Керамзитовый завод к развитию готов

    Актуальная тема — промышленность

    Власти Красноярского края не готовы поддержать развитие единственного в Восточной Сибири производителя керамзита — Ачинского керамзитового завода, так считает генеральный директор предприятия Евгений Токарев. По его словам, это может привести не только к потере лидирующих позиций предприятия в этом секторе рынка базовых строительных материалов, но и к дополнительному росту цен на жилье в регионе.

    Несмотря на то что в Красноярском крае, по оценкам властей, строительный комплекс находится на подъеме, проблем в нем немало. В первую очередь это отставание в производстве базовых строительных материалов от потребностей компаний-застройщиков. Нехватку цемента сегодня ощущают в пик строительного сезона практически все компании-застройщики, кроме, пожалуй, самых крупных. Не зря заместитель губернатора края Николай Глушков, курирующий строительный комплекс, с энтузиазмом отреагировал на ввод в эксплуатацию первой линии восстановленного на Ачинском глиноземном комбинате цементного завода мощностью 700 тыс. тонн продукции в год. Это событие сделало краевого чиновника, по его собственному признанию, счастливым. Однако для решения масштабных задач по ускоренному возведению жилья и объектов соцкультбыта не менее важно достаточное производство керамзита, являющегося сырьем для крупнопанельного домостроения. И вот с этим материалом в крае явно назревает дефицит.

    Как бы мы ни оценивали достоинства и, главным образом, недостатки панельных домов, следует признать честно: ближайшие 10–15 лет их будут строить. А раз так, то еще долгие годы будет повышенная нужда не только в цементе, но и в керамзите, который производит ООО «Керамзитовый завод» в Ачинске.

    Завод существует более 40 лет, пережил, как большинство предприятий стройиндустрии, затяжной и глубокий кризис и только два года назад начал восстанавливаться. Около 40 млн рублей потребовалось частным инвесторам на то, чтобы возобновить производственный процесс на первой печи, реконструировать вторую и подготовить ее к запуску, наладить изготовление не только керамзита, но и керамзитобетонных блоков, малых бетонных изделий.

    Как отмечает генеральный директор ООО «Керамзитовый завод» Евгений Токарев, рынок строительных материалов отреагировал на возвращение предприятия к активной деятельности повышенным спросом на его продукцию. До пуска в эксплуатацию второй печи первая работала с полной нагрузкой — все 6,5 тыс. кубометров, выпускаемых на ней ежемесячно, нашли своего потребителя. В их числе самые крупные строительные компании Красноярского края: ООО «Стройтехника» закрывает потребности своего завода крупнопанельного домостроения, одного из крупнейших в регионе, исключительно ачинским керамзитом. Компании «Сибиряк», «Кульбытстрой», «Енисейлесстрой», «Сибирский элемент», «Сибагропромстрой», «Монолитжилстрой» — таков неполный перечень постоянных потребителей продукции Ачинского керамзитового завода. Ее покупают строители Иркутска, Северобайкальска, Комсомольска-на-Амуре…

    Специалисты прогнозируют, что существенный рост потребностей в этом материале уже в ближайшие годы будет связан и с развитием нефтегазового комплекса в Восточной Сибири, строительством трубопроводной транспортной инфраструктуры. Нефтяники используют керамзит при обустройстве скважин как материал, имеющий высокие абсорбирующие свойства, благодаря чему снижается риск негативного воздействия на окружающую среду разливов нефти. Применяется керамзит в качестве теплоизоляционного материала на нефте- и газоперекачивающих станциях.

    При этом у Ачинского керамзитового завода есть ряд преимуществ перед крайне немногочисленными аналогичными предприятиями, работающими на территории СФО — Томским и Абаканским заводами, — хотя бы потому, что ачинский находится ближе к точкам реализации восточносибирских нефтегазовых проектов, что уменьшает протяженность транспортного плеча и снижает расходы на транспортировку.

    Однако сегодня руководство предприятия, несмотря на открывшиеся перспективы, настроено довольно критично. По словам Евгения Токарева, эффективно использовать сложившуюся благоприятную конъюнктуру можно только интенсивно наращивая производство: «Мы реконструировали вторую печь, готовы взяться за восстановление третьей, а затем запустить и четвертую, но на это нужны десятки миллионов рублей. Только тогда мы сможем сохранить свой приоритет в этом секторе стройиндустрии и сдержим попытки экспансии наших коллег — томичей и абаканцев».

    На предприятии разработана концепция развития, предполагающая увеличение выпуска керамзита к 2012 году в четыре раза, расширение численного состава работников вдвое, объемов налоговых отчислений увеличится в четыре раза. Ее стоимость — 57 млн рублей. Но для реализации этой программы нужны средства и поддержка краевых властей.

    «Вот последнего, несмотря на очевидную для региона выгоду развития предприятия, мы пока не получили, — сетует господин Токарев. — Найти кредитные ресурсы реально действующему, имеющему платежеспособный спрос на свою продукцию предприятию не составляет большого труда. Однако надо отдавать себе отчет: кредит естественным образом повысит стоимость нашего продукта, являющегося сырьем для изготовления железобетонных конструкций, а дальше по цепочке — возрастет цена сборного железобетона, что повлечет за собой рост стоимости квадратного метра жилья. При этом, на наш взгляд, у краевых властей, к которым мы уже обращались, достаточно возможностей и рычагов, чтобы помочь первому звену в индустриальной цепочке и за счет этого хоть в какой-то степени оказать сдерживающее воздействие на рост цен на строительном рынке. Другое дело, что мы пока не нашли понимания у властей».

    Сегодня емкость рынка в крае — 9 тыс. кубометров керамзита ежемесячно. Ачинский завод поставляет 4,5 тыс., остальной объем «закрывают» томский и абаканский заводы. Пуск в эксплуатацию второй печи позволит ачинцам в два раза увеличить объем производства, но и этого рынку уже скоро будет недостаточно, поскольку его потребности постоянно растут, в отдельных сегментах — в геометрической прогрессии. Сегодня ачинский завод старается использовать шанс для того, чтобы сохранить лидирующие позиции в этом секторе рынка, что в равной степени выгодно самому предприятию, региону его присутствия и потребителям в разных отраслях промышленности.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ