БФК. Успех не по шаблону

    ПРОФИЛЬ — МЕНЕДЖМЕНТ

    БФК. Успех не по шаблону

    Специалисты в вопросах корпоративного управления, анализируя работу компании БФК, отмечающую в октябре нынешнего года свой первый юбилей — 10 лет, будут искать причины ее успеха в разных областях. Проанализируют коммуникационные процессы и систему взаимосвязи сотрудников и подразделений. Выяснят истинную структуру предприятия. Не оставят без внимания, насколько хорошо руководители разбираются в специфике бизнеса и нет ли между учредителями скрытого конфликта. Уточнят, ведется ли изучение психологии потребителей. И это только начало. Сами же организаторы БФК считают, что обязаны достигнутыми результатами тому, что все они, стоявшие в 1995 году у ее истоков, были единой командой. В чем убедились «СУ», побеседовав с ее руководителями.

    Научиться ездить

    На фото слева направо — автор текста Валерий Шахлин и команда БФК: Марк Рубинов, Андрей Кузнецов, Александр Деверов, Максим Якубенко, Сергей Рябов, Евгений Хромов, Игорь Аширов

    Историй организации совместного бизнеса вчерашними друзьями-студентами можно вспомнить сколько угодно. По такому принципу в начале 90-х была создана едва ли не половина всех российских компаний. Как и многие другие, партнеры по будущей компании БФК вместе учились в НЭТИ, вместе открывали в 1993 году свое первое коммерческое предприятие. Как немногие, в 1995 году они вложили заработанные деньги в организацию совершенно нового для Новосибирска производства — окон из жесткого ПВХ. И уже как совсем немногие, довели свое производство до масштабов, выходящих за пределы Сибири.

    За двенадцать лет работы каждый стал специалистом в своей области, сформировалась и общая концепция ведения бизнеса. Рассказывая о работе БФК, они чаще используют слово «мы», чем «я». В команде по имени БФК трудно выявить влияние отдельного человека на общий результат. А может, это и не нужно, чтобы понять, в чем секрет ее успеха?

    — Залог успеха нашей команды в том, что из девяти акционеров восемь учились в одном институте. Закончив учиться, в 1991 году мы все разъехались по разным городам, а в 1993 году собрались вместе, решив организовать общий бизнес. Первоначально одно направление у нас сменяло другое, пока наконец мы не занялись производством. Полученное техническое образование требовало применения, а от перепродажи мы не получали большого удовлетворения. Монтаж и установка современных пластиковых окон были тогда для Новосибирска совершенно новым делом, наверное, это и привлекло нас больше всего — возможность стать первыми.

    Никто из нас не имел опыта работы в производственной сфере. Работали на чистом энтузиазме, продвигаясь методом проб и ошибок. На кредитные средства оплатили поставку. Оборудование пришло в конце сентября, а первое окно БФК было установлено 6 октября. Линия по сборке и полная комплектация на 120 окон обошлись нам примерно в 150 000 дойчмарок.

    Нашим первым заказчиком был Промстройбанк. Затем появились и заказы от строителей, в том числе из других регионов. В 1995 году мы подписали договор на установку наших окон в здании Управления внутренних дел Ханты-Мансийска (завершили в 1996 году). В Новосибирске первым крупным объектом был дом на «Тихой площади». Этот заказ был получен в конце 1996 года.

    Отношения в команде

    Команда — это не то, в магическую силу чего следует верить, повторяя фразу «Мы — единая команда». Ее формирование — сложная задача. БФК повезло в том, что еще до открытия бизнеса все ее главные участники хорошо знали друг друга и уже были готовы к совместной работе. Каждый из них сегодня прекрасно понимает, что успех принадлежит всем.

    — Наша структура существует потому, что мы хорошо дополняем друг друга по человеческим и профессиональным качествам. У каждого есть свои сильные стороны, но мы научились оставлять личные амбиции на втором плане ради общего дела. Кроме того, у нас совпали общечеловеческие ценности. Мы близки по духу и не чувствуем противоречий в развитии компании. Умеем принимать непростые решения, касающиеся развития бизнеса, избегая серьезных споров.

    Акционеров в компании бывает либо много, и тогда у нее есть неплохие шансы, либо мало, когда начинают два-три человека, а остается один или вообще никого. У нас была оптимальная цифра — девять человек. Это помогло пройти множество стадий в развитии бизнеса. Масштабы БФК росли, у нас появлялись новые направления. По мере роста менялись климат в компании и структура ее управления, но общий подход к ведению бизнеса не изменился. Выполнение своих обязательств, честность, порядочность по отношению к партнерам и клиентам — все это было с самого начала и осталось неизменным. Главные ценности не зависят от масштаба и уровня бизнеса. Мы все так же интересны друг другу, и не только в работе. Проводим вместе много свободного времени, дружим семьями.

    Гонка с преследованием

    Формулу движения БФК можно сравнить с велосипедной гонкой, когда лидирует то один участник, то другой. Первому всегда сложнее, поэтому на протяжении маршрута лидеры меняются.

    — В нашей команде есть общая цель, которую мы ставим перед собой, и есть полная взаимозаменяемость. Профессионализм каждого участника растет со временем. Вначале мы практиковали ротацию руководителей, но на сегодняшний момент каждый работает на своем месте и занимается тем, что ему интересно, что у него лучше всего получается. За счет этого повышается эффект работы всей компании.

    Также со временем стало ясно, какие вопросы требуют собрания акционеров, а какие могут самостоятельно решать топ-менеджеры. Акционеры участвуют на уровне выработки стратегии, принятия ключевых решений. Текущие решения руководители принимают самостоятельно. При этом мы всегда готовы помочь друг другу.

    Вовлекая в движение новых участников

    Дальнейшее развитие холдинга БФК — это выход в регионы. Продвижение на новые рынки — одна из основных стратегий компании. Сегодня дилерами БФК являются более 80 организаций Новосибирска и ряда других городов Сибири и Дальнего Востока. Благодаря работе этой сети география поставок продукции БФК охватывает значительную часть России.

    — К нам обращаются очень многие региональные компании. Первый этап сотрудничества — покупка продукции БФК. Следующий этап — получение статуса официального дилера. А это уже более тесная работа, поэтому отбор происходит более тщательно. Главное — желание будущих партнеров расти, учиться достигать чего-то на своем рынке.

    Свои дочерние компании мы пытаемся строить по образцу БФК. Внедряем проверенные технологии, начиная от процедур управления и заканчивая стандартами качества. В каждом отдельном подразделении, входящем в состав холдинга, управление строится по уже отработанным схемам. Идет унификация управленческих процедур. Эта работа еще не закончена.

    Те, кто помогает лидировать

    — Немецкая компания VEKA стала для нас больше чем поставщиком, она наш главный стратегический партнер. Мы одинаково важны друг для друга. Так получилось, что подходы VEKA к бизнесу, их деловые ценности близки нашим. Кроме того, VEKA позиционирует себя как производитель качественного профиля, а мы делаем все, чтобы выпускать качественные окна. Наша сфера — первоклассный сервис, к чему мы постоянно стремимся. Может быть, поэтому мы имеем хорошую репутацию на рынке и выбираем партнеров, которые в свою очередь обладают хорошей репутацией.

    БФК удалось сохранить отношения со многими из тех компаний, с кем мы начинали работать еще 10 лет назад. Нам приятно продолжать сотрудничество, а длительная история совместной работы помогает легко решать новые задачи. Есть общее понимание, поддержка друг друга. В этом — залог общего успеха.

    Без крутых поворотов не обошлось

    — Первая зима 1995 года была для нас очень тяжелой, мы дважды были близки к тому, чтобы продать компанию. Тогда технология не позволяла устанавливать окна в холодное время года, а сейчас эта проблема успешно решена. В 1998 году ситуация вновь оказалась сложной по причине дефолта, резкого скачка валютного курса. Компания к этому моменту получила валютные кредиты и сделала большие инвестиции в расширение собственного производства. Удар кризиса был очень серьезным. Трудно было поверить, что мы выйдем из него так быстро — всего за несколько месяцев. Но сложившиеся партнерские отношения, хорошая кредитная история помогли нам реструктуризовать валютные долги. Самым сложным было преодолеть собственное отношение к кризису, побороть его в себе. Поддержка друг друга помогла быстро преодолеть последствия дефолта, и в 1999 году компания БФК вышла на лидирующие позиции.

    Вперед, только вперед!

    Размер бюджета будущих проектов и выделение инвестиций на развитие отдельных направлений — не самый простой вопрос. Даже в условиях, когда решение принимается одним руководителем, это может вызвать разногласия. Недостаточное финансирование часто называется как причина неудач в бизнесе. Как выделяются инвестиции в «БФК»?

    — Вопрос об инвестициях в новые проекты предваряет анализ рынка, — отвечает Максим Якубенко. — Противоречия между отдельными предприятиями в рамках холдинга и интересами предприятия в целом бывают, но они всегда решаются. Совместно выбираем наиболее перспективные планы развития. В споре рождается истина, а в процессе полемики выясняются подводные камни. Результат — наше планомерное развитие. Именно так в составе холдинга в 1996 году появилась компания «БФК-Алюминий», которая сегодня специализируется на сложных, красивых объектах. Если клиенту нужно сделать что-то необычное, он обращается к нам, поскольку в компании накоплен большой конструкторско-технологический опыт. Остекление фасадов началось в «БФК» с алюминия, но впереди у нас его дальнейшее развитие. На 2005-2006 годы запланирован выход на рынок обычной отделки фасадов. Связано это с тем, что спрос на красивые объекты в городе постоянно растет. Жаль, что в Новосибирске до сих пор нет структурных фасадов. Мы готовы их делать, но этих заказов пока нет. В Новосибирске нет и высотных зданий. Мы были бы рады застеклить 40-этажное здание, но таких домов также нет.

    Если перестать крутить педали — упадешь

    — «БФК» знают по пластиковым окнам, — продолжает директор «БФК». — Однако, помимо окон, у нас существуют и другие направления. Наша команда осуществила несколько успешных бизнес-проектов. В том числе высокотехнологичных и наукоемких. К последним можно отнести экструзионное направление. «БФК-Экструзия» — это инновационный лидер нашего холдинга. Причем если производство окон при наличии финансирования и правильного подхода можно освоить быстро, то для того чтобы заниматься экструзией, необходимо иметь опыт и большие знания.

    Компания охотно берется за инновационные проекты, каждый из которых сложнее другого. В сегодняшних условиях необходимо постоянно осваивать новые продукты, опережая конкурентов. Выбирать то, что еще не представлено на рынке. На наш взгляд, перспективны сложные технологии. Такие как, например, наша дистанционная рамка из ПВХ, которую в России выпускаем только мы одни.

    У наших специалистов нет ощущения, что компании из более крупных городов — Москвы, Санкт-Петербурга — нас в чем-то опережают. В области строительства — да, в Москве более передовые технологии. Возможно, также и в части алюминиевого остекления фасадов. В части же производства окон из ПВХ многие московские предприятия уступают новосибирским производителям. Мы используем более продвинутые профильные системы, узлы примыкания оконных конструкций к стенам. Наша технология производства находится на высоком уровне, а ее развитию помогла существующая в регионе серьезная конкуренция. Поиск новых ниш и направлений — составляющая успеха нашей компании. Сегодня, например, растет спрос на откосные системы. Мы были первыми, кто предложил эту технологию и отработал ее на своих окнах. Сейчас мы тиражируем ее на всю Россию. Мы получаем удовольствие от созидания, поэтому если в начале у компании «БФК» были окна, то затем появились производство стеклопакетов, проектирование и изготовление конструкций из алюминия, производство профильно-погонажных изделий из ПВХ и другие направления. Главное — это движение. Мы не имеем права перестать крутить педали нашего велосипеда. Пока людям нужны окна, мы продолжим их выпуск. Планы на будущее? Стать в России компанией N 1.

    Опыт специалистов по корпоративному управлению также заслуживает внимания. Анализируя работу быстрорастущих и самых преуспевающих американских фирм, им удалось выделить ряд очень похожих принципов. Совпадают ли они с принципами работы БФК? Смотрите сами.

    Опыт самых преуспевающих и быстрорастущих компаний показывает:

    1. Все руководители, участвующие в их создании, отчетливо представляют, где бы они хотели оказаться в отдаленной перспективе. Есть четкая взаимосвязь между тем, как они представляют свое собственное будущее, и тем, каким им видится будущее их предприятия. Они никогда не останавливаются на достигнутом и не удовлетворяются сделанным.

    2. Руководители таких компаний неизменно преисполнены оптимизмом. Они верят, что рано или поздно компании будет сопутствовать успех. В случае неудач они быстро делают верные выводы и вносят изменения в деятельность своих предприятий.

    3. Они делают все возможное, чтобы воссоздать в крупной организации ощущение небольшого коллектива, даже одной семьи. Стремятся разбить укрупняющиеся организации на небольшие подразделения, делегируя многие права и ответственность на нижний уровень управления.

    4. Убеждены, что качество их продукции или услуг является наивысшим. Работники этих фирм испытывают чувство подлинной гордости за качество своих товаров или видов услуг. Потребители и заказчики фирмы также ощущают большую ценность приобретаемой продукции. Быстрорастущие компании — как правило, лидеры в своих отраслях в области качества, выпускают то, чего больше не может делать никто.

    5. Уделяют самое пристальное внимание обслуживанию потребителей. Это оборачивается повторными заказами и наилучшей формой рекламы продукции, от одних потребителей к другим. Причем совершенно даром.

    6. Значительная доля быстрорастущих фирм относится к наукоемкому сектору. Многие из них держат в большом секрете свои патенты, программное обеспечение или научно-технические достижения. Не спешат расстаться со своими открытиями и лицензировать их.

    7. Быстрорастущие компании обладают способностью привлекать и удерживать у себя талантливых людей.

    8. Демонстрируют постоянно растущую гибкость в управлении и организации производства.

    9. Способны выдержать любой экономический шторм, как бы ни сложилась хозяйственная конъюнктура. Вовремя принимают необходимые меры, чтобы локализовать кризис, возникший в одной части компании, не дают ему перекинуться дальше. Способны работать много и без усталости.

    На правах рекламы

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ