Куда исчез 95-й бензин?

Вечером во вторник 9 августа со всех автозаправочных станций «Газпромнефти-Новосибирск» пропал бензин Аи95. Не появился он и с утра 10 августа. Почти на всех автоматах висела табличка: «Кран не работает» и только на одном честное «95 бензина нет!». На вопрос о том, когда же топливо подвезут, никто из работников автозаправок ответить не мог.

Днем 10 августа в пресс-службе «Газпромнефти-Новосибирск» сообщили, что на некоторых АЗС (каких, не уточнялось) 95-й бензин наверняка наличествует, а если где и нет, то лишь потому, что 95-й, «ввиду его особой популярности в последнее время», «быстро закончился». Было также сказано, что все поставки топлива осуществляются в тех же объемах и по плану, и искомый бензин на АЗС подвезут к вечеру. Вечерний рейд по АЗС «Газпромнефть-Новосибирск» показал, что бензина по-прежнему нет и не предвидится. На все вопросы сотрудники АЗС отвечали: «Ничего не знаем, закончился еще ночью, когда будет неизвестно». 95-й появился только к утру. На всех остальных АЗС 95-й бензин все это время наличествовал.

Подобные сбои с 95-ым бензином на автозаправочных станциях «Газпромнефти-Новосибирск» — история, повторяющаяся примерно раз в два месяца. В пресс-службе Омского нефтеперерабатывающего завода, который занимается поставками бензина для «Газпромнефти-Новосибирск», дали контакты лица, отвечающего за доставку, на «Газпромнефти-Омск». В свою очередь, представитель «Газпромнефти-Омск» сообщил, что не владеет информацией о поставке 95-го бензина в Новосибирск, и попросил обратиться обратно на завод.

Комментарий относительно сбоев с поставками 95-го бензина согласился дать совладелец сети АЗС «Синтез» Геннадий Панкеев: «По всей стране существует проблема, связанная с наличием 95-го бензина, просто на АЗС «Газпромнефть-Новосибирск» разбор топлива больше, поэтому он и кончается у них быстрее. Скорее всего, это обычные проблемы с логистикой». В других частных АЗС комментарии были схожи: «бензин кончился быстрее, чем ожидали, и возникли проблемы с поставкой».

В последнее время по всей стране действительно наблюдались перебои с 95-ым. Разговоры о проблемах с обеспечением этим видом топлива ведутся еще с весны. Нехватку «бизнес»-топлива успели ощутить и в обеих столицах, и, особенно, на Алтае. Там перебои с 95-ым бензином случаются практически на всех АЗС, не входящих в сети Роснефть» или «Газпромнефть».

По словам Юрия Матвейко, руководителя компании Алтайского топливного союза, оптовый рынок делят «Роснефть», главенствующая на Алтае, и «Газпромнефть». 730 из 850 АЗС в Алтайском крае принадлежат частным компаниям. Однако «Роснефть» ведет поставки в основном на собственные АЗС, а «Газпромнефть» не удовлетворяет потребности нефтетрейдеров. 95-й бензин является самым проблемным и дефицитным. Относительно бесперебойно он бывает только на АЗС «Роснефти», «Газпромнефти», а на частных автозаправочных станциях попадается очень редко. Также Матвейко отметил, что в целом ситуация с 95-ым бензином по России лучше там, где доминирует «Газпромнефть».

По мнению опрошенных «КС» участников рынка сложности с наличием 95-го бензина связаны, прежде всего, с экспортной политикой нефтяных компаний. В итоге некоторые АЗС вынуждены помещать на автоматы с 95-ым табличку с надписью о неработающем кране, а частные компании сильно завышают цену, с целью уменьшить реализацию до следующей поставки. При этом, поскольку большинство частных компаний закупает 95-й бензин именно у «Газпромнефти», продающей его весьма неохотно, автомобилисты часто рискуют залить в бак некачественное топливо.

По данным агентства «Финмаркет» экспорт нефтепродуктов «Газпромнефти» в первом полугодии 2011 года вырос до 6,45 млн тонн (на 8,8%) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Особо значимым является то, что «Газпромнефть» во втором квартале 2011 года увеличила экспорт высокооктановых бензинов по сравнению с первым кварталом на 20% — до 60 тыс. тонн, а в первом полугодии 2011 года экспорт высокооктановых бензинов увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 22% — до 110 тыс. тонн. При этом экспорт низкооктанового бензина снизился по сравнению с первым кварталом с 20 тыс. тонн до 10 тыс. тонн, в первом полугодии 2011 года и по сравнению с аналогичным периодом 2010 года — увеличился до 30 тыс. тонн с 10 тыс тонн.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ