Актуальная тема экономика
Участие бизнес-сообщества в разработке планов социально-экономического развития регионов и муниципальных образований стало одной из центральных тем совместного заседания Совета при полномочном представителе президента РФ в СФО, совета законодателей СФО и совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», прошедшего 23 января в Новосибирске. Далеко не новая тема на этот раз получила дополнительный импульс. Впервые на мероприятие такого уровня были приглашены представители крупных сибирских объединений предпринимателей, которым предложили занять достойное место в разработке комплексных программ развития территорий.
На протяжении многих лет тема планирования в нашей стране была отодвинута на задний план. Ушли в прошлое такие понятия, как «Госплан» и «пятилетка». Аксиомой считалось утверждение, что рынок все расставит по своим местам. Да и сложно было что-то планировать в период экономической нестабильности. В последнее время о необходимости планирования заговорили на самом высоком уровне.
В июне прошлого года на заседании комиссии Госсовета по вопросам планирования социально-экономического развития регионов в присутствии президента РФ губернатор Красноярского края Александр Хлопонин заявил, что России необходима «современная эффективная система планирования». Он предложил создать новый государственный орган по стратегическому планированию, который занялся бы разработкой региональных и отраслевых стратегий развития, согласовывая интересы федерального правительства, властей регионов, крупных государственных корпораций и частного бизнеса. Владимир Путин идею красноярского губернатора поддержал. «Чтобы развиваться, думать местечковыми категориями уже нельзя. Совершенно недостаточно планирования в рамках отдельных отраслевых программ. Необходимо комплексное планирование развития территории. И правительству нужно активизировать свою деятельность в этом направлении», цитировали президента РФ информагентства. А 1 февраля этого года в Госдуму по инициативе Минфина внесены поправки в Бюджетный кодекс РФ, предусматривающие принятие трехлетнего федерального бюджета. Если поправки будут приняты, то это позволит ведомствам, которые сейчас могут планировать расходы только на год, заключать долгосрочные контракты. Следовательно, и бизнес сможет планировать свою деятельность.
Январское заседание Совета округа, на котором присутствовали почти все сибирские губернаторы, спикеры законодательных собраний, мэры городов и главы муниципальных образований, также было посвящено комплексным программам социально-экономического развития. Выступая перед собравшимися, среди которых были и представители ассоциаций предпринимателей, полпред президента РФ в СФО Анатолий Квашнин отметил: «Мы должны и можем уйти от ситуации, когда региональное территориальное развитие является не следствием реализации экономической политики власти на местах, а результатом зачастую бессистемной, не учитывающей интересы территории, реализации отдельными группами бизнес-структур своих стратегий и планов. Причем без учета баланса интересов потребностей и возможностей регионов».
Еще в прошлом году, 29 марта, полномочный представитель президента РФ в СФО на совместном заседании Совета СФО, Совета законодателей округа и Совета ассоциации «Сибирское соглашение» в Иркутске поставил перед главами муниципалитетов задачу в течение 2006 года подготовить программы социально-экономического развития всех муниципальных образований Сибирского федерального округа от сельских поселений до городов и районов. И тогда уже шла речь о том, чтобы при подготовке программ учитывались интересы местного бизнеса. В помощь «муниципалам» даже была разработана специальная методичка. Кроме того, были выбраны «пилотные» районы, которые первыми должны были разработать такие программы. Однако на практике «муниципалы» столкнулись с рядом непреодолимых проблем, среди которых немаловажную роль играла закрытость бизнес-структур.
Анализируя опыт «пилотных» районов на Совете округа 23 января, Анатолий Квашнин подчеркнул, что отсутствие взаимопонимания с бизнесом не должно становиться препятствием для местных властей при составлении социально-экономических программ территорий. «Важно убедить каждого бизнесмена, предпринимателя, что его деятельность на территории муниципалитета неотделима от жизнедеятельности населенного пункта, ресурсов, инфраструктуры территории», считает полпред.
«Действительно, бизнес-сообщество не пожелает полностью раскрывать свои планы, учитывая и конкуренцию, и коммерческую тайну. Однако в каждом случае, с учетом специфики какого-либо предприятия, можно подобрать перечень показателей, которые, не нанося ущерба коммерческим интересам, позволят региональным властям принимать решения в сфере планирования. Это могут быть динамика изменения численности работающих, изменение объемов налоговых платежей, увеличение объемов потребления природных ресурсов, тепло- и энергоресурсов, создание и реализация социальных программ», наставлял глав муниципалитетов Анатолий Квашнин.
По мнению полномочного представителя президента РФ в СФО, стимулами для участия бизнеса в реализации комплексных программ развития могут стать устранение административных и иных барьеров для бизнеса в рамках приоритетных направлений; обеспечение доступа к существующей инфраструктуре, а также дополнительные государственные инвестиции в развитие инфраструктуры.
Анатолий Квашнин не упустил возможности обратиться к находившимся в зале представителям предпринимательских союзов. «Существующие и активно работающие советы по поддержке предпринимательства, фонды поддержки малого и среднего бизнеса, ассоциации и объединения предпринимателей необходимо вовлечь в многоуровневую организационную структуру взаимодействия бизнес-сообщества и власти в рамках экономических советов разных уровней», подчеркнул полпред.
Стоит напомнить, что в Сибирском федеральном округе еще в 2005 году создан Высший экономический совет СФО, который должен стать своеобразной площадкой для нахождения оптимального баланса интересов и взаимодействия власти и бизнеса. В состав Высшего экономического совета СФО вошли ряд глав органов исполнительной и законодательной власти сибирских регионов, ученые, промышленники и предприниматели. Возглавил ВЭС полномочный представитель президента РФ в СФО. Презентуя свое детище на первом заседании ВЭС, Анатолий Квашнин особо подчеркнул, что бизнес, как и власть, заинтересован в разработке стратегии развития территорий. «Без знания намерений власти, выраженных в стратегии, бизнес может допустить стратегическую ошибку в своих замыслах по развитию деятельности на соответствующей территории», сказал полпред. Он также отметил, что «и власть, и бизнес заинтересованы в синхронизации действий по развитию производственной сферы с действиями по расширению или модернизации производственной и социальной инфраструктуры».
На заседании Совета СФО 21 января 2005 года Анатолий Квашнин предложил выстроить партнерство власти и бизнеса на трех уровнях федерального округа, субъектов Федерации, муниципальных образований. На окружном уровне действует Высший экономический совет, на региональном экономические советы. В муниципальных образованиях, по мнению полпреда, также можно создать советы, где главными фигурантами партнерства станут представители малого и отчасти среднего бизнеса.
Следуя указаниям полпреда, региональные экономические советы были созданы в 13 субъектах Федерации округа (кроме Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Всего в СФО 14 регионов). А экономические советы всех муниципальных районов созданы только в республиках Бурятия, Хакасия и Томской области.
К необходимости организации экономических советов на муниципальном уровне Анатолий Квашнин вновь вернулся на январском заседании Совета округа. «Системная работа по комплексному планированию социально-экономического развития невозможна без формирования механизма взаимодействия бизнес-сообщества и власти в рамках экономических советов», отметил в своем выступлении полпред. Он рекомендовал органам власти и местного самоуправления продолжить эту работу на уровне городских округов, городских и сельских поселений.
КОММЕНТАРИИ
КОНСТАНТИН БОКОВ, президент Ассоциации строителей и инвесторов Новосибирска и Новосибирской области:
Отношения должны быть деловыми, дружескими и взаимовыгодными. Взаимовыгодными в чем? В наш информационный век очень важен обмен информацией. В разработке и участии в совместных мероприятиях, в поддержке разумных начинаний со стороны как администрации, так и бизнес-сообществ. Очень важно участие представителей бизнеса в различного рода организационных административных структурах, вырабатывающих условия, правила и нормы поведения. Такое постоянное взаимодействие, как правило, приводит к взаимопониманию. А когда есть взаимопонимание, то можно строить и совместные планы по улучшению условий привлечения инвестиций, по взаимовыгодному использованию земельных ресурсов и многим другим вопросам.
Однако речь не о сращивании властей и бизнеса (которое имеет место, а точнее, отдельных руководителей властных структур и предпринимателей), а о нормальных деловых отношениях, позволяющих одним грамотно осуществлять руководство, а другим строить свой бизнес.
В привлечении бизнес-сообществ к формированию планов социально-экономического развития и регионов, и муниципальных образований. Но для того чтобы у бизнес-сообществ появились интерес и мотивация, должна быть определена нормальная процедура всего этого процесса. Не подал и забыл. А подготовили, обсудили, подали предложения, защитили их и приняли участие в осуществлении. А чтобы процесс не был заформализован, осуществили общественный контроль.
ДМИТРИЙ ТЕРЕШКОВ, президент Сибирского зернового союза, председатель совета директоров Сибирской хлебной корпорации:
Если говорить о том, как выстраиваются взаимоотношения ассоциаций предпринимателей и региональных властей, то, на мой взгляд, сегодня происходит обоюдная игра, имитирующая эффективное взаимодействие. Одни делают вид, что усердно вырабатывают дельные предложения, другие что внимательно выслушивают и используют их в работе в качестве основы для анализа и стратегий. Участвуя в большом количестве разнообразных экономических советов, я констатирую данную ситуацию не понаслышке.
Каков же механизм реальной «сцепки» этих двух мощных шестеренок власти и бизнеса?
Первичен, наверное, все-таки уровень квалификации, общеэкономической и общегосударственной культуры чиновников. Увы, но он не всегда достаточен для понимания истинной роли бизнеса и предпринимательства в текущем состоянии и стратегии развития городов и территорий. Немаловажно и понимание того, какую роль бизнес может и должен играть в разнообразных разрабатываемых программах.
Ну и самое главное это умение выстраивать технологию взаимодействия властей различного уровня с бизнесом. Вопрос прежде всего в технологии и конкретных механизмах. Именно полное отсутствие оных в качестве составляющей части машины госуправления и приводит к сегодняшней ситуации взаимной изоляции и имитационных игр.
Бизнес, предпринимательство сегодня практически главная и всеобщая форма хозяйственной жизни страны. В головах же большинства «государственников» утвердилось понимание места бизнеса (политическим образом транслируемое большинству населения) как факультативного предмета, как «вещи, которая может стоять в углу», и использоваться по желанию хозяина дома.
До сих пор в России шла политическая демонстрация если не полярности, то глубокой границы между государственными чиновниками и предпринимателями. То, что происходит сейчас, включая последнюю встречу президента Путина с лидерами российского бизнеса, которая, судя по отзывам участников, носила позитивный характер, обнадеживает. Радует, что в этом же русле прошли и Совместное совещание, и выступление Анатолия Квашнина.
По нашей инициативе созданы и активно работают две ассоциации Сибирский зерновой союз и Сибирский союз хлебопекарных и кондитерских предприятий. Более того, эти союзы работают именно в тех отраслях, которые требуют непосредственного участия государства, а значит, и активного диалога. И мы, не дожидаясь «оттепели», уже настойчиво открываем двери многих высоких кабинетов.