Чиновники отрегулируют ритейл

Министерство сельского хозяйства Красноярского края одним из первых в России разработало законопроект, регулирующий взаимоотношения между торговыми сетями и их поставщиками. В настоящее время он одобрен краевым правительством и передан в Законодательное собрание края. Документ призван увеличить долю местных производителей на полках красноярских супермаркетов. Большинство ритейлеров и производителей одобряют инициативу властей, но указывают на «сырость» законопроекта.

Как сообщил «КС» министр сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края Леонид Шорохов, «основная цель законопроекта – стимулирование производства краевой пищевой промышленности и продвижение на продуктовый рынок края качественной продукции местных производителей по доступным ценам». Итоговый документ должен создавать оптимальные условия для всех участников цепочки «производитель–переработчик–торговля».

Законопроект устанавливает сроки расчетов торговли с переработчиками и переработчиков с производителями – 14 дней для продукции, которая входит в перечень социальных товаров, и до 30 дней по всем остальным продовольственным товарам. Сегодня сроки расчетов доходят до шести месяцев, уточняет господин Шорохов. Кроме того, предлагается ввести субсидирование ставок по оборотным кредитам для торговли и переработки. Также для предприятий торговли и переработки предусматривается субсидирование ставки на инвестиционные кредиты, поскольку даже в нынешних экономических условиях многие готовы идти на модернизацию. Наконец, законопроектом предусматривается 30%-ное субсидирование затрат, связанных с технологическим переоборудованием для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Документ нацелен на активное стимулирование продажи в торговых сетях продукции местных производителей. «Расширять ассортимент краевой продукции на своих прилавках должно быть выгодно самим торговым сетям. Для этого им будут компенсировать 5% от затрат, пошедших на покупку продуктов у краевых производителей. В свою очередь, ритейлеры обязаны выставлять не более чем 10%-ную торговую наценку на социально значимые продукты. Перечень продуктов будет опубликован сразу после принятия закона. На каждом этапе планируется осуществлять тщательный контроль за ценообразованием и минимальным количеством посредников», – говорит Леонид Шорохов.

Стоит отметить, что возможность создания подобного законопроекта на федеральном уровне пока только обсуждается. Собственный «Кодекс добросовестных практик Торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания» разработан пока только федеральной Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) при участии Союза независимых сетей и комиссии РСПП. Создание Кодекса и списков социально значимых продуктов было поддержано министром сельского хозяйства РФ Еленой Скрынник. Авторы этого документа также обозначили оптимальные сроки задержки платежей поставщикам в 14 и 30 дней по разным категориям товаров.

Большинство сетевиков и производителей поддержало краевые власти в стремлении создать новый закон. По их словам, уже то, что чиновники обратили внимание на проблему взаимоотношений в цепочке «производитель–переработчик–сеть», является большим плюсом, так как потребность определить общие для всех правила игры на рынке назрела давно. «Разумеется, отношения между поставщиком и сетью регулируются прежде всего рынком, но если чиновники понимают, что именно стоит заложить в основу законопроекта, – это хорошо. С начала года неоднократно звучали заявления, даже на уровне правительства РФ, о том, что меры по поддержке участников цепочки «производитель–переработчик–ритейл» необходимы, но практических действий почти не предпринималось», – считает вице-президент ассоциации «АЛПИ» Андрей Граванов.

С ним согласна директор «Красноярской продовольственной компании» Елена Нагибина. В разговоре с «КС» она отметила, что главным плюсом нового законопроекта считает возможность субсидирования затрат, связанных с переоборудованием производителей и инвестиционными затратами. «Если такая машина заработает и будет достаточно гибкой и «поворотливой», то от этого выиграют все. Но здесь следует учитывать еще один фактор: например, сегодня в Красноярском крае не производится оборудование для мясопереработки, поэтому мы вынуждены его покупать либо в других регионах, либо за рубежом», – говорит она.

По мнению экспертов, то, что законопроект направлен прежде всего на поддержку краевых производителей, – нормальная ситуация, и испугать конкурентов из соседних регионов она не должна. «Когда «Сибирская губерния» начинала выходить за пределы Красноярского края, у нас тоже возникали сложности, связанные с тем, что местные власти старались обеспечить лучшие условия для своих компаний. То, что закон поддерживает прежде всего местных производителей, – это нормально, так как именно они составляют залог экономической стабильности региона. Можно даже сказать, что краевые власти обязаны поступать именно таким образом», – говорит Андрей Граванов. Некоторые крупные сибирские производители отметили, что Красноярск является слишком привлекательным для большинства производителей, чтобы отказываться от выхода туда исключительно по причине «особого» отношения властей к краевым компаниям.

«Для участия в предлагаемых законопроектом программах торговым сетям предлагается принять достаточно жесткие условия по срокам расчетов и максимальной торговой наценке – это означает, что не всем торговым предприятиям будет выгодно отказаться от прежних условий работы, – добавляет ведущий аналитик компании «БКС Консалтинг» Григорий Сыров. – Заинтересованность в поддержке краевых властей эта программа вызовет в первую очередь у вертикально интегрированных агрохолдингов, имеющих собственные каналы сбыта, а также у торговых предприятий, находящихся в бедственном финансовом положении. Поэтому резкого сокращения притока продуктов питания из других регионов ожидать не стоит».

Опрошенные «КС» эксперты добавляют, что законопроект, разработанный красноярским Минсельхозом, вызывает достаточно много вопросов. «Пока остается неясным, какие санкции, к примеру, предусмотрены в случае нарушения сетью сроков расчета с поставщиками. Если поставщик приостановит отгрузки в сеть, то он потеряет объемы, лояльность сети, понесет затраты по оплате простоя продавцам-консультантам. К тому же это скажется и на доступности продукции для потребителя. Еще один вопрос – будет ли распространяться закон на федеральные сети», – говорит Елена Нагибина.

Некоторые игроки считают, что пункт о не более чем 10%-ной наценке на социально значимые товары легко можно было бы убрать из документа, так как он не имеет смысла. Это объясняют тем, что в сегодняшней экономической ситуации производитель, который установит большую торговую надбавку, потеряет конкурентное преимущество – такой товар не будут покупать.

Участники рынка добавляют также, что самым спорным моментом в представленном документе является возможность регламентирования сроков расчета ритейлеров с поставщиками. По их словам, договоренности о сроках и сумме оплаты всегда устанавливаются в индивидуальном порядке между двумя партнерами (сетью и производителем), и вмешательство в эти отношения третьего лица вряд ли окажется эффективным. «В том случае, если отношения между ритейлером и поставщиком неплохие и один из них не может рассчитаться, они будут искать какие-то обходные пути, чтобы «замять» ситуацию, – сообщил один из собеседников «КС» на условиях анонимности. – Кроме того, изначально один из партнеров может устанавливать для другого такие цены, которые компенсируют любые задержки по расчетам».

Большинство красноярских производителей и сетевиков добавляют, что собираются поучаствовать в обсуждении документа в Законодательном собрании.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ