу всем в России. Потребители получат более качественные сети с еще большим охватом населения и с более качественными услугами. Арендодатели останутся при своих доходах от аренды».

По данным МТС, экономия, полученная в результате смены четырех площадок в Томске, составила более полумиллиона рублей в месяц. В общей сложности до конца 2015 года в Томске будет перенесено еще несколько базовых станций.

Что еще можно оптимизировать

Пока «Билайн» и МТС активно ищут новых арендаторов, «МегаФон» пошел другим путем. Нет, они тоже не отказываются от переноса базовых станций в более выгодные места, но значительное внимание уделяют не только арендной плате, но и сопутствующим расходам. В первую очередь на такой ключевой блок, как электроэнергия. «Современная базовая станция 2G/3G/4G из-за большего числа передатчиков и антенн потребляет в 2–3 раза больше электроэнергии, чем в эпоху стандарта GSM, — сообщает Александр Салтанов. — Более того, рынок электроэнергии фактически монопольный, и стоимость киловатта увеличивается в среднем на 7–8% ежегодно. Поэтому любые возможности оптимизации электропотребления — важный элемент в работе наших специалистов. Так, например, внутреннее оснащение базовой станции (в зависимости от загруженности) требует охлаждения даже в осенне-зимний период, поэтому внутри кабинета работают специальные кондиционеры. Чтобы сократить потребление электроэнергии, на базовых станциях используются специальные системы приточной вентиляции, когда холодный воздух извне забирается для охлаждения оборудования. Это позволяет экономить около 70% электроэнергии по сравнению с тем, если бы температурный режим станции поддерживался только с помощью специальных кондиционеров».

«Мы уже работаем по нескольким направлениям, — добавляет Виталий Рыбак. — Так, большую роль играет развитие стратегического партнерства с другими операторами, в рамках которого мы обмениваемся собственными позициями, строим сети LTE по модели RAN Sharing. Кроме того, наша компания ведет переговоры о скидках с поставщиками оборудования. Свои результаты дает умное строительство сети с учетом потребностей наших клиентов. Также мы активно оцифровываем существующие бизнес-процессы: например, внедряем электронную подпись, сокращая документооборот и, соответственно, затраты на бумагу и печать».

«Сегодня в условиях спада экономической активности и роста инфляции арендные платежи оператора — наиболее стабильный доход, — резюмирует Александр Салтанов. — Если рассматривать коммерческие или административные здания, то нового арендатора помещения под офис или магазин собственник может сегодня искать месяцами, в то время как оператор связи — это всегда гарантированный доход. Более того, крышу или фасад здания собственник вряд ли может использовать для какой-то другой коммерческой деятельности. Поэтому в условиях кризиса арендная плата сегодня не только не растет, но и даже имеет тенденцию к снижению на 3–5% по сравнению с годом ранее».

«Мы не планируем никаких резких изменений стратегии или оптимизации бизнес-процессов внутри компании, — подводит итог Дмитрий Косолапов. — Мы видим, что бизнес-модель МТС в текущих условиях доказывает свою эффективность. Если в кризис компания меняет свои планы, прибегает к каким-то экстраординарным мерам, то это значит, что в обычное время этот бизнес просто неправильно работал, наша же философия заключается в том, что бизнес должен быть всегда готов к изменению условий».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ