Профессия за год

В век скоростных технологий передачи данных обновление знаний происходит стремительно, и чтобы успеть за временем, необходимо периодически учиться. Оптимальным вариантом для расширения кругозора и даже получения новой специальности является профессиональная переподготовка. Но в силу ряда причин второе высшее образование в России продолжает оставаться более популярным, нежели профпереподготовка. Учебные центры ждут изменения ситуации, а правительство РФ делает на профпереподготовку особые ставки в условиях кризиса.

Получение второй специальности быстро и с наименьшими затратами гарантирует профессиональная переподготовка. Как рассказала «СУ» заместитель директора института дополнительного профессионального образования Красноярского государственного аграрного университета Наталья Таран, проведение программ по профессиональной подготовке началось в России в 1995 году, после того как постановлением правительства были прописаны основные положения и понятия данной сферы деятельности.

НА ЛЮБОЙ ВКУС

Профподготовку предлагают многие коммерческие вузы. В институте дополнительного профессионального образования НГТУ можно пройти профпереподготовку по направлениям «Менеджмент», «Экономика и управление на предприятии», «Современный бизнес, экономика и менеджмент» и по президентской программе «Менеджмент организации». «Все программы стабильно пользуются популярностью, а с прошлого года происходит довольно значительный рост количества учащихся по программе «Современный бизнес, экономика и менеджмент», — рассказал «СУ» руководитель института дополнительного профессионального образования НГТУ Владимир Кононов. Стоимость переподготовки здесь колеблется от 20 тыс. до 40 тыс. рублей. Собственные институты и центры переподготовки и повышения квалификации сформированы при Новосибирском госуниверситете и Сибирском университете потребкооперации.

«Для работы на курсах нужны преподаватели, обладающие очень высоким уровнем знаний», — утверждает Вадим ЛеоненкоВ Сибирском университете потребительской кооперации тоже есть Центр дополнительного профессионального образования, который предлагает следующие программы профессиональной переподготовки: «Менеджмент современного предприятия», «Организация бизнеса, учет и налогообложение», «Реклама и маркетинговые коммуникации», «Ресторанный бизнес», «Маркетинг», «Сервис и туризм», «Юриспруденция», «Инновационное предпринимательство» и др.
Руководитель Центра Елена Жораева отметила, что не все предлагаемые Центром ДПО направления востребованы на рынке. Менее популярной является программа «Товароведение и экспертиза качества товаров».

«Рынок меняется очень быстро, и люди, как оказалось, очень чутко реагируют на эти изменения, — рассказал «СУ» заместитель руководителя центра дополнительного образования Томского экономико-юридического института Вадим Леоненко. — У нас каждый год вводятся новые востребованные специальности. Например, в 2006 году самым популярным направлением была «Юриспруденция», и очень хорошо шло направление «Организация ипотечной деятельности в РФ». В 2007 году номером один был «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», на втором месте опять стояла «Организация ипотечной деятельности в РФ», потому что ипотека в то время набирала обороты, а подобного рода образование вряд ли давалось не то что в Сибири, но и во всей России. В этом году лидирующим направлением стала «Юриспруденция в сфере недвижимости», вторым по популярности идет «Бухучет».

В целом Центр реализует более 20 программ профессиональной переподготовки в сферах юриспруденции, экономики и менеджмента. «Наши программы очень слабо пересекаются друг с другом и практически не пересекаются с программами по профпереподготовке остальных томских вузов. Сейчас мы прошли процедуру аккредитации в «Палате налоговых консультантов» (Москва) и будем готовить налоговых консультантов. Стоимость годичного обучения составляет 39 тыс. рублей, стоимость полуторагодичного — чуть больше 60 тыс.», — рассказал Вадим Леоненко.

В Центре профессиональной переподготовки Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) наиболее востребованы «Финансовый и банковский менеджмент», «Менеджмент нефтегазовой отрасли», «Управление персоналом», «Бухучет и аудит». «Однако о росте спроса на ту или иную специальность говорить не приходится, потому что в этом году мы наблюдали спад спроса на профпереподготовку в целом. И в связи с нынешним экономическим положением мы намерены вводить 20-процентную скидку на обучение», — сказал руководитель центра профессиональной переподготовки ТУСУРа Анатолий Семиглазов. Базовая стоимость обучения в зависимости от направления варьируется от 35 тыс. до 50 тыс. рублей.

Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) предлагает профессиональную переподготовку специалистов в области строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства, автотранспортных предприятий. «Так как у нас строительный вуз, в большей степени спросом пользуется профпереподготовка по промышленному и гражданскому строительству. На втором месте по востребованности стоит сметное дело», — рассказала «СУ» заведующая отделом повышения квалификации и подготовки кадров Института непрерывного образования при ТГАСУ Елена Пчелинцева. Стоимость профпереподготовки составляет 40 тыс. рублей в год.

В Алтайском институте повышения квалификации специалистов АПК востребовано три основных направления: «Менеджмент», «Правовое обеспечение деятельности сельхозпредприятий» и «Племенное дело в животноводстве». Об этом сообщил «СУ» ректор института Василий Чижов.

В ЧАСТНЫХ РУКАХ

Помимо подразделений дополнительного образования вузов, рынок услуг по профпереподготовке кадров представлен рядом частных образовательных учреждений. Так, Сибирский межрегиональный образовательный центр (Томск) специализируется на профессиональной переподготовке специалистов по направлениям «Бухгалтерский учет и аудит», «Менеджмент» и «Иностранный язык».

Характерным примером частного образовательного учреждения, имеющего профильную специализацию, является Новосибирский институт консультирования. «Мы работаем по двум специальностям — «Психологическое консультирование», которое введено в 2002 году, и «Менеджмент персонала», преподаваемый с 2007 года. Наиболее востребовано первое направление, потому что наше учреждение начинало именно с него. Стоимость обучения — 3 тыс. рублей в месяц. Кроме того, у нас есть специализации для психологов-профессионалов по разным узким темам, которые стоят около 5,5 тыс. рублей за 30 часов обучения. Полный курс «Психологического консультирования» состоит из 700 часов, а «Менеджмент персонала» — из 504 часов», — рассказал «СУ» ректор института Александр Чистяков.

СЛУШАТЕЛИ

Профпереподготовку проходят не только желающие кардинально поменять профиль деятельности. «Многие, к примеру юристы, которых жизнь каким-то образом вывела из деятельности, для того чтобы восстановить знания, вынуждены повышать квалификацию через программы профпереподготовки. Им хватило бы курсов повышения квалификации. Но курсов, которые бы включали в себя все направления права, а не узкие программы, нет. Повторное обучение юристов стало очень частым явлением», — говорит Наталья Таран.

Еще одна категория слушателей курсов переподготовки, по словам госпожи Таран, — непрофильные специалисты, которым в силу рода их деятельности требуется общая правовая грамотность. Нередки случаи обучения и топ-менеджеров предприятий. «Они работают на том или ином рынке и знают узкую специализацию, а то же трудовое, административное, гражданское законодательство — нет, потому что в целом уровень правовой грамотности населения невелик», — добавляет она.

«Многим специалистам требуются современные знания смежных профессий, к примеру, экономисту или менеджеру сложно обойтись без знаний в области бухгалтерского учета, налогообложения и действующего законодательства.

Другой причиной обращения слушателей к профессиональной переподготовке может быть желание сменить профессию или открыть собственный бизнес. Например, по программам «Менеджмент современного предприятия», «Ресторанный бизнес» у нас были слушатели, которые пришли с целью получения комплексных знаний для открытия собственного дела», — рассказывает Елена Жораева.
«40% людей приходят для своего развития, в основном это те люди, которые идут на «Юриспруденцию». Много частных предпринимателей, которые как вели деятельность, так и продолжают ее вести. Следующие 40% приходят, чтобы по окончании обучения получить возможность карьерного продвижения, перейти на более высокую должность. И процентов 20 слушателей рассчитывают на смену работы. В основном это люди молодые, может быть, они еще не работали по своей специальности», — дает свою статистику Вадим Леоненко. «Еще одна группа слушателей программ профпереподготовки — студенты-очники, обучающиеся на последних курсах. Они хотят получить два диплома, чтобы сманеврировать с поиском работы», — добавляет Анатолий Семиглазов.

ДЕШЕВО И КОРОТКО

Профпереподготовка дает человеку возможность переквалифицироваться, но это ничем не подкрепляется законодательно, утверждает Николай ТаушкановПреподаватели-практики или отличающиеся высочайшим профессионализмом преподаватели, по мнению многих экспертов, — одно из преимуществ профпереподготовки перед другими формами дополнительного образования. «Для работы на курсах профессиональной переподготовки нужны особые преподаватели, обладающие очень высоким уровнем знаний. Обучающиеся, как правило, взрослые люди, с профессиональным и жизненным опытом. Они задают массу вопросов. Кроме того, преподавать приходится практикам, которые сами занимаются тем или иным предметом на протяжении долгого времени. И немногие работающие со студентами-очниками преподаватели решаются работать по программам дополнительного образования», — утверждает Вадим Леоненко. «Больше половины наших лекторов — люди, которые добились максимальных результатов в той деятельности, которая изучается», — комментирует ситуацию с преподавательским составом Василий Чижов.

Такая же практика и в центре дополнительного образования Томского экономико-юридического института: «50% наших преподавателей — теоретики из нашего вуза и других томских учебных заведений, а остальные 50% — практики, люди, работающие в различных комитетах администрации, в судах, других учреждениях», — добавляет Вадим Леоненко.

Весомым плюсом и преимуществом программ профпереподготовки перед другими видами дополнительного образования является соотношение сроков обучения и стоимости. «Программы профпереподготовки насыщенны только специальными дисциплинами, которые необходимы для профессиональной деятельности. В них нет ничего дополнительного, лишнего, никакой воды. В них все направлено на получение компетенций, которые человеку необходимы при деятельности в конкретной сфере, чтобы он не только имел знания, но и умел работать», — говорит Владимир Кононов. «Второе высшее образование получают в течение нескольких лет, и оно в несколько раз дороже профпереподготовки, кроме этого, если кому-то нужно просто документальное подтверждение знаний по профессии, по которой он работает, тратить на это 3–4 года не стоит», — считает Анатолий Семиглазов.

«Второе высшее образование дается минимум за 3,5 года, а профпереподготовка обычно длится год. При втором высшем, как правило, людям прочитывают некоторое количество лекций, а дальше они учатся вместе со студентами-очниками. А от такого обучения слушатели фактически ничего не приобретают, — утверждает Вадим Леоненко. — В такой ситуации студентам, которые являются практически вчерашними школьниками, и людям, которым обычно за 30, приходится слушать одно и то же. Но ведь для них нужны совершенно разные методики преподавания. И взрослые люди, которые посещают занятия вместе со студентами, обычно не понимают, что они вообще там делают».

При этом стоимость второго высшего образования практически сопоставима со стоимостью первого, и суммы здесь отнюдь не маленькие. В этом, по мнению господина Леоненко, причина недостаточной развитости системы профпереподготовки.

«Это дешево и коротко. И это должно быть востребовано населением. Однако больше востребовано второе высшее образование. И вузы его активно развивают и пропагандируют. Дело в том, что «коротко и дешево» — для вуза невыгодно. Собирается группа, которая учится только год и для которой организовывается самостоятельный учебный процесс. Но группы обычно маленькие, и вуз получает совсем небольшую прибыль», — объясняет разницу в формах дополнительного образования Вадим Леоненко.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что не только для вуза невыгодны курсы переподготовки, они указывают на минусы и для обучающихся. «Профессиональная переподготовка по своему содержанию дает человеку, имеющему высшее образование, возможность переквалифицироваться, но это ничем не подкрепляется законодательно. И достаточным для смены профиля деятельности будет прохождение профпереподготовки или нет, зависит от работодателя», — говорит директор Института переподготовки специалистов Сибирской академии госслужбы Николай Таушканов.

Дело в том, что после курса профпереподготовки (свыше 500 часов) учащемуся выдается диплом государственного образца, дающий право заниматься видом деятельности, по которому проходила профпереподготовка. То есть эти программы не дают квалификацию и специальность, и в дипломе прописано «право заниматься видом деятельности», что не очень высоко котируется на рынке.

Диплом, в котором человеку присваивается дополнительная квалификация, выдается после окончания обучения профпереподготовки объемом от 1000 часов. Но здесь есть другая проблема. «Программы от 500 часов — единственный вид обучения, на который нет госстандарта. То есть образовательные центры могут сами разработать направление, написать программу, лицензировать ее. И это дает свободу деятельности, потому что можно очень быстро реагировать на рынок труда, вводя актуальные направления», — рассказывает Вадим Леоненко. А на профпереподготовку от 1000 часов госстандарт есть. Специальности имеют точные названия и учебные планы, менять которые нельзя.

ПЕРСПЕКТИВЫ

«В обществе очень сильны стереотипы: второе высшее образование ценится больше, потому что выдается диплом о высшем образовании, который многие получают для солидности», — рассуждает Вадим Леоненко.

С ним соглашается Николай Таушканов: «В нашей стране сфера дополнительного профессионального образования относительно хорошо развита в госсекторе, потому что повышение квалификации раз в три года является обязательным. В других же отраслях таких нормативных требований нет. И если люди из негосударственного сектора задумываются о дополнительном образовании, их больше интересует второе высшее образование или высшее образование на базе техникума в сокращенные сроки, потому что это солиднее. Кроме того, наблюдается остаточное советское отношение к повышению квалификации, мол, ее проходят «для галочки». Хотя все больше людей приходит на профпереподготовку осознанно». Однако господин Леоненко полагает, что в будущем отношение к профессиональной переподготовке должно измениться и что сейчас создаются условия для ее активного развития.

Исходя из некоторых высказываний чиновников, на профпереподготовку делается определенная ставка в связи с кризисом. На «правительственном часе» в Государственной думе 20 ноября замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев сказал: «Реструктуризация промышленных предприятий приведет к массовому высвобождению трудовых ресурсов. Государство должно помочь с организацией профессиональной переподготовки кадров. В настоящее время в Министерстве разрабатывается проект соответствующей ведомственной целевой программы (ВЦП. — «СУ»)».

Другой заместитель министра промышленности и торговли — Станислав Наумов отметил, что программа по подготовке и переподготовке кадров может стать одним из инструментов реализации Стратегии развития розничной торговли (разрабатывается Минпромторга): «В рамках ВЦП могут быть упорядочены подходы, связанные с разработкой профессиональных стандартов, поскольку от них можно делать шаг в сторону преподавательских стандартов и говорить о качестве высшего образования в сфере торговли», — сказал он на конференции 17 ноября.

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов советует сконцентрировать внимание на работе служб занятости в плане профпереподготовки: «Есть опасность, что имеющиеся институты управления занятостью в силу неразвитости могут не справиться со своими задачами. Их нужно в срочном порядке поддержать, выделив приоритетные направления такой поддержки. В частности, поддержать в плане усовершенствования системы профессиональной переподготовки рабочих и менеджеров тех отраслей, которых коснется кризис».

Мнения же экспертов относительно роста спроса на профпереподготовку в условиях кризиса разделились. «Я думаю, сейчас люди немного придут в себя, начнут привыкать к изменившимся условиям, станут искать новые источники дохода, и вполне вероятно, многим потребуется профпереподготовка», — считает Анатолий Семиглазов.

С ним соглашается Александр Чистяков: «В связи с происходящими событиями спрос на психологическое консультирование вырастет, потому что практикующий психолог гораздо более свободен, нежели менеджер».

А вот Николай Таушканов сомневается в том, что кризис подстегнет спрос на профпереподготовку. «Я работаю в этой сфере с 1992 года и не могу сказать, что в период кризисов наблюдался всплеск интереса к профессиональной переподготовке», — утверждает он.

«Ожидается повышение спроса на профпереподготовку с точки зрения службы занятости. Сейчас много людей пойдет регистрироваться в качестве безработных. А служба занятости часто направляет людей переучиваться по востребованным специальностям», — рассуждает Владимир Кононов. Отчасти это предположение подтверждает начальник отдела организации профессионального обучения Центра занятости населения города Новосибирска Светлана Климова: «Из всех регистрируемых у нас людей с высшим образованием примерно 40% проходят профпереподготовку».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ