«Западно-Сибирская железная дорога выполнит все поставленные перед ней задачи»

    ПРОФИЛЬ — ТРАНСПОРТ

    Александра НОВИКОВА

    «Западно-Сибирская железная дорога
    выполнит все поставленные перед ней задачи»

    Железная дорога всегда имела особое значение для Сибирского региона. Непрерывное движение поездов по «Транссибу» не только позволяет поддерживать экономические и социальные связи между далекими городами и поселками, но также служит важнейшей составляющей их экономического развития. Устойчивый рост грузо- и пассажироперевозок, производительности труда на Западно-Сибирской железной дороге (филиале ОАО «Российские железные дороги») на протяжении нескольких лет демонстрирует успешную работу в условиях реформы российского железнодорожного ведомства. Об итогах и перспективах начальник Западно-Сибирской железной дороги — филиала ОАО «РЖД» АЛЕКСАНДР ЦЕЛЬКО рассказал корреспонденту «СУ» АЛЕКСАНДРЕ НОВИКОВОЙ.

    — Александр Витальевич, удовлетворены ли вы показателями работы в 2004 году?

    — 2004 год полностью подтвердил наши ожидания по сценарному варианту Стратегической программы развития компании. Это был самый амбициозный вариант, и я рад, что результаты нашей работы совпали с теми запланированными в самом начале.

    Нам удалось добиться выполнения плана в первую очередь за счет самоотверженного труда нашего коллектива. За этот год производительность труда увеличилась на 7,5%. Наша компания уже третий год придерживается сдержанной и абсолютно взвешенной тарифной политики. Рост благосостояния достигнут нами за счет повышения производительности труда, внедрения новых технологий, в том числе ресурсосберегающих, а также за счет сокращения собственных издержек.

    — Для эффективной работы железнодорожного транспорта большое значение имеет его совместная деятельность с российскими регионами. Как складывались отношения региональных властей и ЗСЖД?

    — Выстраивание партнерских взаимоотношений с регионами — одно из приоритетных направлений нашей работы, а региональная политика — основа успешного развития компании. У ЗСЖД накоплен достаточный опыт сотрудничества с регионами, причем с некоторыми областями уже семь-восемь лет. Главным механизмом, регулирующим и направляющим данный процесс, являются ежегодно заключаемые договоры о взаимодействии и сотрудничестве между ОАО «РЖД» (ранее Западно-Сибирской железной дорогой) и администрациями всех пяти субъектов Федерации, которых мы обслуживаем. Администрации Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей и Алтайского края совместно с ЗСЖД участвуют в инвестиционных программах по строительству и реконструкции объектов железнодорожной инфраструктуры.

    Прошедший год отличается от предыдущих тем, что мы впервые заблаговременно подписали соглашения на следующий, 2005 год. Решение ускорить подготовку документов было вызвано необходимостью предусмотреть все компенсации, связанные с новым законом «О монетизации льгот», который начал действовать с первого января. Мы подготовились к выполнению этого федерального закона, и могу вас заверить, что железнодорожники обеспечат качественное обслуживание всех категорий пассажиров независимо от того, имеют они льготы или нет.

    Есть и другие категории граждан, которым местные органы власти предоставили льготы на проезд в пригородном железнодорожном транспорте в их натуральном выражении. В Новосибирской области льготный проезд решили сохранить для школьников, студентов, учащихся и ветеранов труда. В Кемеровской и Томской областях льготный проезд сохранится для пенсионеров.

    — Что сделано для улучшения комфорта пассажиров в пути следования и на вокзалах?

    — Принципы работы Западно-Сибирской железной дороги — безопасность, доступность, сервис. Безопасность и доступность для всех; требования к обслуживанию у каждого пассажира свои. Для повышения комфорта на Западно-Сибирской железной дороге всегда делалось многое, и в прошедшем году также сделано немало. Нам удалось существенно обновить инфраструктуру пассажирского комплекса. На паритетных началах с администрациями регионов построены вокзалы на станциях Рубцовск, Осинники, Таштагол, пригородный вокзальный комплекс на станции Омск-Пассажирский, остановочные платформы «Гагаринская» и «Плехановская» в Новосибирске.

    Новый вокзальный комплекс стоимостью 130 млн руб. стал хорошим подарком жителям Омска. Он включает в себя пассажирское здание оригинального архитектурного решения, крытый переходный мост через железнодорожные пути. Сданный в эксплуатацию в прошлом году железнодорожный вокзал на станции Рубцовск, совмещенный с автовокзалом (общей стоимостью 100 млн руб.), можно назвать визитной карточкой Рубцовска, достойной города с населением 150 тысяч человек. Открытие остановочных платформ «Гагаринская» и «Плехановская» в рамках проекта «Городская железная дорога» изменило систему организации пригородных перевозок. Для этого было выделено 48 млн руб. (в равных долях со стороны дороги, администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска). Одновременно с открытием пригородного вокзала в Омске состоялся запуск нового ускоренного электропоезда повышенной комфортности по маршруту Омск-Новосибирск-Омск. Это четвертый поезд на данном направлении.

    Нужно отметить, что в перевозке пассажиров на расстояние до 1000 км железнодорожники уже работают в конкурентной среде. Запустив ускоренные электропоезда между областными центрами, мы опередили автомобилистов — им пришлось даже отменить некоторые маршруты, потому что пассажиры предпочитали железную дорогу.

    — Какие инвестиционные проекты намечены ЗСЖД на 2005 год?

    — Я остановлюсь только на самых крупных из них. Ближайший проект — строительство пригородного павильона на станции Новосибирск-Главный стоимостью 100 млн рублей. Это центральный пункт инвестиционного раздела Договора о взаимодействии и сотрудничестве на 2005 год между ОАО «РЖД», администрацией Новосибирской области и мэрией Новосибирска, который является заметным этапом в реконструкции одной из главных площадей города — площади имени Гарина-Михайловского. В проект будет вложено 50 млн рублей со стороны ОАО «РЖД» и по 25 млн рублей — городской и областной администрациями. Кроме того, администрацией области запланировано приобрести новый электропоезд стоимостью 50 млн рублей, совместно с дорогой будет капитально отремонтировано 20 железнодорожных переездов. Помимо участия в реализации этих мероприятий, ОАО «РЖД» инвестирует в инфраструктуру железнодорожного транспорта на территории Новосибирской области более 500 млн рублей. В Омске намечено реализовать очень крупный совместный инвестиционный проект. Уже подписан договор о реализации долгосрочной программы по реконструкции железнодорожного вокзала и привокзальной площади города. 260 млн рублей на реконструкцию вокзального комплекса выделяет областной бюджет и еще 2,3 млрд рублей разработчики проекта планируют привлечь за счет «коммерческого финансирования». Полностью реконструкция завершится в 2015 году. Вложенные в реализацию проекта средства будут возвращены за счет повышения рентабельности и роста объема перевозок.

    Кроме того, в 2005 году будет осуществлено проектирование и начнется строительство моста через Обь в районе города Камень-на-Оби, приобретено оборудование для вагоноколесных мастерских на станции Иртышское. Планируются развитие и реконструкция станций, совершенствование путевой, локомотивной, вагонной инфраструктур, а также ввод в эксплуатацию ряда объектов. В целом на инвестиционную деятельность ОАО «РЖД» в 2005 году будет выделено около 12 млрд рублей. Значительная часть инвестиций будет вложена в развитие транспортной инфраструктуры Кузбасса.

    — В 2005 году завершается выполнение «Программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 годы». Наверное, в связи с этим Кузбасс будет занимать особое положение среди остальных регионов?

    — Кузбасс всегда играл ведущую роль в работе ЗСЖД. Если бы не было этого региона, полагаю, мы не осуществили бы очень многих программ, касающихся не только развития железнодорожных перевозок, но и многого другого. Действительно, выполнению Программы отводится очень большая роль. Над ней работают не только железнодорожники, угольщики, но и администрация Кемеровской области, принимающая самое непосредственное участие в решении задач по увеличению погрузки и вывоза добываемого угля. Слияние капиталов ОАО «РЖД», угольных и промышленных предприятий Кузбасса стало одним из важнейших направлений регионального сотрудничества. А сама программа, впервые объединившая частный капитал с государственным для решения задач государственного масштаба, стала по сути практической реализацией решений, принятых Госсоветом. В реализацию намеченных мероприятий было запланировано инвестировать 5,2 млрд рублей, из них 4 млрд рублей — средства дороги и 1,2 млрд рублей — средства угольных предприятий. Все вместе это должно позволить увеличить пропускную способность транспорта и бесперебойно вывозить предъявляемые к перевозке объемы грузов. В развитие инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного транспорта региона с 2002 года уже инвестировано 5,14 млрд рублей (99% от объема капитальных вложений, предусмотренных программой). В том числе: 3,66 млрд рублей — инвестиции Западно-Сибирской железной дороги: 1,48 млрд рублей — инвестиции угольных компаний и промышленных предприятий Кузбасса.

    — Решена ли проблема энерготарифов на грузовые железнодорожные перевозки?

    — Еще два-три года назад мы не всегда находили понимание по этому вопросу в диалоге с энергосистемами и руководителями регионов. Но вот уже второй год, действуя на паритетных началах, мы выстроили отношения с энергосистемами, региональными энергетическими комиссиями, и повышение энерготарифов на тягу поездов у нас не выше, чем в среднем по РАО «ЕЭС». Железнодорожный транспорт отнесен к базовым отраслям экономики, и я считаю, что это совершенно правильно. Ведь мы очень удобный клиент для энергокомпаний. Мы равномерно потребляем электроэнергию как по периодам суток, так и в течение года.

    — Каким будет 2005 год для Западно-Сибирской железной дороги?

    — Самое главное — ЗСЖД обеспечена объемами перевозок на весь год. Железнодорожники решают свои производственные и социальные задачи не за счет увеличения тарифов, а за счет повышения производительности труда, внедрения новых технологий (в том числе ресурсосберегающих), сокращения издержек, увеличения объемов перевозок (в том числе меньшим количеством вагонов).

    К сожалению, сегодняшние объемы выпуска новых электровозов, тепловозов, вагонов не удовлетворяют потребности ОАО «РЖД». Компания могла бы приобрести больше, но пока это сдерживается недостаточными объемами производства основных предприятий транспортного машиностроения. Надеюсь, что к 2010 году эта проблема в России будет решена. Мы ориентированы на отечественного производителя. Политика, которую проводит компания и лично президент ОАО «РЖД» Геннадий Матвеевич Фадеев, направлена на то, чтобы за счет долгосрочных заказов инвестировать средства в развитие отечественных предприятий транспортного машиностроения.

    Это позволяет нам уверенно смотреть в будущее. У нас достаточно сбалансированные бюджеты, это касается и бюджета продаж, и бюджета развития. Поэтому надеюсь, что 2005 год будет позитивным, и он будет не слабее, а сильнее 2004 года. Во всяком случае, я очень хочу на это надеяться.

    Мы будем стремиться к тому, чтобы удерживать лидирующие позиции среди железных дорог, входящих в структуру ОАО «РЖД». В Сибирском регионе железная дорога еще очень долго будет оставаться основным средством пассажирских и грузовых перевозок: этот факт имеет совершенно объективный характер. Мы по-прежнему будем играть ведущую роль в формировании региональных бюджетов и решении социальных вопросов. Скорость, надежность, эффективность, использование новейших технологий, сотрудничество и равное партнерство — вот главное, на чем базируется наша работа. Мы благодарны всем, кто работает с нами, и всем, кто пользуется нашими услугами. Мы рады каждому новому партнеру.

    На правах рекламы

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ