Гуманитарии решат проблемы, которые не смогли решить технократы

    Тенденции — образование

    В большинстве стран «постсоветского пространства» реформы в экономике и образовании идут параллельными курсами. Принятый закон «Об образовании» допустил создание негосударственных учебных заведений, решив тем самым проблему с финансированием отрасли и дав наиболее активной части педагогов возможность выбирать модель обучения. В числе первых, кто в начале 90-х годов оставил кафедру известного вуза, получая взамен возможность работать, опираясь лишь на поддержку таких же энтузиастов, был ректор Новосибирского гуманитарного института ЕВГЕНИЙ СОКОЛКОВ. Учеба в высшем политическом училище, служба в войсках, продолжение учебы в военно-политической академии сформировали у него убеждение, что образование необходимо приближать к запросам личности, ее психологии и нравственности. Насыщение вузовской подготовки гуманитарными дисциплинами — путь, который, по его мнению, выведет Россию из растянувшегося на несколько десятилетий кризиса.

    Ректор НГИ Евгений Соколков в учебной аудитории

    Евгений Соколков — соучредитель и ректор НОУ «НГИ», доктор педагогических наук, действительный член Российской академии социальных наук, академик Международной кадровой академии, Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, профессор, председатель Ассоциации негосударственных вузов СФО. За достижения в области проблемно-модульной образовательной технологии, разработку и реализацию модели воспитательной системы институт награжден дипломами, двумя Малыми и тремя Большими золотыми медалями Международного выставочного центра «Сибирской ярмарки» УЧСИБ. В 2004-м и 2005 годах НГИ награжден золотой медалью «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Удостоен различных наград, в их числе: почетный знак «Ректор года-2004» и «Ректор года-2005», Орденом Петра Великого I степени.

    — Евгений Алексеевич, в чем секрет возросшей популярности гуманитарных знаний?

    — О необходимости гуманитаризации технического образования еще 20 лет назад начали говорить многие крупные ученые, ректоры вузов, в том числе ректор Новосибирского электротехнического института Георгий Павлович Лыщинский, который стал одним из основателей нашего института. Проблема актуальна и сегодня — без учета социальных факторов, без активизации человеческой личности производство на высокий уровень не поднять.

    НЭТИ был едва ли не первым вузом Сибири, где всерьез заговорили о гуманитаризации инженерной подготовки, и я полностью поддержал Георгия Павловича. Занимаясь подготовкой кандидатской диссертации, объехал больше 280 вузов, пытаясь тщательно разобраться в этом вопросе. В то время я был заместителем начальника по науке Новосибирского высшего военно-командного училища МВД СССР, и вывод, который сделал, — первым образованием должно быть юридическое. Объяснение простое: войска правопорядка должны прежде всего знать право, а кроме того, офицеры, пострадавшие в боевых действиях за Отечество, должны иметь возможность зарабатывать, не довольствуясь скромной пенсией, то есть иметь гражданскую специальность.

    Если говорить о работе на предприятии, то здесь задача инженера — руководить людьми, что, несомненно, требует гуманитарных знаний. Если их достаточно, это позволяет специалисту быстро продвигаться по служебной лестнице. Мировая практика показывает — первое образование почти везде гуманитарное.

    — А если первый диплом все-таки получен по технической специальности?

    Первый проректор Сергей Сафронов в библиотеке НГИ

    — Нужно идти учиться. Сегодня в вузы поступает гораздо больше человек, чем выпускается из школ, причина проста — людям требуются знания. Бывали случаи, когда некоторые студенты НГИ получали три высших образования. Сначала юридическое, затем, поработав, приходили за экономическими знаниями, так как открывали свое дело, и наконец возвращались к нам за образованием психолога, потому что масштабы бизнеса росли, требовалось качественно подбирать персонал и грамотно им руководить.

    — Как строится обучение в НГИ?

    — Мы обучаем всех, начиная с выпускников школ и колледжей и заканчивая специалистами крупных предприятий, специально для которых разрабатываем сокращенные программы. Ведется набор на очную форму обучения, на вечернюю, заочную и дистанционную. Открыт факультет заочного обучения с использованием дистанционных технологий. Треть студентов — вчерашние школьники, остальные — те, кто успел поработать и почувствовать, каких знаний им не хватает, люди в возрасте 27–35 лет. Срок обучения на дневном отделении — 4–5 лет, на вечерней и заочной формах обучения — 5–6 лет.

    — К вам приходят, чтобы…

    — К нам целенаправленно идут за получением гуманитарных знаний. Психологический факультет ведет подготовку по специальностям «социальная работа», «культурология», «психология», «социология», «политология», «философия». Экономфак — «бухгалтерский учет», «анализ и аудит», «финансы и кредит». Юридический факультет традиционно готовит юристов.

    — Наверное, специальность юриста наиболее востребована?

    — Раньше именно так и было, но по прошлому году могу сказать, что прием на юридический и психологический факультеты постепенно выравнивается. Моя точка зрения — рост интереса к психологической подготовке обусловлен сложными процессами, происходящими в обществе. Полученные знания позволяют разобраться в себе, других людях, грамотно руководить и управлять. В нашем вузе долгое время работает лаборатория психологического отбора и сопровождения обучения. Специалисты тестируют абитуриентов, выявляют их потенциал, распределяют в учебные группы, наблюдают за профессиональным ростом. Позже, рекомендуя дипломника для приема на работу, мы говорим, где и как он сможет наиболее полно себя реализовать. Мы — частный вуз, а значит, обязаны искать индивидуальный подход к каждому студенту.

    Проректор Анатолий Яковлев в музее НГИ

    — Возможен ли переизбыток выпускников одной специальности, ведь было время, когда все вузы готовили бухгалтеров?

    — Мнение, что требуется искусственно регулировать число обучающихся в вузах, ошибочно. Если говорить о негосударственном секторе образования, то он существует исключительно за счет общества, и если спрос есть, значит, его нужно удовлетворить. Не станет спроса — мы не будем предлагать услуги.

    — Практически все региональные вузы испытывают дефицит преподавателей юридических дисциплин. Как вы решаете эту задачу?

    — НГИ приглашает высококвалифицированную профессуру, докторов юридических наук из других городов. Преподаватели приезжают к нам на 2–3 недели несколько раз в году, читают курс лекций, ведут подготовку дипломников. Действительно, было время, когда в Новосибирске работали всего два доктора юридических наук, сегодня их четыре.

    — НГИ дважды удостаивался золотой медали «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов России». Что учитывается при присуждении этой награды?

    — Качество учебно-материальной базы, профессорско-преподавательский состав, а на сегодняшний день доля преподавателей, имеющих ученые звания и степени, приближается в НГИ к 80%, но главное, конечно, использование в нашем институте проблемно модульно-образовательной технологии, которую мы внедрили сразу, как только начали работать. Сейчас Министерство образования и науки вышло с предложением, что все вузы РФ должны переходить на данную технологию, идея которой в том, чтобы заставить студента работать систематически, добиться, чтобы он хорошо учился. Для этого учебный курс разбивается на блоки-модули, в любом предмете их не больше 10, по каждому из разделов в течение семестра идут мини-зачеты. Студенты накапливают рейтинги, а вместе с ними знания — не так, как это бывает, когда учебники открывают за день до экзамена.

    В учебную программу включено большое количество ролевых и деловых игр, которые проводим, чтобы будущие специалисты могли заранее примерить на себя какие-то должности. В ходе игр создаются проблемные ситуации, которые могут иметь место при выполнении профессиональных обязанностей.

    — Как приобретаются гуманитарные знания?

    — На лекциях и семинарах, а кроме того, усиливаем их студийной работой. В НГИ открыты театральная, танцевальная, вокальная и фольклорная студии, позволяющие студентам расширять кругозор и формировать в себе творческое отношение к окружающему миру. У нас даже «стены учат» — в коридорах и аудиториях висят картины.

    В институте работает студенческий клуб, есть своя команда КВН, театральная студия в прошлом году победила на городском конкурсе, опередив даже театральный институт. Такие у нас учатся звезды. Есть несколько сильных спортивных команд, являющихся победителями и призерами многих крупных соревнований. Студенческая жизнь — не только библиотека, нужно еще уметь общаться, развиваться как личность. Для тех, кто пишет прозу или стихи, издаем альманах «Парус», выпускаем студенческую газету. К праздникам обязательно устраиваем концерты. Нам идет 15-й год, но по сумме заработанных дипломов мы уже опережаем многие известные вузы.

    — Вузы конкурируют, приглашая к себе абитуриентов, а когда выпускники устраиваются на работу, помогаете ли вы в этом?

    — Больше 90% выпускников, заканчивая НГИ, получают работу. Чтобы удержать планку на таком высоком уровне, необходимо сделать многое. От каждого преподавателя я требую работы на конечный результат — сделать все, чтобы наших выпускников разбирали «на ура». Мы издаем сборник резюме лучших студентов, который через МАРП рассылаем руководителям сибирских предприятий. На сегодняшний день только в юридическом отделе мэрии работают 10 наших выпускников, причем каждый занял место на конкурсной основе. Большое значение играет учебная практика, у НГИ заключены договоры на ее проведение. Юридический факультет имеет договоры с подразделениями УВД, прокуратуры, судов, службы судебных приставов. Нет проблемы с прохождением практики у экономистов, факультет сотрудничает практически со всеми банками, точно так же обстоят дела на психологическом факультете. Учащиеся вечернего отделения чаще всего трудятся по специальности и просто пишут отчет о выполняемой работе. Продолжение практики — подготовка выпускной квалификационной работы и защита диплома. Трудоустройство очень важно для тех, кто впервые окончил вуз, второе образование можно рассматривать как ступень в дополнительном развитии. У человека формируется интеллект, поэтому при необходимости для него не составляет проблемы перестроиться на другую специальность. Образование не может быть избыточным или напрасным, это одна из составляющих высокого качества жизни.

    630009, г. Новосибирск,
    ул. Советская, 23,
    тел. (383) 218–37–05

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ