Как стать политиком: опыт Юрченко

Президентская кампания для многих сибирских губернаторов была не только новым испытанием на прочность системы политической власти, частью которой они являются, но и возможностью реабилитироваться за низкий результат «единороссов» на декабрьских выборах в нижнюю палату российского парламента. Новосибирский губернатор Василий Юрченко решил изменить отношение жителей к власти, коренным образом поменяв стратегию избирательных технологий и собственный имидж.

Для этого главе региона пришлось взять на себя не свойственные ему ранее функции. Имидж губернатора-хозяйственника был отправлен на полку, и Василий Юрченко стал реализовывать себя как губернатор-политик. Первой публичной констатацией нового курса Юрченко и перемен, которые наступили после парламентских выборов, стал текст «КС» «Сибирская оттепель» (27 января 2012 года).

20 января 2012 года последовала отставка вице-губернатора Алексея Хомлянского, курировавшего в областном правительстве внутриполитическое направление. Отставка, которая произошла вскоре после выборов в Госдуму, показавших, что уровень поддержки «Единой России» равен 33% голосов избирателей, не повлекла за собой назначения нового «политического зама» Юрченко. Напротив, губернатор решил сам возглавить избирательный штаб лидера «единороссов» на мартовских выборах, тем самым окончательно утвердив себя в роли самостоятельной политической фигуры.

Новая команда

Сибирский политбомонд еще рассуждал о том, может ли нынешний губернатор повторить успехи предыдущего главы региона в умении находить политические компромиссы, а господин Юрченко уже стал формировать собственную команду, привлекая к работе в предвыборном штабе местных специалистов в области политического PR.

Следующим важным шагом, сделанным Василием Юрченко в качестве главы предвыборного штаба Путина в Новосибирской области, стала встреча с гражданскими активистами, участвующими в организации серии митингов в Новосибирске. Вечером 2 февраля губернатор собрал в своем кабинете представителя «Ассоциации обманутых дольщиков и инвесторов» Александра Бакаева, главу новосибирских националистов Ростислава Антонова, Константина Федорова из «ПолитДозора», активиста защитников леса в Академгородке Наталью Шамину, организатора новосибирских «Монстраций» Артема Лоскутова и других политически активных новосибирцев. Губернатор, выслушав всех участников «чаепития», сделал, казалось бы, невозможное — он понравился городским «революционерам», которые, как известно, и задавали политическую повестку дня с декабря прошлого года.

Кроме общения с лидерами митингового движения, Юрченко стал активно встречаться и с лояльной общественностью — учителями, врачами и преподавателями вузов. Ранее эти категории граждан считались априори «путинским» электоратом, на который в крайнем случае можно надавить, заставить, но получить от них необходимый процент явки и нужный результат. Выводы, сделанные после голосования в Госдуму, однозначно показали, что и с бюджетниками нужно работать, иначе явку они, может, и обеспечат, а вот результаты тайного голосования могут стать при этом неприятным сюрпризом для властей.

Помимо этого, была изменена и предвыборная технология работы на местах. Вместо глав районов работу с населением на своих округах взяли в свои руки депутаты различных уровней. Как отмечает в беседе с корреспондентом «КС» депутат горсовета Игорь Кудин, это был очень разумный ход, так как депутаты обладают реально существующим активом и знают ситуацию в своем районе и микрорайоне: «У депутатов было достаточно опыта, чтобы в своем конкретном округе самим принимать решения о том, какие методы ведения кампании будут наиболее воспринимаемы населением. Где-то решались социальные вопросы, иногда для этого депутаты оперативно применяли свой ресурс».

Ставка на самостоятельность депутатов в способах коммуникации с населением во время избирательной гонки была в первую очередь положительно воспринята самими народными избранниками. По словам собеседников «КС», власть снова стала воспринимать их серьезно и прислушиваться к их советам, чего не было еще в декабре 2011 года. Сейчас, когда влияние административного ресурса на население приводит, как правило, к обратному результату, наличие прямого общения депутатов с избирателями и оперативное решение их проблем существенно скорректировали уровень поддержки власти в Новосибирске и области.

Смена вектора

Как отмечает независимый депутат горсовета Новосибирска Александр Люлько, в отличие от декабрьских выборов в Госдуму, построенных на максимальном использовании административного ресурса, в марте основной упор был сделан на лидеров общественного мнения. Кроме того, говорит Люлько, «сыграли свою роль лояльность и уважительное отношение к оппонентам. Также избиратели оценили и то, что власть готова исправлять свои ошибки — отмена ограничений на льготный проезд была положительно воспринята в обществе».

Немаловажным фактом, способствовавшим появлению конкретных результатов от депутатских действий на местах, стала полная смена внутриполитического вектора. Власти отказались от жестких методов, перешли к нормальному общению, вернули фонд по исполнению наказов избирателей и сократили количество бумажной работы чиновников и депутатов, сосредоточившись на решении конкретных проблем.

Александр Люлько, комментируя результаты выборов в Новосибирской области, обратил внимание на изменения в отношении областной администрации с политическими силами региона: «Во время избирательной кампании не было запретов на выступления оппозиции, также примечательно, что о «Единой России» во время избирательной кампании никто не говорил и от ее имени никто не выступал с агитацией. Думаю, ей даже было запрещено агитировать за Путина, так как рейтинг «ЕР» в регионе и в стране достаточно низкий».

Депутат новосибирского Совета депутатов Игорь Салов отмечает два принципиальных отличия в выборах 4 декабря 2011 года и 4 марта 2012 года. Во-первых, на выборах президента в Новосибирской области впервые использовали формат двух штабов — технологического и народного штаба общественной поддержки кандидата. «Технологический штаб формально возглавлял губернатор, руководителем народного штаба был выбран Николай Фомичев. Была разработана схема по созданию районных территориальных штабов на базе 10 районов Новосибирска и районов области, координаторами этих штабов стали депутаты разных уровней», — говорит Салов. Кроме того, принципиальное отличие подхода к организации выборов президента, по мнению Салова, проявилось в том, что администрации районов, в отличие от выборов в Госдуму, обязаны были отвечать лишь за организацию избирательного процесса, а не за выборы. «Наконец-то каждый смог заняться своим делом. Депутаты — реализовывать наказы избирателей и заниматься агитацией, а исполнительная власть — заниматься организационными моментами», — резюмирует Игорь Салов.

Не последнюю роль, по мнению депутата горсовета Андрея Гудовского, в победе Путина в Новосибирской области сыграл тот факт, что «губернатор возложил на себя функции политического зама, взяв в свои руки всю политическую часть избирательной кампании. Была предложена новая модель, при которой ответственность за организационную, идейную и креативную часть выборов была возложена на депутатов, которым дали свободу действий на своей территории. Каждый депутат работал на своем округе в качестве координаторов процесса, который возглавлял сам Юрченко».

Новый политический зам

В настоящее время в официальной иерархии новосибирского областного правительства присутствуют два заместителя председателя правительства и только один вице-губернатор — Леонид Горнин. Результатом работы команды Юрченко стало то, что за Владимира Путина в марте 2012 года в Новосибирской области проголосовало вдвое больше людей, чем за партию «Единая Россия» в 2011 году. Это дает основания предполагать, что участники команды Юрченко, добившиеся подобного результата за считанные месяцы, могут рассчитывать на продолжение своей работы с губернатором.

О том, кто может стать новым политическим заменителем губернатора, представители политических кругов Новосибирской области стараются не распространяться, говоря, что решение в любом случае будет принимать лично Юрченко, а прогнозы — дело неблагодарное.

Игорь Кудин считает, что вне зависимости от того, как будет называться должность — первый вице-губернатор или заместитель по политическим вопросам — и кто займет этот пост, такой человек, безусловно, необходим Юрченко в команде. Выборы мэра Новосибирска состоятся уже в марте 2014 года, и очевидно, что фактически избирательная кампания начнется уже в ближайшее время, так как эти выборы важны для города и области. Как говорит господин Кудин, «вопрос с замом по политическим вопросам должен быть решен уже к лету, после инаугурации президента. Отсутствие такого зама по политическим вопросам, мне кажется, будет неправильным перед новыми выборами. Важно сохранить наработки, которые дали результат 4 марта, и назначить на это место человека, имеющего опыт коммуникаций на уровне города, районов и области».

С мнением своего коллеги согласен и Андрей Гудовский, который говорит о необходимости прихода компетентных специалистов. «У нас давно не было профессионального руководителя политического блока в мэрии и правительстве. Сейчас в обществе другие запросы, политическая система меняется, и предвыборная борьба будет намного жестче, соответственно, на это нужно оперативно реагировать и мэрии, и областному правительству», — считает Андрей Гудовский.

У Александра Люлько иное мнение по поводу участие представителей администрации в выборах. «С моей точки зрения в правительстве, безусловно, нужен человек, который будет заниматься связями с общественностью. Но было бы ошибкой учреждать в администрации области, которая должна ведать хозяйственными делами, должность человека, функцией которой будет являться фактическое обеспечение нужного процента на выборах за того или иного кандидата «партии власти». Пусть этим занимаются партии, как это и прописано в законе», — говорит господин Люлько.

Исходя из опыта президентской кампании, собеседники «КС» отмечают, что основным победителем после 4 марта 2012 года в Новосибирской области стал не только действующий премьер-министр, но и губернатор. Именно Юрченко смог извлечь необходимые уроки из результатов выборов в Госдуму и за короткий срок объединить вокруг себя депутатов-лидеров общественного мнения. Таким образом, еще недавно воспринимаемый политическим истеблишментом как губернатор-технократ, Василий Юрченко смог стать губернатором-политиком.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ