Профиль стиль управления
На состоявшихся в Новосибирской области в декабре прошлого года выборах депутатов областного Совета в региональный парламент были избраны шесть женщин до этого в течение восьми лет в Новосибирском облсовете заседали только мужчины. Если бы условия продвижения женщин в политике и бизнесе были одинаковы, то количество деловых женщин и женщин-политиков было бы примерно равным. Однако в Сибири это не так. Сегодня добиться успеха в бизнесе женщине легче, чем в политике. И даже успешные результаты бизнес-деятельности не всегда могут обеспечить «ступеньку» политической карьерной лестницы.
Бизнес для себя, политика для общества
Если посмотреть на состав законодательных органов шести сибирских регионов, то мы увидим очень слабое представительство женщин. Так, в Законодательном собрании Алтайского края из 60 депутатов только четверо женщины, в Красноярском крайсовете пятеро женщин из 42 депутатов, в Совете народных депутатов Кемеровской области пять из 35, в Томской областной Думе две из 42, в Законодательном собрании Омской области одна из 30, в Новосибирском облсовете шестеро из 98 депутатов. Между тем число женщин-руководителей фирм, компаний в каждом регионе на порядок больше женщин-политиков.
Почему же активные, целеустремленные, настроенные на карьеру женщины предпочитают бизнес политике? По мнению экспертов, женщине во многих отношениях заниматься политикой значительно сложнее. «Успех в бизнесе в основном зависит от того, какой ты профессионал, от способностей, трудолюбия, упорства. По большому счету, главное эффективность деятельности. Многое в деловых отношениях зависит от самой женщины: чем именно заниматься и как это делать, сколько времени тратить на работу и так далее. Здесь важен результат, который измеряется в конкретных показателях: обороте, выручке, налоговых отчислениях, количестве удачных судебных процессов. Политик это человек, которому, помимо обладания целым набором профессиональных качеств, необходимо завоевывать и все время оправдывать доверие как можно большего количества людей (избирателей, однопартийцев). И здесь уже срабатывает целый комплекс факторов, среди которых пол занимает не последнее место. Бизнес для себя, политика для общества», говорит одна из женщин-депутатов на условиях анонимности, сама начавшая карьеру политика после достигнутых определенных результатов в бизнесе.
Для женщин, решивших сделать политическую карьеру, одного желания и финансовых средств недостаточно. К сожалению, в России отсутствует традиция, существующая на Западе десятки лет, когда избиратели голосуют, исходя в первую очередь из деловых качеств человека. У нас при оценке того или иного политического деятеля значительную роль играет имидж. «У российского избирателя, считает политолог, заместитель генерального директора Центра политических технологий (г. Москва) Алексей Макаркин, сформировался стереотип политической фигуры. Политик это человек твердый, решительный, способный на мужские поступки. В данной ситуации женщина-политик для того, чтобы добиться электорального успеха, должна делать значительно больше. Женщина должна фактически доказывать, что она будет хорошим депутатом, что она, грубо говоря, станет таким же депутатом, как мужчина. И это осложняет политическое продвижение». Алексей Макаркин напомнил, что подобное консервативное отношение к женщине-политику было в Европе в 70-е годы. Когда партию тори возглавила Маргарет Тэтчер, то ей пришлось значительную часть времени посвятить тому, чтобы доказать, что она эффективный лидер консерваторов.
Политолог Сергей Марков считает, что перспективы карьерного роста у женщин слабее и имеют место в основном в тех сферах, где успех не зависит от общественного мнения. «Сегодня женщина может сделать карьеру в бизнесе, но только не в политике», уверен Сергей Марков.
«Дело в том, что политика и бизнес требуют совершенно разных качеств, считает социолог Нелли Власова. В политике нужно управлять толпой. А толпа это «коллективный ребенок». Сознание этого «ребенка« специфическое и нуждается в командире, вожде. Бизнес это отдельные люди, уже вышедшие из песочницы, то есть личности. Управлять ребенком и взрослой личностью, конечно, нужно по-разному».
По мнению электората
Большинство успешных бизнес-леди занялось коммерческой деятельностью в смутные 90-е годы, когда почти перед каждой российской семьей стоял вопрос выживания. Поэтому женщина, добившаяся предпринимательского успеха, гораздо ближе в общественном сознании к среднему социальному портрету, чем женщина-политик, чьи масштабные задачи по управлению обществом не ассоциируются с тем набором социальных ролей, который должна выполнять женщина. Поэтому на выборах женщины часто не получают поддержки. С этой гипотезой согласна и председатель Новосибирского горсовета, единственная в этом представительном органе женщина-депутат Надежда Болтенко. «Судя по социологическим опросам, большинство россиян уверено, что участие женщин в политической жизни государства улучшит ситуацию в стране. Но когда дело доходит до выборов, россияне ведут себя парадоксально», говорит Надежда Болтенко. И объясняет это тем, что «основной избиратель это женщина. Россиянкам больше нравятся мужчины, и это вполне естественно». Совершенно ясно, что кандидатам женского пола в такой ситуации ничего не светит. Даже яркие женщины-политики, по мнению социолога Нелли Власовой, обречены на неудачу, потому что в нашей стране голосуют в основном пенсионеры и маргинальные слои населения (люди с психологией ребенка, нуждающегося в защите).
Надежда Болтенко — одна из самых известных женщин Новосибирска, своим примером доказавшая необходимость участия женщин в политике на уровне принятия решений. Она председатель городского Совета Новосибирска, одна из немногих женщин в России, возглавляющих представительный орган городской власти. Сегодня Болтенко возглавляет две общественные организации: Новосибирское отделение общероссийского Движения женщин России и Общественный совет «Социальное партнерство». Кандидат медицинских наук, врач высшей квалификационной категории, она придает большое значение работе с молодежью, решению социальных проблем горожан, сохранению здоровья новосибирцев. В этом году Новосибирское региональное отделение партии «Единая Россия» поручило ей возглавить направление работы по проблемам женщин, семьи и детей.
В стратегии проведения избирательной кампании женщине-кандидату приходится сталкиваться с рядом специфических проблем, которых, как правило, не бывает у кандидатов-мужчин. Ассистент кафедры истории и регионоведения Томского политехнического университета Павел Шараев выделяет несколько барьеров на пути женщины в политику. Так, по его мнению, женщине-кандидату очень трудно бывает найти союзника на округе среди других кандидатов в депутаты. Мужчины предпочитают искать союзников среди мужчин. «На выборах в областные представительные органы власти побеждают представители директорского корпуса, крупные бизнесмены, банкиры, то есть люди, имеющие достаточно ресурсов и связей во властных структурах, что является важным, а зачастую решающим фактором для проведения успешной избирательной кампании«, говорит Павел Шараев. Еще одним барьером, по его мнению, является то, что женщины составляют большую часть электората, а они, как правило, не голосуют за женщин-кандидатов. «Женщине-кандидату бывает очень непросто создать себе положительный имидж, что очень важно в борьбе за депутатский мандат любого уровня. Например, мужчина-кандидат предстает перед потенциальными избирателями как верный муж, любящий отец, примерный семьянин, и уже этим привлекает к себе электорат.
За женщиной-кандидатом все эти качества признаются априори, как и умение хорошо готовить, тем самым ограничивая рекламную кампанию народной избранницы», считает Шараев.
Партийные списки начало карьеры
Так есть ли все-таки «рецепт успеха» для женщин-политиков? Ответом может стать иллюстрация выборов в Совет депутатов Новосибирской области. Пока выборы проходили только по одномандатным округам, два созыва подряд в областном Совете не было ни одной женщины: избиратели предпочитали отдавать голоса за политиков-мужчин. Введение выборов по смешанной системе, когда не менее половины депутатского корпуса избирается по партийным спискам, облегчило женщинам политическую карьеру. Избиратель голосовал за партию, а не за конкретного человека. В результате в региональный парламент впервые за восемь лет, за исключением Светланы Барам, победившей на округе, пять женщин-депутатов прошли по партийным спискам.
Благодаря выборам по партийным спискам сделала политическую карьеру Любовь Швец, которая в декабре 1995 года была избрана депутатом Госдумы по общефедеральному списку избирательного объединения КПРФ, а четыре года спустя уверенно победила в одномандатном округе, опередив 13 оппонентов. Сегодня она член комитета по бюджету и налогам, комиссии по закрытым статьям, комиссии по защите интересов товаропроизводителей России. Надежда Азарова (Новосибирск) впервые была избрана депутатом Госдумы третьего созыва в 1999 году по списку избирательного блока «Отечество вся Россия» (ОВР). В то время она занимала пост первого заместителя главы администрации Новосибирской области Виталия Мухи. Благодаря поддержке губернатора лидера новосибирской ОВР Азарова смогла занять «проходную» первую строчку в Центрально-Сибирской региональной группе думского избирательного списка. В 2003 году по региональному партийному списку от «Единой России» прошла Лиана Пепеляева. Она была вторым номером после Александра Карелина и опережала бывшего первого вице-губернатора Виктора Косоурова. Причем Лиана Пепеляева, не будучи членом партии, обошла весьма опытного политика Василия Волковского, который в этом списке занимал четвертую строчку.
Лиана Пепеляева не скрывает, что в ее политической карьере немаловажную роль сыграла влиятельная мужская поддержка: «Есть люди, которым я очень признательна за советы и реальную помощь, и в основном это представители сильного пола». Одним из тех, кто поддержал Лиану Пепеляеву на самом первом этапе политической карьеры, когда она победила на выборах в Новосибирский горсовет, был известный новосибирский бизнесмен Михаил Камха. «Лиана по своей натуре человек общественный, в ней социальный аспект развит несравненно, я рад, что она нашла себя на политическом поприще», сказал «СУ» Михаил Камха.
Ирина Солнцева, депутат второго созыва Алтайского крайсовета, кандидат медицинских наук. В 2000 году Ирина Солнцева впервые победила на выборах в крайсовет и заняла пост зампредседателя комитета по социальной политике. В 2004 году она вновь избирается в крайсовет по партийным спискам «Единой России» и возглавляет комитет по охране здоровья и социальной защите населения. По ее убеждению, политика как поприще деятельности существенно обедняется тем, что в ней мало представительниц слабого пола. По мнению Солнцевой, женщины в большинстве своем более дотошны и методичны в достижении цели, мужчины же мыслят более глобально: «В решении какой-то значительной задачи оба подхода одинаково ценны. Их сочетание и дает наилучший эффект». Солнцева убеждена, что ситуация могла бы серьезно измениться, если бы высокие государственные чиновники не рассуждали о том, принимать или не принимать законопроект о квоте на женщин-депутатов в Госдуме и других органах власти, а своим личным примером демонстрировали отсутствие ортодоксального мужского шовинизма.
Опора для прыжка в политику
Несмотря на то что бизнес и политика две отличные друг от друга сферы деятельности, у них есть точки пересечения. Нелли Власова отмечает: «Большинство современных женщин-политиков, которых я видела, Любовь Швец, Галина Стрельченко, Надежда Болтенко, Любовь Слиска и др. по сути своей воительницы. Поэтому они в политике и занимают очень приличные позиции».
Пример Лианы Пепеляевой характерен тем, что она пришла в политику из бизнеса, долгое время была руководителем юридической фирмы «Сибирская юридическая контора». Именно тогда она познакомилась с Михаилом Камхой и нынешним депутатом облсовета Олегом Торопкиным. «Мы с Лианой много взаимодействовали в бизнесе, пожалуй, я помог ей советом, когда она только отправлялась в городской Совет, познакомил с профессионалами, на чью помощь она могла рассчитывать, вспоминает Олег Торопкин. Это был буквально начальный этап. Возможно, я помог ей избежать первых ошибок, когда неподготовленный человек оказывается в первый же день накануне принятия серьезных решений. Можно, наверное, считать, что с этой точки зрения определенная помощь с моей стороны оказывалась».
Светлана Орлова окончила Уссурийский педагогический институт, Хабаровскую высшую партийную школу, курсы предпринимателей при Академии народного хозяйства, Финансовую академию при правительстве РФ. Член-корреспондент Российской народной академии наук. В 19931999 гг. депутат Госдумы от Приморья. В 20002001 гг. вице-президент ЗАО «НПО «Кросна» (г. Москва). Член политсовета партии «Единство» с 2000 года. Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Совета народных депутатов Кемеровской области с ноября 2001 года. В конце января 2004 года Орлова была избрана вице-спикером Совета Федерации. Кроме того, на данный момент Светлана Орлова является членом комитета СФ по бюджету, комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ.
Бизнес по-женски
И все-таки приход в политику из бизнеса характерный путь скорее для мужчин. Возможно, причина еще и в том, что в крупном бизнесе, как и в политике, женщин можно пересчитать по пальцам. Если не рассматривать банковскую сферу, где исторически женщин было всегда больше, то предпринимательский удел собственницы бизнеса это средний и малый бизнес. «В крупном бизнесе чаще замешана политика, больше «грязи«. Это нефть. Это газ. Это мужское дело. А мелкий и средний бизнес, как правило, развивается с чистого листа. Здесь роль играют предвидение, интуиция, а у женщин они развиты сильнее. Кроме того, на мой взгляд, женщины менее коррумпированы. Мелкое или среднее предприятие можно развить без связи с госструктурами, без их помощи», отмечает одна из успешных деловых женщин Сибири, гендиректор ЗАО «Эвалар» Лариса Прокопьева.
Причем и аудиторы, и независимые консультанты, и банкиры утверждают, что в тех компаниях, которые находятся под управлением женщины, больше порядка в финансовой отчетности, более грамотно выстроена система менеджмента, как правило, гибкий маркетинг и продуманная кадровая политика. Очевидно, что при таком подходе бизнес достаточно успешно развивается, но, достигнув определенных финансовых рубежей, женщины принимают решение о продаже компании (например, «Пикра», Красноярск).
Впрочем, есть в Сибири и весьма преданные своему делу, целеустремленные владелицы бизнеса. Одна из них гендиректор Иркутского жирового комбината Татьяна Баймашева (супруга вице-спикера Законодательного собрания Иркутской области Дмитрия Баймашева, который также входит в число акционеров холдинга). Еще несколько лет назад эксперты, следящие за масложировым рынком, предсказывали, что Баймашева скоро продаст предприятие, так как это последний крупный производитель в Сибири, сохраняющий независимость от крупных холдингов. Такие мнения не были безосновательны крупные игроки масложировой отрасли говорили об интересе к Иркутскому жиркомбинату и сетовали на упорство Баймашевой, не желающей уступать контроль над предприятием. Пожалуй, одна из наиболее заметных персоналий в крупном бизнесе Наталия Филева (владеет более 62% акций «Сибири» второй по величине российской авиакомпании). Изначально она не была учредителем компании. Ее муж Владислав Филев, будучи в должности гендиректора, в 1999 году получил предложение от бывших акционеров компании выкупить контрольный пакет акций авиакомпании «Сибирь», что Филевы и сделали. Наталия Филева участвует в управлении бизнесом на правах первого заместителя и курирует финансовую политику компании.
Еще более сильны управленческие позиции у гендиректора и основателя компании «Эвалар» Ларисы Прокопьевой. На предприятии она известна как авторитарный и решительный руководитель. В начале 90-х она приняла решение изменить профиль учрежденного ей предприятия с производства теряющей популярность на российском рынке косметики польских брэндов на производство биодобавок. «Рынок был пустым, надо было успеть вырасти, чтобы укрепиться на нем, для этого осуществлялись постоянные вложения в производство и обучение людей», говорит Прокопьева. В результате ей удалось сформировать федеральные брэнды (продукция «Эвалара» занимает порядка 5% российского рынка БАДов). Впрочем, она в отличие от Тамары Баймашевой допускает возможность продажи бизнеса в будущем. «Когда рынок будет в стагнации, то такой вариант не исключается. Тогда стоит вложить деньги в другой развивающийся бизнес. Это нормально для любого предприятия», отмечает Прокопьева. При этом, как она ранее заявляла в прессе, ей периодически поступают предложения о продаже бизнеса (в частности, от компании «Нижфарм»).
Другая крупнейшая компания, находящаяся в женских руках, Группа «Белон» (угле- и металлотрейдер), где основной акционер Татьяна Доброва. Однако она в отличие от большинства других деловых женщин региона позиционируется исключительно как акционер компании (34,25% акций) и никогда никакие решения руководства представители компании не связывают с ее волей. Первым лицом компании был и остается ее муж Андрей Добров. Каково влияние на его шаги в бизнесе со стороны супруги и существует ли оно вообще неизвестно. Скорее всего, функция Татьяны Добровой номинальное держание акций. Тем не менее Андрей Добров в своих высказываниях подчеркивает, что «руководство «Белона« в стратегии развитии компании ориентируется на интересы акционеров».
Вера Коновалова один из ключевых собственников компании «Строймастер», динамично развивающейся на новосибирском рынке недвижимости. Госпожа Коновалова ведет бизнес вместе с сыном Евгением. Впервые она занялась строительным бизнесом еще в начале 90-х, организовав кооператив по строительству панельных домов и коттеджей. Она строила бизнес исходя из коммунистического правила, что все должно быть поровну. Соответственно, в кооперативе было порядка 50 учредителей с равными долями. Учредители расстались, когда возник вопрос дележа одного из объектов на этом этапе, по словам источника «СУ», Вера Коновалова вышла из бизнеса. Тогда же, в 1996 году, на деньги, вырученные от продажи собственной дачи, она учредила компанию «Строймастер». В тот момент у компании не было ни имени, ни достаточных средств. Заработать и то, и другое косвенно помог кризис 1998 года. После дефолта у компаний, которые продавали жилье за доллары, остановились продажи. Тем временем частные инвесторы продолжали искать, куда вложить свои сбережения. Сначала они оккупировали вторичный рынок жилья, а затем переместились на первичный. В 1997 году «Строймастер» начал подготовку к строительству первого жилого дома. Большинство квартир в этом доме было продано по себестоимости, поэтому прибыль была небольшая, зато компания Коноваловой заработала имя.
Взгляды сибирских бизнес-леди на укрупнение бизнеса столь же расходятся, как и методы ведения бизнеса. «Строительство современного производства это и есть укрупнение бизнеса. Качество нашей продукции европейское, а цены российские, и дальнейшее укрупнение пойдет по этому же пути», отмечает Лариса Прокопьева.
«Мы реформируем свои подразделения (предприятие по производству пластиковых окон, автопарк, филиал, который занимается фасадами и евроотделкой), подчеркивает гендиректор компании «Строймастер« Вера Коновалова. Если этот процесс не увенчается успехом, расформируем их и начнем работать с компаниями, предлагающими более высокое качество работ. Например, уже вынашиваем планы сотрудничества с китайскими строительными корпорациями. Китай очень серьезный игрок на строительном рынке, практикующий удобный и эффективный подход к работе».
«Предоставленная экономическая свобода просто выпустила джинна из бутылки, отмечает руководитель новосибирского Центра «Харизма« Нелли Власова. Для предпринимательства требуются воля, ответственность, чувство хозяина своей судьбы (а не чувство жертвы, когда есть ощущение, что от меня ничего не зависит), гибкость, креативность (способность придумывать новые идеи), бойцовский характер и прочее. Так вот этими качествами женщины обладают нисколько не меньше, чем мужчины».