ВЫСШИЙ КЛАСС — СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Три истории о русской моде
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ — известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф и коллекционер. Родился в Москве в 1958 году, окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1982 году эмигрировал во Францию. В Париже учился в «Школе Лувра». Васильев оформил более 100 балетов и опер на сценах ведущих театров в 25 странах мира. Обладатель уникальной коллекции из нескольких тысяч старинных костюмов, архива из тысяч фотографий и других материалов о развитии моды ХХ века. Выставки из собрания Васильева демонстрировались в сотнях городов по всему миру, в том числе и в России. Автор книг «Красота в изгнании: выдающиеся русские, бежавшие от революции и оказавшие влияние на мировую моду», «Волшебное зеркало воспоминаний» (запись и комментарии к воспоминаниям Людмилы Лопато), «Русская мода: 150 лет в фотографиях».
— Александр, о чем ваша новая книга?
— О русской моде, о том, как она развивалась на протяжении десятилетий, с какими трудностями ей приходилось сталкиваться. Но эта книга еще и о людях. О тех людях, которые создавали моду 150 лет назад, делали это в середине ХХ века и создают ее сейчас. О людях, которые следили за модой все это время и продолжают это делать теперь. То есть о нас с вами.
— Почему был выбран такой временной промежуток — 150 лет? Почему, скажем, не 200 или не 75 лет?
— Отправной точкой исследования мы выбрали середину XIX века, потому что именно тогда появилась фотография. Представляете, до того времени фотографии не было! Вот с того момента, как она возникла, и стали появляться первые фотографии людей, костюмов, и до 2000 года, когда появилась цифровая камера, эти временные рамки и стали для меня основой моего нового труда.
— Как у вас возникла идея такого исследования?
— Эта книга рождалась очень тяжело, я ее готовил семь лет.
— Почему так долго?
— Очень большой объем информации пришлось перелопатить. Но это еще пустяки, свою первую книгу — бестселлер «Красота в изгнании» — я готовил целых 10 лет. Наверное, вы замечали, что у нас отсутствуют книги, посвященные русской моде. А эта тема очень интересна, причем всему миру. Этот интерес подвиг меня к тому, чтобы начать работу над книгой.
— Знаете, меняется не только мода. Происходят колоссальные сдвиги в духовной сфере — меняются вкусы, нравственные ориентиры, ломаются бытовые устои. Изменения моды были лишь следствием этих событий. Книга «Русская мода. 150 лет в фотографиях» рассказывает о том, как развивалась мода в границах Российской империи. Тогда это был настоящий имперский стиль, пышные платья у женщин, у мужчин пользовалась успехом парадная военная форма — ведь многие были на службе у императора. Постепенно силуэт упрощался, в моду проникал минимализм, который после социалистической революции достиг своего апогея — мода тогда фактически исчезла, уступив место конвейеру, одинаковости во всем. Вы только представьте — вся страна в одинаковых платьях! 200 миллионов человек носят одинаковые калоши. Кошмар! Коммунисты с удовольствием одели бы все население в униформу, но им помешал один фактор — отсутствие тканей на складах. Чтобы одеть всех в одинаковую одежду, потребовалось бы очень много ткани.
— Как мне кажется, на протяжении всей эпохи «строительства коммунизма» советская мода строилась на принципах «одеть всех в одно и то же».
— Не совсем так. В послевоенное время мода продолжила меняться уже под влиянием трофейной одежды от побежденных. Затем после визита Мао Цзэдуна в СССР в 1949 году очень сильно проявилось китайское влияние. В магазинах появились китайские товары, яркие ткани, сумочки, вышитые шелком. Восточный стиль оказал существенное влияние на советскую моду 50-х годов, потому что китайские товары заняли особенное место в гардеробе советского человека.
— А вы как историк моды можете сказать, когда появились первые фарцовщики?
— После Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Тогда в Москву приехали иностранцы, а наши люди смотрели на них и не понимали — как можно выглядеть так хорошо, так интересно одеваться? Тогда же, кстати, появились первые в СССР джинсы, которые можно было купить только у спекулянтов.
Но самым знаковым, на мой взгляд, событием в то время стал первый визит иностранного Дома моды в СССР. В 1959 году Кристиан Диор привез свою коллекцию в Москву. Предыдущий показ был в Петербурге только в 1911 году, таким образом, 48 лет наша страна жила без иностранного показа моды, это почти полвека. Так что показ Диора — событие почти революционное.
— О, она меня очень радует. Во-первых, в мире сегодня очень востребована русская мода. Эту тенденцию я называю «модой а-ля рюс», русские национальные мотивы появляются в коллекциях, иностранные модельеры приезжают в Россию, изучают нашу историю. С другой стороны, в нашей стране появляются уже молодые модельеры, очень талантливые ребята — их стали замечать здесь, в Москве. К сожалению, пока на мировых подиумах они не представлены, но я уверен, это только вопрос времени. Сейчас в России формируется новый стиль, не повторяющий восточные или западные тенденции. Свой стиль.
— Российская мода — это столичное явление или она может идти из регионов?
— Влияние провинции на тенденции русской моды всегда было очень велико. Я объясняю это тем, что в нашей стране живут представители самых разных национальностей, со своей богатой культурой, не учитывать которую невозможно. Русская мода всегда была очень самобытной, и в этом заслуга прежде всего жителей регионов, которые либо сами приезжают в столицу и начинают создавать модные тенденции, либо вдохновляют московских и петербургских модельеров на создание коллекций.
— В этом причина вашего визита в Новосибирск? Ищете вдохновения?
— Разумеется! Общение с людьми, знакомство с их личными проблемами всегда вдохновляют художника. Но есть еще одна причина визита и вообще того, что я много разъезжаю по стране. Если в Москве или Петербурге существует своя очень заметная модная тусовка, то в регионах ничего подобного пока нет. Зато есть очень большой интерес и желание узнавать что-то новое. Поэтому здесь больше читают, смотрят телевизор. В провинции знают всю нашу столичную тусовку, что называется, в лицо. Когда я приезжаю в какой-нибудь город, то десятки женщин обступают меня со всех сторон и рассказывают о том, как меня любят. Многие мечтают сфотографироваться со мной, поделиться впечатлениями о книге. Это очень полезное общение для меня, и мне просто очень нравится внимание женщин.
— А ваш личный стиль как можно охарактеризовать?
— Он слегка поэтический, немного сказочный и фантазийный, потому что я люблю такие вещи, которые не сразу читаются. Я люблю сложные цвета, и мне нравятся сочетания, которые сразу нельзя прочесть с листа, в этом, может быть, и есть творчество.