Актуальная тема интервью
17 октября 2007 года исполнилось пять лет со дня первой инаугурации губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. За это время регион преобразился как в социально-экономической сфере, так и в политической. Об итогах своей работы на посту главы региона, а также о личной стратегии успеха в интервью корреспонденту «СУ» ДМИТРИЮ МАРМЫШЕВУ рассказал губернатор Красноярского края АЛЕКСАНДР ХЛОПОНИН.
Александр Геннадиевич, перед уходом во власть вы долгое время работали в бизнесе. Чем отличается работа управленца в крупной корпорации и во властных структурах? Можно ли, что называется, сравнить Красноярский край с крупной корпорацией?
Я, наоборот, каждый раз подчеркиваю: край это не корпорация. И когда в нашу команду приходит новый человек, я первым делом ему именно об этом говорю. У государства и у бизнеса разные задачи и разные категории оценки эффективности. Задача корпорации получение прибыли, государства повышение качества жизни людей.
У нас в администрации не только я один пришел на работу из бизнеса, таких людей немало. Знаю одно: мне мой опыт работы пригодился, но сказать, что я просто сменил одну корпорацию на другую, не могу. Абсолютно точно, это был самый сложный период в моей жизни. Конечно, у меня был опыт аналогичной работы на Таймыре, был опыт руководства крупнейшим промышленным предприятием, но Красноярский край совсем другой масштаб. Гораздо сложнее и гораздо больше ответственности. Но невероятно интересно работать именно это являлось и является для меня основным стимулом.
Если сегодня подвести предварительные итоги вашей деятельности на посту губернатора, то какие проекты войдут в этот список?
В этот список войдет все, что нам удалось сделать. Конечно, за эти годы нам удалось запустить множество крупных экономических проектов, по масштабам сравнимых разве что с проектами времен косыгинской индустриализации 70-х годов. А были и проекты гораздо меньше, которые и в масштабах края-то не особо заметны. Ну, школу где-то открыли, где-то больницу реконструировали, и так далее. Пара газет об этом один раз написала и забыли. А это же и есть самое главное, для этого мы и работаем. И именно такие события в большей степени влияют на жизнь людей.
За время вашего правления в Красноярске был создан Сибирский федеральный университет. При этом на создание у себя национального университета претендовали Новосибирск и Томск. Как вам удалось добиться создания университета именно в Красноярске? Помогли ли вам ваши лоббистские возможности на федеральном уровне?
Я бы не стал все наши успехи объяснять какими-то особыми лоббистскими возможностями. Это миф. Видимо, распространенный. А реально мы просто научились чуть лучше работать на уровне правительства. Мы не бегаем по кабинетам, не выпрашиваем, не уговариваем. Мы приходим с готовыми проектами, которые полностью просчитаны, мотивированы. Потому и получаем поддержку. И в этом заслуга не только губернатора, а всех тех людей, которые принимают участие в разработке программ и проектов.
Перед тем как вы пришли на пост губернатора, в Красноярском крае шло жесткое противостояние местных элит по линии исполнительной власти и законодательной власти. Как вам удалось консолидировать элиты?
В кабинете я наемный работник, после работы можно быть и политиком. С первого дня своей работы в должности губернатора я придерживался одного простого правила. Я губернатор, и я управленец, а не политик. А все остальные жители края и мои коллеги. Сначала конкретная работа, а потом уже политические споры.
Я пытался быть искренним с депутатами и представителями политических партий и не занимался популистскими проектами. Возможно, именно такое отношение они оценили, стали мне доверять. Началась нормальная работа.
Я не могу сказать, что сегодня в политической жизни края совсем уж все спокойно тишь да гладь. Очень много и проблем, и споров, но главного принципа придерживаются все сначала дело, а потом политика.
На выборах 2002 года вашим главным политическим оппонентом был спикер Законодательного собрания Александр Усс. После вашего прихода к власти в Красноярском крае не было ли у вас желания, что называется, отодвинуть с политической арены вашего главного политического оппонента?
Выборы это всегда шоу, какими бы драматичными они ни были, но рано или поздно они заканчиваются, и наступает время работать. Александр Викторович был для меня именно оппонентом, но никак не врагом. Он очень серьезный и ответственный человек. Когда выборная кампания закончилась, перед нами стоял вопрос, как жить дальше. Нужно было работать, ситуация в крае тогда была очень тяжелой. И я могу совершенно точно сказать, что в политической консолидации, о которой мы говорили, Александр Викторович сыграл одну из важных ролей.
По каким критериям вы сформировали свою команду? Что для вас важнее личная преданность члена команды или его профессиональные качества?
Словосочетание «личная преданность» мне категорически не нравится. Византия какая-то! Я ведь не придворных набирал, а специалистов, которым предстояло решать сложнейшие управленческие задачи. Есть законы, определенные нормы поведения, корпоративная этика, наконец. Им просто надо следовать.
В действующей администрации края сейчас трудятся десятки людей, которые на последних выборах губернатора работали (и весьма неплохо!) против меня. После того как политические страсти улеглись, я пригласил их сотрудничать. Сейчас они так же хорошо работают на благо Красноярского края.
Высокая квалификация, способность принимать взвешенные, точные решения, твердо и последовательно выполнять поставленные задачи для меня важнее личной преданности.
Считаете ли вы себя амбициозным политиком? Приходилось ли вам будучи губернатором поступаться принципами? И насколько вообще личные принципы совместимы с работой чиновника?
Амбиции, а если точнее, желание быть лучшим в своем деле один из главных двигателей прогресса. Человечество до сих пор жило бы в пещерах, если бы люди не стремились раздвинуть рамки своих возможностей. Другой вопрос какую цель ты перед собой ставишь и на что ты готов ради ее достижения.
Политиков в России, да и в других странах, считают людьми беспринципными. К сожалению, довольно часто это правда. Однако мне кажется, что время таких политиков уже на исходе. Я работаю губернатором Красноярского края уже пять лет, и поэтому могу говорить об этом уверенно.
За эти годы мы провели немало чрезвычайно важных решений. При этом нам не пришлось поступаться своими принципами. Наоборот мы всегда последовательно отстаивали свою позицию, позицию Красноярского края.
А насчет совместимости работы чиновника и личных принципов Порядочный человек порядочен независимо от рода его деятельности. Подавляющее большинство специалистов, работающих в органах исполнительной власти Красноярского края, честные люди, которые стараются добросовестно выполнять свою работу.
В Красноярском крае никто не требует, чтобы наши чиновники меняли свои политические взгляды или личное мировоззрение делай свое дело на совесть, работай так, чтобы людям на твоей территории жилось комфортно. Тогда вопрос: «А вы за кого, гражданин? За белых или за красных?» даже не возникнет.
Весной этого года было объявлено о возможности создания в Красноярском крае регионального правительства. Изучали ли вы опыт других регионов в формировании региональных правительств (в частности, Омской области)? Какие новые возможности для Красноярского края даст создание этого нового органа власти? Определились ли вы с кандидатурами на пост главы правительства?
Красноярский край ставит перед собой действительно масштабные, стратегические задачи. Для их решения необходима эффективная и ответственная власть, способная работать точно, уверенно, а если надо и жестко. Мы рассчитываем до конца 2007 года принять Устав объединенного Красноярского края и сформировать свое правительство.
Дело не в замене вывесок, хотя управленцы из края, входящего в десятку самых мощных регионов России, имеют право рассчитывать на повышение своего статуса. Главная задача всех этих преобразований усилить взаимодействие между различными ведомствами и в конечном итоге повысить эффективность работы органов исполнительной власти на территории.
Все проекты, которые мы сейчас реализуем инвестиционные, социальные, в области культуры или спорта, требуют объемного планирования и жесткой координации усилий самых разных ведомств. В действующей администрации Красноярского края достаточно грамотных, хорошо подготовленных специалистов, однако руководители отдельных блоков и направлений стали слишком замыкаться в своих управленческих «шахтах», перестали видеть общую перспективу.
В итоге люди ждут от нас решительных действий, а у нас как в известной пословице: «У семи нянек дитя без глаза». Ведомственная разобщенность наносит вполне ощутимый вред и снижает авторитет власти.
В правительстве края будет повышено качество подготовки экономических и социальных проектов, усилены контроль за выполнением принятых решений и мера ответственности за неэффективное управление.
Мы, конечно же, изучили опыт наших коллег из других регионов. Некоторые решения нам показались интересными. О том, кто станет главой правительства Красноярского края, мы вам обязательно расскажем. Чуть позже.
Что является основной движущей силой вашей карьеры? Связи? Образование? Личные качества? Какие? Можете ли вы сказать, что сделали себя сами?
Мой отец был карьерным дипломатом, однако ни во время моего поступления в Московский финансовый институт, ни после его окончания семья мне не помогала какими-то специальными своими возможностями. И отец, и мама рано остались сиротами (война!), и поэтому считали, что настоящий человек, а уж тем более мужчина, должен сам строить свою жизнь. Хотя на их поддержку и советы я всегда рассчитываю.
То же самое могу сказать и про своих однокурсников. Мы вместе учились, работали, со многими до сих пор дружим, но интересы дела всегда на первом месте.
Про мой характер и привычки вам пусть расскажут мои сотрудники. Одно могу сказать твердо: хорошее образование, личные качества, способность оказаться в нужном месте в нужное время плюс немного удачи это составные части любой карьеры.
Александр Геннадиевич Хлопонин родился 6 марта 1965 года в городе Коломбо (Цейлон) в семье переводчика советского торгового представительства. Окончил факультет
международной экономики Московского финансового института.
1989 г. ведущий специалист Внешэкономбанка СССР.
1992 г. заместитель, а затем первый заместитель председателя
правления ЗАО «АКБ «Международная финансовая компания».
1994 г. председатель правления банка «МФК».
1996 г. президент банка «МФК».
Май 1996 г. и. о. председателя правления ОАО «Российское акционерное общество по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель».
Июнь 1996 г. избран членом совета директоров РАО «Норильский никель», назначен генеральным директором и председателем правления РАО.
Март 1997 г. член Совета эмитентов при Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).
1998 г. член совета директоров ОАО «Кольская горно-металлургическая компания».
Июнь 1999 г. вновь введен в состав совета директоров РАО «Норильский никель».
28 января 2001 г. избран губернатором Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Декабрь 2001 г. возглавил общекраевой список объединения «Региональная общественная организация политическая партия «Северная партия» на выборах депутатов
Законодательного собрания Красноярского края, но позже от мандата отказался.
После трагической гибели Александра Лебедя выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Красноярского края. В ходе первого тура голосования в сентябре 2002 года получил 25,22% голосов избирателей и вышел во второй тур вместе со спикером краевого Законодательного собрания Александром Уссом, за которого проголосовали 27,63%. Во втором туре выборов победил с разницей в голосах 48% против 42%.
Вступил в должность губернатора края 17 октября 2002 г. 4 июня 2007 г. Законодательное собрание региона утвердило кандидатуру Хлопонина на посту губернатора Красноярского края на второй срок.