Война провайдеров: «федералы» несут потери

Вопреки многочисленным заверениям аналитиков о том, что новосибирский рынок провайдеров сосредоточится в руках «федералов» и несмотря на ряд уже состоявшихся громких сделок с их участием, бал пока правят по-прежнему местные операторы. Более того, возможностей изменить ситуацию у крупных игроков не так много. Сами «федералы» признают, что «лакомых» региональных провайдеров для покупки уже почти не осталось.

По данным аналитического агентства iKS-Consulting, первое место по числу абонентов — физических лиц в Новосибирске традиционно занимает компания «Новотелеком». За I квартал нынешнего года компания увеличила число клиентов еще на 29,3%, подняв свою долю на рынке на 2%. «Новотелеком» может благодарить за это свою агрессивную политику экспансии на соседние территории — так, к примеру, в июне этого года компания начала работу в Искитиме.

Второе место занимает «Ростелеком», доля которого, несмотря на общий рост абонентов, сократилась за три месяца на 12,3%. Аналитик iKS-Consulting Михаил Бодягин поясняет, что относительный прирост по «Ростелекому» в Новосибирске действительно оказался не таким значительным, как по остальным операторам. Хотя в целом в России компания уверенно занимает 1-е место по показателю абонентской базы.

Довольно существенный рывок осуществили «Сибирские Сети», увеличив абонентскую базу на 42,5% и долю рынка на 12,5% в сравнении с I кварталом 2010 года. При этом оператор вышел не только в соседние с Новосибирском регионы, но и освоил Барнаул, Прокопьевск, а теперь готов проникнуть в Бийск и Рубцовск. Кроме того, в пользу «Сибсетей» сыграла и агрессивная маркетинговая, рекламная и тарифная политика.

Однако лидером по приросту можно считать «ЭР-Телеком», чья агрессивная политика продаж позволила заманить почти на 50% больше абонентов. В итоге оператор увеличил свою долю на новосибирском рынке на 17% в сравнении с I кварталом 2010 года.

Замыкает первую пятерку МТС, которая в прошлом году купила «Мультинекс», а в этом — новосибирскую группу компаний CityHomeNet и барнаульскую Inteleca. Тем не менее, несмотря на рост абонентов на 17,6%, доля МТС на рынке широкополосного доступа (ШПД) в Интернет для физлиц, по данным iKS-Consulting, снизилась на 10%.

Шестое место занимает «Первая Миля» (Academ.org), сумевшая нарастить абонентскую базу на 17,6%, однако потерявшая в доле рынка 7,2%. Конкуренция на рынке ШПД Академгородка, где наиболее сильны позиции Academ.org, существенно возросла в связи с приходом в этот район города «Новотелекома» и «ЭР-Телекома».

Что касается проникновения услуг широкополосного доступа в Интернет в Новосибирске,то по итогам квартала его уровень достиг отметки в 64%.

По прогнозам iKS-Consulting, в результате консолидации как и на телекоммуникационном рынке в целом, так и в сегменте ШПД в среднесрочной перспективе будет представлена полноценная «большая четверка» — МТС, «Вымпелком», «МегаФон» и «Ростелеком». Уже сейчас она обслуживает 56% абонентов ШПД, и ее доля стабильно растет. Сегодня с ними сопоставим «ЭР-Телеком» с долей рынка в России 7,7%.

Поэтому в дальнейшем новосибирский рынок интернет-провайдеров имеет все шансы быть распределенным между пятью крупнейшими федеральными игроками. Однако пока это лишь один из возможных сценариев, так как сейчас в Топ-3 операторов ШПД Новосибирска входят сразу два мест-ных провайдера — «Новотелеком» и «Сибирские Сети». И уступать не собираются. Пока из потенциальной «большой четверки» лишь МТС усиливает свои позиции, на очереди — «Вымпелком», которому участники рынка давно прочат сделку с «Новотелекомом».

Однако уже сейчас федеральные игроки констатируют, что наиболее «лакомые» региональные провайдеры уже поглощены, в связи с чем вероятен спад сделок по покупкам и поглощениям в регионах. Так, руководство МТС на Петербургском экономическом форуме–2011 в интервью корреспонденту «КС» констатировало, что все региональные интернет-провайдеры либо уже куплены, либо не продаются вообще, либо продаются по невыгодным условиям с наценкой 10–15% к их реальной стоимости. При покупке небольших региональных операторов федеральный оператор зачастую не покупает ничего, кроме клиентской базы, при этом требуются существенные инвестиции в модернизацию оборудования и интеграцию. О высокой активности сделок можно забыть хотя бы потому, что трудозатраты на покупку больших и маленьких компаний примерно соизмеримы. Поэтому, по мнению МТС, покупка мелких игроков не представляет интереса. Следовательно, фокус внимания провайдеров должен сместиться на собственное развитие в регионах и строительство сетей, а также на развитие в малых городах. По прогнозам МТС, в долгосрочном периоде на крупных провайдеров ШПД может приходиться 85% рынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ