Карьера личный опыт
Олег Ионко сделал карьеру совершенно по-западному: от кассира первой в Новосибирске американской пиццерии, в которую он пришел вчерашним школьником, до генерального директора управляющей компании «Ресторатор», входящей в топ-лист сибирского ресторанного бизнеса. Об особенностях «карьеростроения» в концептуальном общепите ОЛЕГ ИОНКО рассказал корреспонденту «СУ» ИГОРЮ СМОЛЬНИКОВУ.

Олег, по ритму вашей карьеры получается, что ваше профессиональное становление шло практически одновременно с университетской учебой. Мой расчет верен?
Да, почти. В первой пиццерии Эрика Шогрена я работал с первого дня ее существования с 9 августа 1996 года. А потом все же была пауза, связанная с университетом. Но уже после второго курса я вернулся в NEW YORK PIZZA в качестве менеджера по общим вопросам.
А когда начался «взлет»?
Наверное, в 1998-м с разделения бизнеса с Эриком Шогреном. Изначально NEW YORK PIZZA была проектом совместным, русско-американским. 50% принадлежало американской стороне, 50% российской. Затем взгляды на развитие компании разошлись, поэтому было принято решение мирно расстаться. В мае 1998-го так и случилось. На тот момент существовало пять действующих предприятий, одно было на стадии открытия. Все было поделено пополам нам отошло три заведения, и Эрику три. По предложению акционеров, я возглавил российскую «половину». После чего мы, конкурируя, параллельно развивались. В 1999-м выбрали основным направлением развития гриль-бары. Ниша пустовала, и мы решили попробовать себя в этом деле. Первый бар «Вестерн» открыли в универмаге «Юбилейный»: сугубо спальное место, 4-й микрорайон, бар локального значения. Он до сих пор обладает умеренной рентабельностью, приносит прибыль. Бар был пробным шаром, а сенсацией стал наш второй бар «Гараж» на Кропоткина. С тех пор портфель проектов рос практически постоянно. PEOPLE’S, «Депо», China Town, BEER MUG, «СолнцеПек», «Ангар», «Банзай», NEW YORK PIZZA Novosibirsk все это наши бренды.
Какова карьерная динамика общепита по сравнению с другими сферами?
Я никогда не рассматривал науку как сферу карьерного роста. В то время, когда я заканчивал экономический факультет НГУ, ситуация была именно такова. Пожалуй, лишь на первом курсе были какие-то иллюзии на этот счет. Поначалу мне были интересны финансовые услуги, банковский сектор. То есть выбор стоял между общепитом и банком, я получил предложение как раз из банковской сферы. Предложение от банка я получил тогда, когда уже год отработал в NEW YORK PIZZA. Сибакадембанк тогда как раз спонсировал двухступенчатый конкурс среди выпускников экономфака НГУ. Первым его этапом была деловая игра, вторым собеседование. Я выиграл этот конкурс, и Игорь Ким, возглавлявший в ту пору Сибакадембанк, сделал мне конкретное предложение позвал в валютный отдел.
Тяжело было выбирать?

С выбором я неделю мучился. Зато сейчас не жалею. Да, мне было интересно участвовать в сибакадембанковском конкурсе, импонировало, что серьезный банкир делает карьерное предложение мне, студенту. Мне кажется, что сфера услуг, ресторанное дело направление более перспективное. Выбор легко делать, когда отрасль растущая. Как правило, профессионалов для такой растущей отрасли нет на рынке труда, многие регламенты открыты, велика доля самостоятельности. Такая среда мне интересна в эмоциональном плане. В банке же эмоциональная среда более инертная, более «плоскостная». Мы с Игорем Кимом проговорили час или полтора, и он честно сказал, что работа в банке жестко технологичная, матричная, без всякого отвлечения на «полеты и прожекты». Меня это уточнение как раз и «осекло». Я понял, что быть одной из шестеренок мне точно не хочется. Думаю, психологически я больше подхожу именно ресторанному делу я достаточно эмоционален, общителен. Тут много общения, позитива. Не случайно же в серьезном ресторанном деле слово «гость» более предпочтительно, нежели нейтрально-безличное «клиент». Тут ритм жизни лучше чувствуешь, нагляднее ощущаешь результат. В банковском деле и труд, и его плоды в определенном смысле виртуальны, а у ресторатора все «живьем». Мне это нравилось изначально, мне это нравится и сейчас, когда компания «Ресторатор» превратилась в бизнес-машину, тиражирующую проекты.
Наверняка вы в процессе выбора делали детальные сравнения того и другого варианта. Поделитесь выводами.
В ресторанном деле барьер входа меньше. Теоретически сейчас любой человек, владеющий 10 млн рублей, может стать ресторатором. А чтобы открыть, к примеру, банк, нужна сумма значительно большая, чтобы хоть как-то быть заметным в этой обойме. К тому же центростремительные процессы, процессы глобализации здесь не столь механистичны и тотальны. Если не брать в расчет фаст-фуд, то в секторе casual dining нет автоматического перевеса «пришельцев». Таким образом, не факт, что новосибирский ресторатор обязательно проиграет москвичу или человеку из Нью-Йорка. Мне кажется, в нашем секторе проще думать про будущее, оно здесь более «долгоиграющее». Перспективы банка понятны сформировать розничную сеть, чтобы потом ее продать «под бренд» московский или международный. В общепите же есть возможность идти своим путем, оставаться собой, сохранять бизнес-ego. Что мы, собственно говоря, и делаем. Да, тут нет 100%-но новых идей все «мониторят» проекты собратьев, компилируя и допридумывая. Но то, что получается в итоге этого, вполне творческого процесса, как правило, вполне индивидуальный объект, это бренд, стоимость которого растет по мере тиражирования площадок.
Ваша карьера практически идеально ложится в классическую американскую success story от «низкого старта» после школы, от должности кассира до топ-менеджмента. А есть ли в этом сюжете типично местный компонент?
Этот компонент удаленность от Москвы. Совпали сюжетные нюансы амбициозная компания на пустом рынке, отсутствие менеджеров. В Москве даже в ту пору «ассортимент» менеджеров был больше, и конкуренция острее. Я не так уж много знаю в Новосибирске подобных историй: чтобы люди с должности кассира «добрались» до совета акционеров. Возможно, мне повезло со временем и местом.
Одно время даже в бизнес-прессе доказывалась несущественность высшего образования. Мол, талант и без «корочек» пробьется, главное практика Насколько вы с этим согласны?

Абсолютно не согласен. Прелесть НГУ даже не в том, что он погружает людей в мир фундаментальной науки. Он учит перерабатывать информацию, дает технологии контакта с миром. Так что НГУ вовсе не башня из слоновой кости. Мне один афоризм нравится: «Наличие диплома ни о чем не говорит, зато его отсутствие говорит о многом». Неважно, какой это вуз технический университет, академия народного хозяйства или НГУ. «Судьбоносным» тут становится вопрос, как ты учился учиться. Я, к слову, после 10-й школы пришел в университет с большим апломбом. Вера в собственную исключительность вообще типична для детей из спецшкол: в детстве каждый из них звезда своей школы, а в университете приходит понимание, что тут они, как говорится, изюминка в ящике изюма. И не исключительны они, и покруче есть. Например, студенческое соседство с выпускниками физико-математической школы очень отрезвляет. Дают тебе задание решить уравнение с помощью математической индукции. «А что такое матиндукция?» наивно спрашиваешь ты. И половина группы на тебя с интересом смотрит: для них, победителей олимпиад и «фэмэшат», матиндукция что-то из разряда азбучных истин. Но в твоей-то школе этого не проходили, при том что она «вся такая звездная». Этого вообще в школах не проходят.
В общем, культурный шок. Но шок продуктивный развивающий критичность мышления и бодрящий. Университет дает возможность помериться силами с потенциальными лидерами. Я это с особой уверенностью говорю, поскольку знаю success stories своих одногруппников у всех очень хороший карьерный рост. Большая часть живет или в Москве, или за рубежом. Большая часть работает или руководителями, или советниками, или консультантами. В общем, они нашли работу, адекватную своему образовательному багажу, и в этих сферах добились больших успехов.
Какова в багаже экономфака доля практических навыков относительно общих и академических знаний?
Треть. В основном в сфере экономики. На экономфаке НГУ было много отвлеченной математики. Математика это механизм развития мозгов. Прикладных моделей для рыночной экономики там не давалось. При этом там есть панорамность взгляда. Да, в «нархозе» учат работать с деталями, учат частностям. Зато в НГУ учат видеть панораму вид сверху, так сказать. Потому некоторые вещи становятся интересными, привлекательными уже по ходу дела. Например, макроэкономика на втором-третьем курсах кажется предметом весьма отвлеченным и от жизни далеким. Зато сейчас ты понимаешь, что эти знания открывают тебе глаза. Ты более плодотворно читаешь деловую прессу, лучше видишь контексты, легче идешь от общего к частному.
Вы имели возможность погрузиться в американскую систему менеджмента. Насколько эти впечатления продуктивны сейчас?
Начнем с того, что между россиянами и американцами различий множество. Примерно также различны меж собой подросток и взрослый.
Кто в этой сравнительной паре олицетворяет подростка?
Как это ни обидно, но, кажется, Россия. Не в цивилизационном смысле (исторический возраст наших наций вообще несопоставим), а в плане трудовых мотиваций, самодисциплины. Нашим людям советский период привил подход «чем меньше ты работаешь, тем больше отдыхаешь».
Это как мечта троечников о школе с преобладанием каникул. И чтоб уроков не задавали

Да, пожалуй. Нередко этот фантом как-то подспудно перетекает во взрослую жизнь под именами «работа не бей лежачего», «халявная работа». Какое соотношение труда и отдыха устанавливает конкретный человек, зависит от его убеждений. Но мечта работать поменьше, а отдыхать побольше неизбывна. У американцев подход другой, другой принцип разделения работы и отдыха: они отводят под то и другое строго высчитанный процент жизни. И уж если отдыхают, то в полную силу. Зато «расслабляться по ходу дела у них не принято». Например, американцу совершенно непонятна русская реалия «перекур». А еще удивительнее ему, что этот самый perekur нужно устраивать через каждый час работы, через 30 минут. Я не так уж много американских менеджеров видел, но от работы с Эриком Шогреном впечатления достаточно репрезентативные. У него совсем другой уровень энергетики, постоянная нацеленность на результат. Наши работали «от звонка до звонка», Эрик пока задача не будет выполнена.
Думаю, энергетика цели это самый сложный компонент бизнес-культуры. Остальным навыкам человека можно обучить быстро это «механика». А вот воспитать в себе иной, более продуктивный жизненный ритм это куда сложнее. Это поколениями вырабатывалось. У нас ведь совсем еще недавно считали торговлю аморальным занятием, написать в сочинении простую фразу «Моя мама работает продавцом в магазине» не каждый ребенок отваживался, предпочитая уклончивые формулировки. На Западе же в этом нет ничего постыдного.
Там человек, например, может с гордостью сказать: «Три поколения нашей семьи работали продавцами в парфюмерной секции универмага «Сакс». И это будет воспринято с непритворным почтением.
Это логично для «взрослой» экономической системы, которая уже вросла и в повседневную, бытовую культуру, в уклад жизни. А у нас ведь нормальные отношения собственников и наемных менеджеров всего 20 лет назад начали складываться. В обществе еще полно постсоветских фобий, обид, иллюзий. Думаю, ситуация полностью выправится еще лет через 20. Но если есть возможность погрузиться в другую, более продвинутую бизнес-культуру, этим нужно пользоваться. И как можно раньше. Мне контакт с американским менеджментом точно пригодился.
К слову, как в «Рестораторе» обстоит дело с пресловутой «культурой перекура»?
Никаких установок на этот счет нет. Сам я, кстати, не курю, но не тешу себя иллюзией, что перекуры можно изжить. А вот манера «размазывать» отдых по рабочему дню меня бесит. Чашка кофе на рабочем столе деталь, которая меня раздражает.
А как же уют и все такое?
Уют должен быть в кафетерии, в холле, наконец. В офисе человек, бродящий с чашкой кофе, действует на других деморализующе. Я не аскет, не спартанец, но считаю, что на рабочем пространстве все должно быть функционально. Потому и кабинет у меня функциональный. Помните кабинеты «красных директоров»? Такие, с полированным ДСП на стенах. Огромный стол-язык и много-много стульев. И графин. Так вот, мой кабинет полная противоположность. Никаких графинов, и стульев столько, сколько людей бывает в этом кабинете. Ни стулом больше. Пространство ведь тоже имеет психологическое значение. Мне в этом смысле нравится решение рабочего пространства в офисах IKEA. Там уют есть, но он в акцентах. Он не убаюкивающий. В кабинетах IKEA можно представить жалюзи с цветочным рисунком, но будуарных финтифлюшек там точно не увидишь. Кстати, мне шведская корпоративная культура даже ближе, чем американская. Они работают основательно, но это не роботы. Не знаю, как в Японии, еще не был, но верх «офисизма», по-моему, царит именно там. Сужу по рассказам людей, которые там были. До японской стадии доходить не хочется, но в вопросе перекуров и кофе я за офисный минимализм. Зато на том, что нужно для дела, экономить нельзя.
У людей, прошедших карьерную лестницу снизу доверху, нередко формируется привычка вникать во все, в мельчайшие аспекты работы компании. Одни с этим синдромом борются, сетуя на его утомительность, другие нет. А как вы к этому относитесь?
Трепетно, наверное. Честно признаюсь, делегировать полномочия не так уж легко как будто от себя что-то отрываешь. Когда я начинал в роли руководителя (у нас тогда было три предприятия), я действительно знал все нюансы и как печь ремонтировать, и как двигатель в ней менять. Потом, по мере роста компании, появились коллеги, взявшие эти функции на себя. Но общее представление по многим вопросам у меня до сих пор есть я, как говорится, в теме. Впрочем, приоритет осведомленности у меня такой: я главным образом стараюсь вникать в вопросы, связанные с гостями. Неважно, кто поднимает эту тему мой знакомый или другой какой-то гость. Но если сказано, например, «я вчера у вас был, меню очень долго несли», то я постараюсь разобраться в истории детально и официанта этого найти, и причины накладки выяснить. А в хозяйственных вопросах я полагаюсь на директоров.
Каков кульминационный год в вашей карьере?
Надеюсь, что он еще впереди. Мы долго обкатывали модель бизнеса в Новосибирске, экспериментировали с форматами. Какие-то получались лучше, какие-то хуже. Значит, надо развивать то, что получается лучше. Сейчас мы концентрируемся и начинаем движение в регионы. Пока в нашей обойме только Красноярск и Челябинск, но амбиции шире.
Как вы оцениваете карьерную пассионарность региональной публики?
У Челябинска, к примеру, тяжеловатый нрав и в плане потребления, и в плане делового темперамента. Угрюмый такой, тяжеловесный город
«Челябинские мужчины настолько суровые »
Да, доля истины в шоу «Наша Russia» есть. Кстати, на скетчи про Ивана Дулина пресловутые «челябинские мужики» не то чтобы не обижаются, но они, кажется, вообще не в курсе, про что это. То ли шоу это не смотрят, то ли восприятие такое самобытное. А вот Красноярск хотя и дальше от Европы, но выглядит городом гораздо более темпераментным и позитивным. По-моему, Красноярск на Хлопонина похож. Красноярск молодой, динамичный, собранный, упругий. А Новосибирск он какой-то вальяжно-сытый, расслабленный. Опасное состояние для города, когда рядом такой бойкий сосед. Впрочем, у каждого из них свои сильные и слабые стороны, но в целом Новосибирск и Красноярск сравнимы, они одного уровня. А вот Челябинск другой. Странное впечатление производит Томск. Мне этот город очень нравится, но я воспринимаю его как некий полукурорт. Он не для бизнес-рывка, он для раздумий и отдыха. Он бодрый, вполне живой, но как бы в другой реальности.
А как насчет «синдрома трех чеховских сестер»? В Москву, в Москву, работать, работать
Примеры федеральных компаний, выросших не в Москве, есть. Но они единичны. Компания «Эльдорадо», например. Мне кажется, невозможно претендовать на статус федеральной компании, не присутствуя в Москве. Сам по себе московский рынок общепита это половина российского. Так что хотеть в Москву желание естественное. И «Ресторатор» не исключение. Но мы исходим из финансовых реалий из того, сколько денег мы можем привлечь и разместить под максимальную рентабельность. А номинальное присутствие просто ради того, чтобы на визитке стояли телефоны московского офиса и адреса московских ресторанов, это пустое тщеславие. В регионах пик влюбленности в Москву уже прошел там уже нет сверхвозможностей. К слову, про макроэкономику: стоимость денег встретилась с рентабельностью бизнеса. А поскольку в последний год деньги подорожали, в столице этот зазор сейчас неинтересен: рентабельность бизнеса 30%, стоимость денег 17%. В регионах же есть еще интересные варианты. Наверное, хорошо, что в Новосибирске нет шальных «нефтяных» денег, которые нужно осваивать под любую рентабельность. Поэтому в нашем городе каждый проект штучный, каждый мы детально рассчитываем. Мы не формулируем задачи программно, в стиле «любой ценой, в любом месте открыть сто PEOPLE’S за год», мы на каждый PEOPLE’S смотрим как на дискретный проект со своими параметрами. Понятно, что в Москве оборот выше, но там рентабельность ниже. Именно в силу того, что рынок развит. Теоретически, можно хоть в Стокгольме PEOPLE’S открыть. Другой вопрос эффективность
Какое поколение вам кажется самым «урожайным» в смысле карьерной динамики?
Думаю, это люди, родившиеся на отрезке между 1965-м и 1970-м. Багажа у них не было, зато спортивная злость была. Для тех, кому в середине 80-х было около тридцати, именно «перестройка» была золотой порой. Все мои компаньоны как раз из того поколения. Это не значит, что я своим поколением недоволен большинство моих ровесников смогли развить свой потенциал и многого добились. И сейчас растут. Люди, которые на десять лет старше меня, родившиеся в 1990-м вот это уже другая цивилизация. Они росли в стране с оформленным представлением о частном бизнесе, многое для них в порядке вещей. Но и того блеска в глазах у них нет. Сколотить миллион за год это уже не их сюжет, для них это гипербола из какого-нибудь сериала. Они смотрят на мир более реалистично. В их жизни не было того опьяняющего контраста между социализмом и капитализмом, который выделял молодежь конца 80-х. Нынешние 1820-летние спокойные реалисты. Они проще выбирают между статусом специалиста и топ-менеджера. У «семидесятников» дихотомия «специалист менеджер» была более острой люди с куражом стремились стать именно менеджерами. Все было очень контрастно, пылко, в духе поговорки «или пан, или пропал». В любой стране самые яркие истории взлетов и падений случаются именно в период кризиса. А сейчас время спокойное, экономическая динамика ровная, потому и головокружительных success story случается меньше.
А если сравнить нынешнюю пору со временем вашего старта?
Лет десять назад, когда я начинал у Эрика Шонгрена, карьера быстро делалась. Все тогда было иначе. У нас работала тогда только «золотая молодежь» в нормальном смысле этого слова с хорошим образованием, с обязательным знанием английского. Причем нужен был именно хороший, беглый английский. Сейчас требований меньше. Нынешние молодые люди, живущие с папой-мамой, рассматривают работу в общепите именно как временную. Десять же лет назад это было просто престижно. Когда я пришел, я как раз был в том тренде «золотая молодежь», десятая школа, университет. Поначалу это сообщество воспринималось как модная тусовка вчерашних школьников, но повзрослели мы быстро, буквально в течение первого года кто-то, как и я, пошел наверх, а кто-то понял, что общепит не для него. Это, к слову, тоже взрослое, достойное решение трезво оценить себя и вовремя отказаться.
Московские компании нередко скупают в регионах сильных менеджеров. Если бы вас «купила» Москва, как бы вы отнеслись к такому повороту? Что возобладает в момент выбора математика или патриотизм?
Я занимаюсь бизнесом, и какой-то особо страстной связи с Новосибирском у меня нет. Если мы сами решим, что мне правильнее будет жить в Москве, то, как говорится, не вопрос соберусь и перееду. Пока мне интересно именно то, чем я занимаюсь «здесь и сейчас».