Троллейбусы Новосибирска смогут работать в автономном режиме

«Новосибирский завод радиодеталей «Оксид» готов участвовать в развитии новосибирского городского электротранспорта. 26 мая мэр Анатолий Локоть в ходе рабочего визита на предприятие предложил создать программу испытаний троллейбусов, в которых используются выпускаемые заводом суперконденсаторы.

АО «Новосибирский завод радиодеталей «Оксид» занимается выпуском танталовых конденсаторов, применяемых в авиационной, космической и другой спецтехнике, в радиотехнической промышленности. Объем государственного оборонного заказа составляет 91%. В 2014 году завод произвел 1 миллион конденсаторов, прибыль составила 17,8 млн рублей. С 2014 года предприятием руководит Владимир Исюк.

Анатолий Локоть вместе с генеральным директором «Новосибирского завода радиодеталей «Оксид» Владимиром Исюком, заместителем руководителя предприятия Валерием Белых, главой администрации Октябрьского района Петром Прокудиным и начальниками профильных департаментов мэрии 26 мая посетили производство танталовых конденсаторов и обсудили перспективы их использования в системе городского электротранспорта.

Как рассказал мэру Новосибирска Валерий Белых, «Оксид» является прибыльным предприятием. В 2014 году объем отгрузки товаров вырос по сравнению с 2013 годом на 20,3% — до 375,7 млн рублей. Показатель в этом году планируется увеличить до 408 млн рублей.

Танталовые конденсаторы (суперконденсаторы) применяются во многих сферах: существуют пусковые устройства с конденсаторами, на которых работают тепловозы, источники бесперебойного питания используются военными заводами. Со свердловским машиностроительным заводом имени Калинина недавно был подписан договор по поставке оборудования для электрокаров. «Направлений очень много, надо только предвидеть, где сработает рынок», — отметил Валерий Белых.

Перспективы использования конденсатора в электротранспорте Новосибирска обусловлены мощным импульсом, малым временем заряда (доли секунды), длительностью использования (миллион циклов). За счет «тандема» аккумулятор работает в более щадящем режиме, и срок службы батареи продлевается, как показал эксперимент, с одного года до двух.

Электротранспорт с накопителями может передвигаться автономно, без контактной сети, быстро подзаряжаясь на специально оборудованных остановках. На данный момент в Новосибирске на маршрутах находится три троллейбуса, оснащенных литий-ионными аккумуляторами, и на одном из них установлен конденсатор.

Независимость от контактной сети является одним из факторов, способствующих востребованности использования аккумуляторов совместно с конденсаторами: «Последнюю милю транспорт может проходить без проводов, и особенно это актуально для отдаленных районов», — отметил Владимир Исюк.

«Новосибирский завод радиодеталей «Оксид» вместе с научно-производственным предприятием «Восток» и Новосибирским заводом полупроводниковых приборов входят в кластер «Российская электроника». И это объединение, как рассказал Валерий Белых, способствовало тому, что завод смог претендовать на новое оборудование для расширения производства, которое поступит осенью. Стоимость линии составляет 40–45 млн рублей. Владимир Исюк дополнил своего заместителя: «Оборудование, которое мы докупим, позволит нам делать чип-конденсаторы для поверхностного монтажа. Если в этом году оборот составил порядка 400 млн, то в 2016-м и 2017 годах мы планируем удваивать объемы за счет этого вида продукции».

«Директор института химии твердого тела (Института химии твердого тела и механохимии СО РАН. — «КС») Николай Ляхов после посещения выставки в Китае сказал, что есть возможность делать конденсаторы с рабочим напряжением, которое будет в десять раз больше, чем мы видели, но главное — необходима производственная база», — обозначил проблему Валерий Белых.

Заместитель начальника департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города — председатель комитета по энергетике мэрии Михаил Грехов высказал мнение, что, несмотря на отсутствие рынка конденсаторов в России, гибридные сетевые накопители, в которых используются конденсаторы, в будущем могут получить широкое распространение: «Накопители применяются для обеспечения жилых домов и больниц электроэнергией. Как только такие станции начнут работать в Новосибирске, они дадут экономию электричества. Через три года будет большой «переворот» в этой сфере, все страны идут по этому пути».

Анатолий Локоть по завершению обсуждения резюмировал: хотя муниципалитет и не может финансировать завод, он согласен, что совместная программа испытаний конденсаторов приблизит их внедрение: «Продукция завода даст положительный экономический эффект для города. Перспектива сотрудничества с «Оксидом» есть, поэтому надо провести испытания: дать комплексную оценку, определить сроки. Вполне возможно, что после проведенных испытаний мы заключим с заводом контракт, чтобы переоборудовать троллейбусы».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ