Объединение под внешним управлением

    16 апреля референдум по объединению Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (УОБАО) в единый субъект Федерации успешно состоялся. Теперь Анатолий Квашнин — единственный из президентских полпредов, кто может записать себе в актив сразу два объединения регионов. Год назад при его участии такой же референдум дал старт объединению Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Нынешний референдум в Иркутской области и УОБАО стал переломным моментом в истории самого долгого и самого проблемного объединительного процесса из всех, что были в РФ ранее. Ситуация с Иркутским объединением-2006 принципиально отличалась от Красноярского объединения-2005 тем, что здесь нашлись даже открытые противники объединения. А риск срыва референдума был настолько велик, что фактически потребовал введения внешнего политического управления процессом объединения со стороны федеральной власти.

    «Бурятское сопротивление»

    Попытки объединения Иркутской области и УОБАО при первом Сибирском полпреде Леониде Драчевском срывались неоднократно. Дважды намечалась дата объединительного референдума. Но ни 7 декабря 2003 года, ни 28 ноября 2004-го «всенародного волеизъявления» жителей двух субъектов РФ не произошло. В феврале 2004 года процесс дошел даже до обсуждения конкретики объединения на специальной встрече в Кремле под председательством замглавы президентской администрации Владислава Суркова, с участием губернаторов и руководителей законодательных собраний регионов. Но даже после этого договор блокировала негативная позиция части депутатов Думы УОБАО. Очевидно, что объединению все это время противостояли некие скрытые пружины и силы.

    Общая площадь территории Иркутской области — 767,9 тыс. кв. км, или 15% от территории Сибирского федерального округа.
    Общая численность населения на 1.01.2002 года — 2712,9 тыс. человек.
    Общая площадь территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа — 22,4 тыс. кв. км, или 0,4% от территории Сибирского федерального округа.
    Общая численность населения на 1.01.2002 года — 142,5 тыс. человек.

    На первый взгляд, противодействие референдуму имело очевидную национальную окраску. «Бурятское сопротивление» активизировалось в преддверии решающего апрельского референдума. Например, молодежное правозащитное движение «ЭРХЭ» распространило информацию о том, что органами МФД 8 апреля в Улан-Удэ было изъято 30 тысяч листовок против объединения УОБАО с Иркутской областью. Бурятские правозащитники посчитали, что нарушено их право агитации против референдума. Ранее проходили сообщения о планах общебурятского шаманского обряда — тайлгана — у подножия горы Эрхирик под лозунгом «Защитим Усть-Орду!» Планы остались нереализованными, так как по своему статусу шаманские организации не имеют права принимать участие в политических акциях. В феврале был скандал, вокруг срыва показа фильма «Первый нукер Чингисхана», культурного проекта «Великие монголы — люди длинной воли». Первое произведение бурятской кинематографии под разными предлогами не удалось показать в нескольких районах УОБАО (в администрации УОБАО тогда заверили, что запрета на показ не существует). При этом руководители прокатной группы фильма Раджана Дугарова и Доржи Цырендоржиев являются членами организации молодых ученых, выступающих против объединения.

    Противники объединения обнаружились не только внутренние, но и внешние. 10 марта в газете «Коммерсантъ» опубликован материал на основе обращения к Владимиру Путину президента Всемирной ассоциации монголов, бывшего премьер-министра Монголии Дашийна Бямбасурэна с протестом против объединения Иркутской области и УОБАО.

    Депутаты Усть-Ордынской Думы открыто против референдума не высказывались, но использовали тактику молчаливого саботажа. Именно их негативная позиция затормозила объединение весной 2004 года. А последний демарш окружных думцев состоялся за месяц до референдума — 13 марта, когда депутаты УОБАО в количестве девяти человек проигнорировали первое заседание Совета законодателей, призванного координировать деятельность властей двух регионов в период объединения. Депутатов не устроил проект закона, по которому в парламенте объединенной Иркутской области только два депутата из 50 представляли бы УОБАО. (Закон подправили, теперь депутатов от УОБАО в законодательном собрании будет уже четверо.)

    Когда в политической борьбе разыгрывается «национальная карта«, как правило, это имеет под собой вполне материальную экономическую почву. А если точнее — корыстные интересы местных элит. Национальный вопрос становится излюбленным оружием элит в борьбе за финансовые потоки, собственность на своих территориях. В конце января в Новосибирске в рамках политологического форума «Сибирь-Форос» гендиректор информационно-политического агентства «Слово и Дело» Дмитрий Юрьев представил доклад, в котором продемонстрировал очевидную связь резкого роста националистических настроений в Республике Якутия (САХА) с борьбой местных политических кланов за контроль над корпорацией АЛРОСА против федерального центра («СУ» N 1–2 за 2006 год).

    Вероятнее всего, подобные механизмы пошли в ход и в УОБАО. Впрочем, в отличие от Якутии с ее богатейшим месторождением алмазов УОБАО представляет собой абсолютно депрессивную территорию. Столица округа — поселок Усть-Ордынский — стабильно поражает приезжих коровами, гуляющими по центральной улице. Корреспонденты «СУ», в разное время побывавшие в УОБАО, имели возможность убедиться, что асфальтированные дороги в округе в диковинку. А, например, инаугурация главы округа Валерия Малеева в декабре 2000 года проводилась в здании клуба, где даже некоторые удобства (попросту — туалет) располагались во дворе. Но и при таком положении дел объединение сулит местной элите потерю выгодного статуса — возможности самостоятельно рулить федеральными дотациями.

    Не все просто в отношении объединения было и для Иркутской области, которая все последние годы была центром пересечения интересов крупных федеральных ФПГ. Среди них — транснациональная ТНК-BP, РУСАЛ, СУАЛ, «Газпром». Все эти корпорации представлены определенными депутатами в ЗС Иркутской области. И, по мнению некоторых экспертов, оттуда тоже исходило скрытое противодействие объединению.

    А политический еженедельник Newsweekly.ru и вовсе увязывает сложности объединения с интригами в самых верхних эшелонах кремлевской администрации. «Главная опасность для Суркова (замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков. — «СУ») заключается в том, что в случае провала референдума у него могут забрать следующий, гораздо более лакомый проект. Кремль вынашивает планы по превращению России в «энергетическую империю». Для их реализации необходимо оптимизировать управление главными нефтегазовыми провинциями страны. Речь идет об объединении Тюменской области с Ханты-Мансийским (ХМАО) и Ямало-Ненецким автономными округами (ЯНАО). Не исключено, что перемещение Сергея Собянина (которого связывают с кремлевской группировкой «силовиков», ориентированных на другого замглавы Игоря Сечина. — «СУ«) в кресло главы администрации президента России было продиктовано в том числе и этими соображениями», — утверждает Newsweekly.ru.

    При таком обилии политических интриг на всех уровнях, чтобы сдвинуть с места годами буксовавшее объединение Иркутской области и УОБАО, от федерального центра потребовалось фактически введение внешнего управления объединением. Процесс пошел после того, как сменились трое из четырех высших руководителей регионов и президентский полпред. Для сравнения: в феврале 2004 года в Кремле безуспешно обсуждали объединение губернатор Иркутской области Борис Говорин, спикер ЗС Иркутской области Геннадий Истомин, глава УОБАО Валерий Малеев, председатель окружной Думы Алексей Хориноев. 5 апреля 2006 года в Кремле с Владимиром Путиным встречались со стороны Иркутской области уже губернатор Александр Тишанин и спикер Виктор Круглов, от округа — спикер Думы Ирина Морохоева. Остался только один «ветеран» прежней встречи — глава УОБАО Валерий Малеев.

    А для последнего агитационного штурма Кремлем были мобилизованы самые мощные политические силы страны. В последние недели перед референдумом убеждение жителей и, что еще важнее, региональных элит двух субъектов шло в режиме нон-стоп и с небывалой интенсивностью.

    5 апреля в Кремле президент РФ Владимир Путин на встрече с руководителями обоих субъектов говорил об объединении как о свершившемся факте, давая понять, что он даже мысли не допускает об иной возможности. К тому же подписал указ о «дополнительных мерах поддержки», сулящий материальные бонусы укрупняющейся территории. Агитировать за референдум в Иркутск были делегированы «политические тяжеловесы» со всех сторон политического спектра: лидер КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, «единороссы» Александр Карелин и Александр Хлопонин.

    Ноу-хау иркутского объединения стали гипермассовые мероприятия актива, непосредственно работавшего на объединение. 31 марта в Иркутске отработал первый съезд представительных органов Иркутской области и УОБАО, собравший 557 депутатов всех уровней. А 13 апреля в Иркутске начал работу еще более массовый объединительный общественный форум. Прибыли 2200 делегатов, выбранных на собраниях активов в 27 территориях области и округа, среди них — участники 42 инициативных групп референдума. И это далеко не все.

    Только прямое вмешательство федерального центра позволило обеспечить такой масштаб политической поддержки. А то, что жители объединяющихся субъектов ее успешно «освоили», продемонстрировала явка граждан на референдум 16 апреля — 68% избирателей в Иркутской области, а в округе, по некоторым данным, явка достигла чуть ли не 99%! Внешнее управление объединением обеспечило его положительный результат — по предварительным данным, в Иркутской области за объединение проголосовали 89,8%, в УОБАО — 97,79% граждан.

    КОММЕНТАРИИ

    АЛЕКСЕЙ КОЗЬМИН, депутат Законодательного собрания Иркутской области:

    — Небольшой срок, отведенный на подготовку к референдуму, не позволил хорошо проработать вопросы будущего развития объединенного субъекта Федерации. Требования, которые мы выдвигаем федеральному центру, — это не торг, не выправшивание каких-то подачек. Мы выражали надежду на то, что после объединения у нас будет самодостаточный регион, который за счет своей экономики сможет развивать и Усть-Орду. К сожалению, развитие экономики сегодня невозможно без поддержки государства. Однако в указе президента эта поддержка не соответствует потенциалу региона. Если в указе президента по объединению Красноярского края, Таймыра и Эвенкии есть достаточно четкая привязка к принятой стратегии развития края, в нем отражены решения по месторождениям, по Богучанской ГЭС, то у нас из крупных объектов прописаны только мост и объездная дорога. А мы ожидали, что в указе президента будет что-то по поводу Ковыктинского месторождения, Сухого лога, разработка которых зависит только от федеральной власти, будет что-то сказано об освоении северных нефтяных месторождений, о лесопромышленном комплексе. Объездная дорога в Иркутске — это тоже важный объект, но не ключевой для перспективного развития области.

    Объединение год спустя

    Анатолий Квашнин (справа) считает объединение исторической закономерностью, необходимой для народа. Губернатор Александр Тишанин (слева) с ним согласен

    Годовщина объединительного референдума в Красноярском крае была возведена в ранг регионального праздника. Когда верстался номер, стало известно, что краевая администрация запланировала ряд торжественных мероприятий, приуроченных к 17 апреля. На 16 апреля был назначен торжественный вечер в Большом концертном зале. А на 17 апреля назначили пресс-конференцию, об участии в которой заявили губернаторы Александр Хлопонин, Борис Золотарев и Олег Бударгин. Как сообщила пресс-служба краевой администрации, присутствовать на ней изъявил желание 151 журналист из 86 федеральных, региональных, городских и районных СМИ Таймыра, Эвенкии, Барнаула, Иркутска, Горного Алтая, Москвы, а также из 32 городов и районов Красноярского края.

    А начиналось самое масштабное объединение сразу трех территорий непросто. Фактической точкой отсчета для объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии стал Совет трех губернаторов, который состоялся в Красноярске 29 октября 2004 года. По итогам заседания губернаторы Александр Хлопонин, Борис Золотарев и Олег Бударгин заявили, что между ними было достигнуто полное взаимопонимание по вопросу укрупнения региона, и подписали совместное обращение к населению края и округов. Участвовавший в работе Совета полпред в СФО Анатолий Квашнин охарактеризовал состоявшуюся встречу как «эпохальную».

    «Это знаковый день. Объединение субъектов — это не просто чья-то прихоть. На самом деле это сейчас необходимость для народа, а также историческая закономерность», — заявил тогда Квашнин.

    Еще за несколько месяцев до встречи «полного взаимопонимания» по вопросу объединения между губернаторами не наблюдалось. Глава Эвенкии Борис Золотарев был настроен решительно против. Таймырский губернатор Олег Бударгин придерживался скорее молчаливого нейтралитета.

    29 октября в присутствии полпреда Квашнина губернаторы «покаялись» и объяснили, почему теперь они за объединение. «Тема объединения была для Эвенкии «красной тряпкой«, и ранее я действительно выступал против, но всегда говорил, что еще не настало время, когда мы сможем объяснить людям, зачем это им нужно. Но сейчас я официально могу за-явить: я в состоянии это сделать. И смело возвращаюсь в округ с полным пониманием того, зачем нужно объединение», — сказал Борис Золотарев.

    «Потребность в объединительных процессах на Таймыре всегда была актуальна. И формула «Норильск — в Таймыр, Таймыр — в Красноярский край« значительно повышает эффективность управления, экономики и инвестиционную привлекательность полуострова. Это в итоге повышает качество жизни людей. Мы не имели права информировать население до сегодняшнего дня. Мы не имели права как руководители территорий говорить о том, о чем еще не договорились. Сегодня окончательное решение принято. С этого момента мы будем объяснять населению преимущества объединения», — заявил Олег Бударгин.

    Основным проводником идеи объединения в крае, безусловно, стал красноярский губернатор Александр Хлопонин, на которого была возложена главная ответственность за успешное проведение референдума. Он же в случае удачного исхода автоматически становился гарантированным кандидатом на должность главы нового региона. Об этом говорил сам Хлопонин, когда отвечал на вопрос, намерен ли он обратиться к президенту с вопросом о доверии, как это сделали многие губернаторы. По словам Хлопонина, поручение провести референдум уже следует расценивать как акт такого доверия.

    Агитация за референдум проходила весьма активно. Специально созданный для этого общественный центр «Объединение» регулярно проводил всевозможные круглые столы с участием столичных политологов, которые теоретически обосновывали необходимость интеграционных процессов в крае и России. На обывательском уровне в ход шли более массовые приемы: наглядная и прочая агитации. Самая известная группа Красноярского края «Яхонт» специально к референдуму сочинила песню про объединение, которую особенно интенсивно крутили в сельских районах. Примечательно, что в апреле 2006 года группа «Яхонт» сочинила песню и об объединении Иркутской области с УОБАО. И с этим произведением выступила более чем в 20 населенных пунктах объединяющихся территорий.

    Не обошлось без курьезов: на одном из билбордов обновленный Красноярский край стараниями не искушенных в географии дизайнеров включал в себя Хакасию и Туву, ранее действительно входивших в состав края.

    «Что касается «пропагандистского напора», то это тактика, которая самым непосредственным образом связана с предметом пропаганды и агитации. Как вы думаете, такой напор сработал бы на выборах, например, некоего политика в столь «разношерстном» с точки зрения политических пристрастий и социально-экономических взглядов крае? Думаю, здесь сила действия была бы равна силе противодействия. У нас в регионе получилось начать объединение трех территорий, потому что сама идея объединения была адекватна эмоциональной силе средств убеждения. В общем, Красноярский край нашел свою «межнациональную идею«, за которую было не стыдно агитировать», — оценила агитационную кампанию заместитель губернатора края по вопросам СМИ Ольга Карлова.

    Голосование проходило во всех трех субъектах 17 апреля 2005 года. Наибольшую поддержку укрупнение получило в Эвенкии, где за объединение проголосовали 79%. В остальных субъектах положительно проголосовали более 60% пришедших на участки избирателей.

    В настоящий момент представители красноярской политической элиты уверены, что поступили верно, поставив на объединение территорий. «Перед городом и краем открылись новые масштабные перспективы. Они связаны с развитием деловой инфраструктуры для будущего центра корпораций, которые займутся освоением крупных проектов на севере края», — уверен мэр Красноярска Петр Пимашков.

    «Вне зависимости от политических взглядов и традиций мы пришли к становлению единого и мощного Красноярского края. Но еще интереснее работать после референдума. Объединенные общей идеей люди начинают создавать. К сожалению, в то время когда Европа для усиления конкурентной борьбы объединялась, Россия разбилась на 89 суверенных субъекта. Теперь пришло понимание, что раздробленность — это медленный упадок. Хватит выстраивать межрегиональные барьеры, пора консолидировать усилия и объединяться», — заявил губернатор Александр Хлопонин 28 марта 2006 года в Иркутске.

    Одним из важнейших итогов года после референдума по объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра, по мнению члена Совета Федерации Вячеслава Новикова, можно считать дополнительные средства в бюджете объединенного края общей суммой 4 млрд руб. «Можно с уверенностью сказать, что мы добились серьезных достижений», — отметил Новиков. Заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов заявил 28 марта в Иркутске, что после объединения Красноярского края, Эвенкии и Таймыра объем государственных инвестиций в экономику края вырос более чем в пять раз и в 2005 году составил 2,5 млрд руб. «В целом мы планируем регистрировать ежегодный рост инвестиций на 15–20%. Таким образом, мы надеемся, что до 2010 года в экономику Красноярского края поступит $15 млрд, а к 2015 году — $30 млрд», — заявил Акбулатов.

    Источник: ИА REGNUM

    Цепная реакция

    Под впечатлением действий Иркутской области и УОБАО первый шаг к объединению сделали еще два региона СФО. 5 апреля губернатор Читинской области Равиль Гениатулин и глава администрации Агинского Бурятского автономного округа Баир Жамсуев объявили о начале работы по объединению этих двух регионов. Как сообщило ИА REGNUM, Баир Жамсуев, который несколько лет назад крайне негативно оценивал перспективу объединения области и округа, отметил, что за последние три года ситуация в стране сильно изменилась. Принимая решение об объединении, он руководствовался прежде всего интересами жителей округа. Равиль Гениатулин поддержал Баира Жамсуева и отметил, что нельзя жить в государстве и быть оторванными от процессов, которые в нем происходят.

    За и против: хроника иркутского объединения

    В июле 2001 года подписано соглашение «Об объединении» между Иркутской областью и Усть-Ордынским Бурятским автономным округом (УОБАО). Референдум об объединении планировалось провести 7 декабря 2003 года.

    24 февраля 2004 года — совещание в Кремле под председательством замглавы администрации президента Владислава Суркова с губернатором Иркутской области Борисом Говориным, спикером ЗС Иркутской области Геннадием Истоминым, главой УОБАО Валерием Малеевым, председателем окружной Думы Алексеем Хориноевым. Названа новая предварительная дата объединительного референдума — 28 ноября 2004 года.

    21 апреля 2004 года — ЗС Иркутской области одобрило постановление об образовании в составе РФ нового субъекта в результате объединения Иркутской области и УОБАО и обращение к президенту РФ. Восемь депутатов окружной думы УОБАО покинули сессию. Работа по принятию обращения к президенту РФ была прекращена из-за отсутствия кворума.

    15 марта 2005 года в Красноярске полпред президента РФ в СФО Анатолий Квашнин заявил, что к нему «уже поступили документы по проведению референдума об объединении Иркутской области и УОБАО».

    7 сентября 2005 года истек срок полномочий губернатора Иркутской области Бориса Говорина.

    8 сентября 2005 года — инаугурация губернатора Иркутской области Александра Тишанина.

    11 октября 2005 года одновременно в Иркутске и поселке Усть-Ордынский внеочередные сессии законодательных органов Иркутской области и УОБАО приняли обращение к президенту России с инициативой объединения двух субъектов Федерации.

    5 марта 2006 года избирательная комиссия УОБАО отказала в регистрации группе участников референдума, намеревавшейся агитировать против слияния двух субъектов.

    9 марта ИА Regnum поместило заявление регионального координатора международной коалиции «Мы, граждане» в Республике Бурятии С. Бурашкаевой на международном форуме «Гражданская восьмерка-2006», которая резко высказалась против объединения, пригрозив, что «после слияния Усть-Орды с Иркутской областью этнические буряты покинут эту территорию».

    10 марта «КоммерсантЪ» поместил статью «Монголы выступили против слияния российских регионов», излагающую давнее обращение президента всемирной ассоциации монголов, бывшего премьер-министра Монголии Дашийна Бямбасурэна на имя президента РФ Владимира Путина с протестом против объединения Иркутской области и УОБАО.

    13 марта 2006 года депутаты окружной Думы УОБАО проигнорировали заседание Совета законодателей, созданного совместно с депутатами Иркутского ЗС.

    28–29 марта 2006 года в Иркутске и в УОБАО побывала делегация, в составе которой были полпред Анатолий Квашнин, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин и его заместители.

    31 марта общерегиональный съезд депутатов всех уровней Иркутской области и УОБАО собрал 557 делегатов.

    1 апреля Иркутск посетил замруководителя администрации президента России Владислав Сурков. Он встретился с губернатором Александром Тишаниным, спикером ЗС Виктором Кругловым, секретарем ИРО «Единой России», мэром Иркутска Владимиром Якубовским.

    5 апреля 2006 года президент РФ Владимир Путин провел совещание в Кремле с руководителями Иркутской области — губернатором Александром Тишаниным, председателем ЗС Виктором Кругловым, главой администрации УОБАО Валерием Малеевым, председателем Думы УОБАО Ириной Морохоевой, а также полномочным представителем президента РФ в СФО. По итогам совещания 6 апреля президент России подписал указ «О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа».

    8 апреля 2006 года в Улан-Удэ изъят тираж агитационной продукции против объединения УОБАО и Иркутской области.

    12 апреля состоялся визит в Иркутскую область Геннадия Зюганова, в ходе которого он поддержал объединение регионов.

    13 апреля прошел объединительный общественный форум, собравший 2200 делегатов. Объединение поддержали лидер ЛДПР Владимир Жириновский и депутат Госдумы Александр Карелин.

    16 марта 2006 года референдум по объединению Иркутской области и УОБАО состоялся. В Иркутской области за объединение проголосовали 89,8%, в УОБАО — 97,79% избирателей. Явка составила в Иркутской области 68%, а в УОБАО — около 90%.

    Какие материальные дивиденды получали объединяющиеся регионы

    Декабрь 2003 года — объединение Пермской области с Коми-Пермяцким АО. Бонус — порядка 18 млрд руб. В 2003–2006 годах будет осуществлена газификация Коми-Пермяцкого АО, строительство газопровода-отвода Очер-Кудымкар-Купрос, автодорог общего пользования с твердым покрытием по маршруту Кудымкар-Сыктывкар (до границы с Республикой Коми), а также мостового перехода через Каму у Перми.

    Апрель 2005 года. 200 млрд руб. — общий объем инвестиций на реализацию крупных проектов гарантирует указ президента о социально-экономическом развитии объединенного Красноярского края. Президент обязал правительство РФ оказать содействие в освоении в 2005–2009 годах Ванкорского нефтегазового месторождения, достройке Богучанской ГЭС в 2010 году, осуществить в 2005–2010 годах комплекс мероприятий по развитию транспортной и социальной инфраструктуры Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского АО, предусмотрев реконструкцию взлетно-посадочных полос аэропорта Емельяново (Красноярск) и аэропорта Хатанга. Кроме того, поручено предусмотреть строительство первой очереди транспортного обхода Красноярска с мостовым переходом через Енисей; строительство первой очереди автомобильной дороги Канск-Абан-Богучаны и проч.

    Октябрь 2005 года. 2,5 млрд руб. на объединение должны получить Камчатская область и Корякский АО. Из этих денег 500 млн руб. необходимы на строительство трех мини-ТЭЦ в Корякии. На 173 млн корякские власти намерены купить четыре самоходные баржи и четыре самоходных плашкоута. Больше 160 млн руб. понадобится на достройку взлетно-посадочной полосы в поселке Палана и почти 85 млн — на закупку самолета, вертолета и десяти вездеходов. Кроме того, согласно президентскому указу, господдержка будет оказана в восстановлении сетей электроснабжения в населенных пунктах, в завершении реконструкции морского вокзала в Петропавловске-Камчатском, а также в строительстве автодороги Мильково-Ключи-Усть-Камчатск.

    Апрель 2006 года. 5,8 млрд руб. — на такую сумму президент России поручил первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву и министру финансов Алексею Кудрину увеличить дотации Иркутской области. Для УОБАО запланировано 1,5 млрд руб. Согласно указу президента, в 2006–2007 годах в объединенном регионе будет осуществлен комплекс мероприятий по развитию социальной инфраструктуры Иркутской области и УОБАО, в числе которых строительство детского дома, перинатального центра, противотуберкулезного диспансера и Дома спорта в поселке Усть-Ордынский; центральных районных больниц в селе Баяндай Баяндаевского района, поселках Бохан Боханского района и Кутулик Аларского района; поликлиник и школ в районах УОБАО; мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске; транспортного обхода Иркутска с мостовым переходом через реку Иркут.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ