Первое место в рейтинге НП «Совет Рынка» дает нам дополнительный стимул двигаться вперед

Основным организатором энергорынков НП «Совет рынка» подведены итоги 2014 года и составлены рейтинги эффективности энергетических компаний Российской Федерации. Среди энергосбытовых компаний ОАО «Новосибирскэнергосбыт» заняло первое место. О причинах успеха компании на рынке электроэнергии и трудностях, с которыми сталкивается компания, в интервью «КС» рассказала генеральный директор ОАО «Новосибирскэнергосбыт» ТАТЬЯНА ПОДЧАСОВА.

— Татьяна Николаевна, насколько нам известно, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» лидирует в рейтинге «Сбытовые компании: эффективность на рынке» уже не первый год?

— Совершенно верно. Наша компания занимает первое место в ежегодном рейтинге НП «Совет рынка» уже третий год подряд. Этот рейтинг НП «Совет рынка» проводит самостоятельно, исходя из нескольких оценочных показателей, которые характеризуют как экономику предприятия, так и эффективность ведения деятельности.
Есть еще ежегодный всероссийский конкурс для энергосбытовых компаний, организованный интернет-порталом «ЭнергоНьюс», где оценивается совокупная технологическая деятельность и в том числе по номинациям:

— «Максимально клиентоориентированная энергосбытовая компания»;

— «Энергосбыт + энергосбережение»;

— «Энергосбытовая компания с самым широким спектром услуг»;

— «Наиболее информационно открытая энергосбытовая компания»;

— «Социально ответственная энергосбытовая компания»;

— «Лучшая энергосбытовая компания России».

Здесь мы уже сами принимали решение об участии. Делаем это для того, чтобы понять, правильно ли мы развиваемся, как выглядим по сравнению с другими.

За 2014 год здесь у нас тоже звание «Лучшая энергосбытовая компания России» среди 53 энергосбытовых компаний, принявших участие в конкурсе. Кроме того, ОАО «Новосибирскэнергосбыт» одержало победу в номинациях «Энергосбытовая компания с самым широким спектром услуг» и «Энергосбыт + энергосбережение».

— В чем заключаются причины успеха вашей компании?

— История нашего предприятия насчитывает уже более 75-лет. За это время были накоплены большой профессиональный опыт и традиции, которые передаются от наших ветеранов к новым сотрудникам. Профессионализм, постоянное совершенствование своей работы и стремление внимательно относиться к проблемам наших потребителей — основные сильные стороны ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

— Есть ли недочеты в работе ОАО «Новосибирскэнергосбыт»?

—Есть, конечно, и недочеты, над каждым из которых мы внимательно работаем. У нас действует система отслеживания претензий и реализации мероприятий по их предотвращению, если они подтверждены и обусловлены не до конца разработанным вопросом или несоблюдением утвержденного регламента.

Вообще, вся деятельность нашего предприятия описана множеством регламентов в силу ее специфики. Помимо этого, большое внимание менеджмента уделяется системе обратной связи с персоналом, вовлечению сотрудников в процесс непрерывного совершенствования путем подачи и реализации предложений. Решение наиболее важных, проблемных вопросов находится сообща, благодаря задействованию персонала в работе соответствующих групп и проектов.

Благодаря подобному подходу можно уверенно говорить, что коллектив и руководство компании принимают совместное участие в процессе принятия управленческих решений.

Также данная работа приносит и вполне реальный экономический эффект. За один только 2014 год, благодаря реализации предложений сотрудников по развитию услуг, совершенствованию сервисов, экономии затрат, был получен эффект 8,5 млн руб.

— С какими сложностями и проблемами сталкивается ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в своей работе как гарантирующий поставщик электроэнергии?

— Гарантирующий поставщик сегодня обязан собственными силами обеспечить качественное энергоснабжение каждого потребителя, не обладая при этом никаким технологическим оборудованием для производства и распределения электроэнергии.

Основная сложность работы гарантирующего поставщика — осуществление возврата денежных средств за уже потребленную электроэнергию. Действующий в электроэнергетике принцип «бери, а потом плати» усложняет получение денежных средств за потребленную электроэнергию. В результате некоторые потребители проводят оплату только после уведомления об ограничении режима потребления.
Для предупреждения нарушений сроков оплаты в нашей компании налажена эффективная работа по взаимодействию с потребителями. Мы всегда открыты для наших клиентов и готовы совместно искать решения возникающих проблем, не доводя ситуацию до критической.

Также сюда можно отнести, во-первых, сложность и частые изменения законодательства, регулирующего работу на розничном и оптовом рынках, которые требуют иногда полного изменения технологии работы в короткий срок. Во-вторых, обеспечение эффективности закупок электроэнергии на оптовом рынке, в том числе за счет высокой точности прогнозирования объема закупок на сутки вперед. Фактическая погрешность прогнозирования потребления на сутки вперед ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в 2014 году составила 1,74%, что является одним из самых лучших показателей на рынке и позволяет максимально снизить конечную цену для потребителей. В-третьих, высокие требования к системе коммерческого учета электроэнергии на оптовом рынке, которые наша компания полностью выполняет.
Для решения этих и многих других сложных задач требуется высококвалифицированный персонал, подготовка и обучение которого занимает длительное время.

— Каким образом отразились негативные тенденции в экономике нашей страны на работе энергоснабжающей организации?

— Безусловно, негативная ситуация в экономике сказалась на работе нашего предприятия, многие потребители столкнулись с нехваткой средств. Ситуацию усугубил начавшийся в этот период на оптовом рынке рост цен на электроэнергию, и нам пришлось приложить максимум усилий для сохранения уровня платежей за потребленную электроэнергию.

Для закупок электроэнергии на оптовом рынке и оплаты услуг по передаче нам самим приходится привлекать кредитные средства. При этом понятно, что с IV квартала 2014 года резко выросла процентная ставка по условиям кредитования. Учитывая объемы наших ежемесячных затрат, до 3 млрд рублей, важность своевременности платежей наших потребителей очень высока, так как пеня, установленная в договорах электроснабжения, не покрывает банковского процента по привлекаемым кредитам.

Благодаря совместной работе ОАО «Новосибирскэнергосбыт», наших потребителей и местных органов власти, удалось сохранить стабильность, не допустить значительного роста неплатежей на розничном рынке электроэнергии Новосибирской области в этот сложный период, обеспечить платежи производителям электроэнергии и электросетевым организациям.

Хочу отметить, что за все время существования оптового рынка электроэнергии наше предприятие никогда не числилось в должниках и всегда добросовестно исполняло свои обязательства по оплате купленной электроэнергии и мощности.

— Рост цен в 2014 году и начале 2015 года, как нам известно, не остался без внимания Правительства РФ. С чем он связан?

— Главным фактором роста конечной цены на электроэнергию в 2014–2015 гг. стали изменения механизмов работы оптового рынка электроэнергии, что привело к увеличению закупочныхцен как на электроэнергию, так и на мощность.

Наибольшее влияние на цены оказало разрешение государством взаимной торговли электроэнергией на оптовом рынке между энергосистемами Сибири и Урала, в результате чего цены в данных энергосистемах практически уравнялись. Так как в энергосистеме Урала цены были значительно выше, это привело к росту цен электроэнергии на оптовом рынке в Сибири приблизительно на 30%. В настоящее время ФАС России выдало организаторам торговли соответствующее предупреждение.

Рост цен на мощность на оптовом рынке обусловлен вводом новых энергоблоков, в цену мощности которых включена большая инвестиционная составляющая, и изменением государством правил ежегодного отбора поставщиков мощности. Были отобраны более дорогие поставщики, чем в отборе на 2014 год.

Кроме того, из-за изменений правил розничного рынка электроэнергии некоторые потребители, подключенные к объектам электростанций и к сетевым объектам, относящимся к Единой национальной электрической сети, с августа 2014 года стали платить за электроэнергию больше.
Важно отметить, что энергосбытовые компании не оказывают влияние на указанные выше механизмы торговли, определяемые государством, и обязаны транслировать складывающиеся в результате торгов цены конечным потребителям. Именно волатильностью цен на оптовом рынке и объясняется значительное изменение цен на электроэнергию для конечных потребителей. Например, в феврале этого года конечная цена на электроэнергию выросла к январю приблизительно на 20%, а в марте и апреле уже снизилась на 9 и 6%, соответственно.

— Каким образом ОАО «Новосибирскэнергосбыт» определяет цену электроэнергии для конечного потребителя? Почему у разных потребителей цены отличаются?

— Порядок определения конечных цен на электроэнергию жестко регламентирован законодательством. ОАО «Новосибирскэнергосбыт», как гарантирующий поставщик, продает электроэнергию населению по фиксированным регулируемым тарифам, а остальным потребителям — по нерегулируемым ценам. Нерегулируемая цена состоит из закупочной цены на электроэнергию на оптовом рынке, тарифа на услуги по передаче, тарифа на услуги гарантирующего поставщика, тарифа на услуги инфраструктурных организаций оптового рынка. Закупочная цена оптового рынка ежемесячно определяется специализированной организацией ОАО «Администратор торговой системы», а другие составляющие устанавливаются государственными органами тарифного регулирования. При этом доля услуг ОАО «Новосибирскэнергосбыт» в конечной цене на электроэнергию для крупных потребителей составляет менее 3%. Вообще, для юридических лиц наша сбытовая надбавка является одной из самых низких в стране.

Отличие цен на электроэнергию у потребителей вызвано различием выбранных потребителями ценовых категорий, уровней напряжения, от которых они запитаны, и величин максимальной мощности потребителей.

—Какую роль ОАО «Новосибирскэнергосбыт» играет в электроснабжении потребителей?

— ОАО «Новосибирскэнергосбыт», как гарантирующий поставщик на территории Новосибирской области, является энергоснабжающей организацией для любого потребителя, обратившегося после осуществления технологического присоединения к электрическим сетям за заключением договора энергоснабжения.

При этом гарантирующий поставщик должен самостоятельно, в интересах потребителя закупить электроэнергию и мощность на оптовом рынке, урегулировать отношения, связанные с передачей электроэнергии по электрическим сетям, и оплатить услуги организаций коммерческой и технологической инфраструктур.

— Что делает компания для удобства потребителей?

— ОАО «Новосибирскэнергосбыт» поддерживает высокие стандарты качества обслуживания потребителей, к которым относятся, во-первых, территориальная доступность. Во всех районах Новосибирской области действуют наши представительства, всего 39 офисов, 7 из которых — в Новосибирске. Потребитель может подать обращение или заказать услугу в любом отделении ОАО «Новосибирскэнергосбыт».

Во-вторых, информационная доступность. Организованы контактные центры для населения и юридических лиц, внедрены электронные средства взаимодействия с клиентами, а именно удобный интернет-сайт, интернет-приложения, мобильное приложение. Потребитель имеет возможность свободного выбора информационного канала для обращения как очного, так и заочного. Кроме того, наша компания начала активное внедрение средств электронного документооборота, теперь бухгалтерские и другие юридически значимые документы по желанию наших потребителей мы можем отправлять и получать в электронном виде с применением цифровой подписи в соответствии с действующим законодательством.

В-третьих, обслуживание потребителей по принципам «одного окна». Мы стараемся обеспечить максимально оперативное и объективное рассмотрение запроса клиента и решение всех его вопросов за одно обращение.

В-четвертых, вежливость при общении. В нашей компании принят этикет делового общения с потребителями для того, чтобы обращение к нам не вызывало негативных эмоций у наших клиентов.

Кроме того, одной из приоритетных задач нашей деятельности является снижение затрат потребителей на электроснабжение. Здесь можно выделить услугу по прогнозу пиковых часов электропотребления региона, которая безвозмездно предоставляется потребителям с максимальной мощностью от 670 кВт и выше. С помощью данной услуги потребители могут правильно управлять своим электропотреблением и экономить на оплате электрической мощности.

— ОАО «Новосибирскэнергосбыт» уже пятый год подряд занимает первое место в России в номинации «Энергосбытовая компания с самым широким спектром услуг» в конкурсе интернет-портала «ЭнергоНьюс». С какой целью вы работаете над увеличением количества дополнительных услуг?

— Заниматься оказанием услуг, не связанных с основной деятельностью, мы начали очень давно, с установки приборов учета тепло-, электроэнергии и воды, так как уже обладали на тот момент высококвалифицированным персоналом и видели, насколько организация учета выгодна потребителям энергии.

Также, видя множество трудностей наших клиентов по организации получения технических условий, их реализации в виде проектирования и монтажа электроустановок, стали заниматься этими вопросами. Иногда приходится решать проблемы, исправлять ситуацию от обращения потребителей энергии во множество фирм, не имеющих подготовленного персонала, но берущихся за любую работу.

Сейчас наше предприятие оказывает около ста различных видов услуг и не только, связанных с энергоснабжением.

Особым направлением нашей работы являются разработка и внедрение программных комплексов, нацеленных на решение задач по проведению расчетов за жилищные и коммунальные услуги, а также организации приема платежей за весь спектр услуг, оказываемых населению различными поставщиками.

Разработанная нашими специалистами система платежей и переводов используется на территории пяти субъектов Сибирского Федерального округа, с ее помощью в 350 пунктах приема платежей осуществляется автоматизированный прием платежей за широкий спектр услуг более чем 300 поставщиков.

Расчетный комплекс «Сирена ЕЕ» позволяет производить начисления и вести расчеты по любым видам жилищных и коммунальных услуг. Алгоритмы, по которым производятся расчеты, полностью соответствуют действующему законодательству РФ. По результатам расчетов формируется весь спектр необходимой аналитической и бухгалтерской отчетности. Для организации автоматизированного приема платежей от населения в РК «Сирена ЕЕ» предусмотрен специальный on-line протокол, позволяющий пунктам приема платежей мгновенно видеть состояние лицевого счета и мгновенно передавать информацию о проведенном платеже. Таким образом, информация об оплате отображается на лицевой счет клиента менее чем за одну секунду после проведения им платежа. Программные решения РК «Сирена ЕЕ» используют четыре крупных ресурсоснабжающих предприятия на территории Новосибирской области.

Клиенты, использующие наши программные комплексы, особо выделяют удобство и простоту их использования, легкую адаптацию под изменяющиеся внешние условия, а также информативность и прозрачность всех проводимых операций.

Преимущества наших разработок отмечены на федеральном уровне: за разработку и внедрение Системы платежей и переводов ОАО «Новосибирскэнергосбыт» было награждено дипломом Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России-2014».

— Татьяна Николаевна, что бы вы хотели пожелать вашим потребителям в заключение?

— Я бы хотела поблагодарить наших потребителей за то, что они всегда с пониманием относятся к любым изменениям в нашей работе и прикладывают все возможные усилия для исполнения своих обязательств по оплате потребленной электроэнергии вовремя и в полном объеме.

Кроме того, хочу поблагодарить губернатора Новосибирской области Владимира Филипповича Городецкого и Правительство Новосибирской области за понимание проблем электроэнергетики и поддержку в их решении. Результатом нашей совместной работы стало первое место, занятое Новосибирской областью в рейтинге «Платежная дисциплина на розничном рынке электроэнергии», составленном НП «Совет рынка» по итогам 2014 года.

НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ