Кто последний?

    Высший класс — авто

    Стоять в очереди в кассу супермаркета вовсе не обязательно — всегда можно уйти в другой магазин. В случае с покупкой автомобиля так поступить не удастся: если уж решил купить конкретную понравившуюся модель, придется выстоять очередь до конца. Очереди же на некоторые популярные модели — несколько месяцев, а иногда и более полугода. Впрочем, в наступившем году ситуация должна измениться.

    В Сибири автомобилями, за которыми выстраиваются самые длинные очереди, являются модели нижней ценовой категории. Такие машины пользуются наибольшей популярностью у автолюбителей, их продажи в прошлом году достигали 30–40 тыс. экземпляров и более. Заводы-изготовители просто не успевают удовлетворять покупательский спрос, в результате чего и образовываются очереди.

    Например, в такой ситуации сейчас находится американский автопроизводитель Ford с моделью Focus. Россияне хотят купить больше «Фокусов», чем может поставить завод Ford во Всеволожске. Покупатели готовы ждать в течение 9 месяцев. Ford Focus — лидер в России по «длине» очередей. «Длиннее очереди, чем на Ford Focus российской сборки, я ни по одной другой машине не видела», — признается аналитик компании «ФИНАМ» Наталья Кочешкова. Тяжелая ситуация с этой моделью в прошлом году была обусловлена сменой поколений этого автомобиля. Завод резко прекратил производство первой версии модели и перешел к сборке второй, в то время как заказы на новую машину начали приниматься еще за несколько месяцев до этого.

    По словам генерального директора красноярского «Редута» (официальный дилер Ford) Евгения Кангуна, на сегодняшний день очереди на Focus в его компании «тянутся» вплоть до июня. «Кроме того, серьезный дефицит в прошлом году мы ощущали и по Ford Focus C-Max с автоматической коробкой передач — очередь достигала двух месяцев. Причина этого заключалась в том, что модель тогда только что вывели на рынок и не успели поставить нужное количество. Сейчас такой проблемы уже нет, — рассказывает Евгений Кангун. — На данный момент у нас также почти не осталось на складах Ford Mondeo, но с середины февраля у нас будет новый завоз, и с другими моделями таких проблем, как с «Фокусом«, у нас уже не будет».

    Самая популярная модель в прошлом году — Ford Focus

    По словам маркетолога томского дилера Ford компании «ММР-Авто» Марии Клязер, очередь зависит от времени заказа автомобиля и от его комплектации. «Если говорить в среднем, то при заказе машины в октябре-ноябре очередь была на май. Сейчас мы записываем новых покупателей Focus на август», — делится Мария Клязер. У омского «Автоцентра Форд», по словам его директора Владимира Красных, очереди на Focus в прошлом году были от двух до шести месяцев.

    В будущем году дилеры Ford ожидают улучшения ситуации с «Фокусом». По словам Марии Клязер, время ожидания должно постепенно сократиться примерно в два раза, в первую очередь за счет увеличения объемов производства на всеволожском заводе. В 2005 году было произведено около 40 тыс. «Фокусов», план на 2006-й — 70–80 тыс.

    В то же время Владимир Красных считает, что сроки очередей на Focus в 2006 году останутся примерно в тех же рамках, что и в прошлом. «Кроме того, могут появиться очереди на Ford Fusion примерно на месяц-полтора», — полагает Владимир Красных.

    Модель Средняя продолжительность очереди
    Ford Focus 9 месяцев
    Renault Logan 2–3 месяца
    Mitsubishi Lancer 2–3 месяца
    Mercedes-Benz M-класс 5 месяцев

    Проблемы с нехваткой машин для продажи в прошлом году испытывали дилеры не только Ford, но и других марок. Как рассказал корреспонденту «СУ« директор компании «Барс-Юг» (официальный дилер Mitsubishi в Омске) Cтанислав Алексеев, в прошлом году его покупателям приходилось ждать в среднем 2–3 месяца доставки Mitsubishi Lancer в самой дешевой комплектации, а также недорогих паркетных внедорожников стоимостью в районе $25 тыс. «Причин этому несколько — и ажиотажный спрос на недорогие модели, и сложности с поставкой завода-производителя, а иногда и особые пожелания клиентов: «Хотим только эту машину и никакую иную», — сетует Станислав Алексеев. — Чтобы как-то решить проблему длинных очередей, мы использовали несколько способов: старались «пересадить« клиента на автомобиль в более дорогой комплектации, убеждая его в том, что нужна ему именно она, либо пытались найти необходимую машину в других дилерских центрах. От российского представительства производителя особо ничего и не зависело, и помочь они не могли, поскольку проблемы возникали в первую очередь из-за завода-изготовителя». Менеджер по связям с общественностью группы компаний «Рольф» (официальный дистрибьютор Mitsubishi в России) Сергей Кириллов рассказал, что его компания уже сталкивалась с проблемой нехватки машин в 2004 году, и в 2005-м учла этот негативный опыт, запросив у производителя значительно большие квоты. «Никто не застрахован от подобных ситуаций, но я считаю, что в этом году ситуация должна значительно улучшиться, поскольку в планах поставки учтен спрос, который был в 2005 году, поэтому таких очередей, как раньше, не будет», — успокаивает Станислав Алексеев.

    В то же время затруднения в 2006 году могут возникнуть у дилеров Renault — в прошлом году на подмосковном заводе «Автофрамос» началась сборка самой дешевой в России иномарки класса B — Renault Logan. Очереди на нее, как и на Focus, сразу начали быстро увеличиваться. «Несмотря на то что очередей практически на весь модельный ряд Renault в прошлом году не было — все, что продавалось, доставлялось в течении 1 месяца, — очереди на Logan сохраняются и по сей день и на данный момент расписаны вплоть до августа, особенно на самые дешевые комплектации. С более дорогими версиями этой модели ситуация проще«, — делится менеджер корпоративного отдела компании «Рено-Сибирь» (официальный дилер Renault в Новосибирске) Мария Шанрай.

    Renault Logan находится в том же ценовом диапазоне, что российские «десятки», а также Lada Kalina, соответственно, пользуется очень большим спросом. По словам Марии Шанрай, в зависимости от того, сколько заявок на автомобили каждый месяц собирают дилеры, представительство пересматривает квоты — если в текущем месяце у конкретного дилера уровень продаж невысокий, то квота в следующем будет немного меньше.

    В классе «премиум« традиционно больших очередей не бывает, поскольку объемы продаж там значительно меньше, поэтому производителю и дилерам, как правило, удается поддерживать необходимое число машин на складах. Однако в последнее время ситуация и здесь начала меняться, что можно объяснить общим ростом интереса к покупкам новых иномарок в стране.

    Как рассказывает менеджер по маркетингу ЗАО «СТС-автомобили» (официальный дилер ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» по марке Mercedes-Benz в Новосибирске и Кемерове) Ольга Куценко, самые большие очереди в 2005 году были на осеннюю премьеру Mercedes-Benz — новый М-класс. «Стоит отметить, что очередь на автомобили данного класса расписана вплоть до июля 2006 года. Сейчас как в Сибири, так и во всей России наблюдается ажиотажный спрос на эту машину. Не исключено, что в этот рейтинг могут попасть и другие недавние, а также скорые премьеры Mersedes-Benz: новый S-класс в полноприводной версии и новый GL-класс, созданный на платформе G-класса».

    Решением проблемы с очередями, по мнению Ольги Куценко, может стать лоббирование офисом «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС« выделения концерном дополнительных квот на автомобили для дилеров в России в соответствии с заключенными целевыми соглашениями. Возможен также вариант обмена автомобилями и квотами на них между дилерами из различных регионов, учитывая специфику спроса и предложения в каждом из них.

    У новосибирского дилера другой »премиум«-марки — Audi — компании «Престиж-Авто» сейчас также формируется очередь из заказов на главную премьеру немецкого производителя в этом году — первый внедорожник Audi Q7. «Несмотря на то что премьера Audi Q7 назначена на март и все дилеры Audi находятся в равной ситуации и выставят автомобиль в салон только в марте, все квоты на данную машину дилерами уже проданы на год вперед«, — констатирует креативный директор ООО «Престиж-Авто» Наталья Платошечкина.

    «В 2006 году большинство производителей собирается учесть негативный опыт очередей в прошлом году и увеличить предложение машин — как импортируемых, так и собираемых в РФ, так что очереди начнут сокращаться», — подводит итог Наталья Кочешкова из «ФИНАМа».

    КОММЕНТАРИИ

    ИГОРЬ СТАРКОВ, директор компании «Автоленд»:

    — Очереди образовывались на те модели, которые пользовались у нас наибольшей популярностью. Такие модели, как Land Rover Discovery 3, VOLVO XC70 и VOLVO XC90, клиенты ждали до двух-трех месяцев. Hyundai Tucson, Mitsubishi (MMC) Pajero Sport, MMC Pajero III, MMC Outlander, Ford Maverick — на эти автомобили очередь доходила до четыре-шести месяцев. Лидерами в прошлом году стали Mazda3 и Ford Focus — до девяти месяцев ожидания в очереди!

    Основная причина возникновения очередей — неожиданно большой спрос или недостаточные квоты. Так, например, из-за существенного снижения базовой стоимости на XC70 за месяц было продано сразу семь этих автомобилей. Ford Focus уже стал классическим примером: дефицит этой модели не удавалось покрыть производством, поэтому производство «Фокусов» во Всеволожске на 2006 год будет увеличено в 2,5 раза.

    Вопросы уменьшения очередей мы решали разными способами — обращались в представительства производителей с просьбой о выделении дополнительных квот, зачастую путем обмена позициями, уменьшали очереди за счет продвижения других автомобилей, например, при нехватке Mazda3 клиенты покупали Mazda6, при том что разница между стоимостью этих моделей составляет около $5 тыс. Бывали случаи, когда мы никак не могли уменьшить очередь, клиенту приходилось ждать производства необходимой модели (Discovery 3).

    В наступившем году ожидается большой спрос, а значит, и возникновение очередей, на следующие модели: Range Rover Sport (хорошо зарекомендовал себя в 2005 году), MMC Pajero Sport, MMC Outlander (уже в феврале закончились квоты на I квартал), также очередь ожидается на Hyundai Santa Fe New (новая модель этого автомобиля ожидается в дилерских центрах уже в марте), а также Hyundai Matrix. Считаем, что в следующем году ожидается очередь на VOLVO XC90 V8, так как базовая стоимость снижена производителем на $9600, а также на S40 с двигателем 1,6 литра и VOLVO S80 (в связи с запуском новой модели стоимость существующей значительно снижена производителем, соответственно, спрос увеличился, и возникает дефицит). Ну и конечно, Ford: остается дефицит на Focus, и повысится спрос на Fiesta и Fusion, что, возможно, приведет к временному отсутствию автомобилей на складе.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ