Девальвация как конкурентный импульс

Итоги первых месяцев работы 2015 года для обувного рынка Сибирского региона оказались более позитивными, чем прогнозировали игроки рынка: снижение потребительского спроса достигло отметки лишь в 10–15 % вместо ожидаемого уровня в 20–25 %, а в рублях идет прирост. Тем не менее обувные компании временно «берут паузу», сосредотачиваясь на оптимизации бизнес-процессов. О том, что замедляет процесс импортозамещения, есть ли у Сибирского региона собственный потенциал для развития обувного кластера и как могут отразиться на отрасли проблемы финансового сектора, в интервью «КС» рассказал директор группы компаний «Обувь России» АНТОН ТИТОВ.

— Антон Михайлович, в декабре минувшего года в интервью «КС» вы рассказывали, что динамика спроса на обувь будет меняться. Каковы результаты работы первых месяцев 2015 года?

— В декабре нам казалось, что картина следующего года, по крайней мере его начала, действительно будет пессимистичной. Однако существенного падения спроса не произошло. Рост продаж в сопоставимых магазинах ГК «Обувь России» в январе 2015 года в сравнении с январем 2014 года составил 12 %, а за две недели февраля — 16 %. Динамика есть, но она является в большей степени ценовой: обувь стала дороже. В натуральном выражении небольшое снижение спроса все же отмечается — около 10–15 %. При этом в конце 2014 года на весенне-летний сезон мы закладывали падение в 20–25 %.

Также произошли качественные изменения в спросе: в наших сетях увеличилась доля продаж в рассрочку. Если в январе-феврале 2014 года доля рассрочки составляла 40 %, то сейчас она достигла 65 %. За рассрочкой стали обращаться в том числе и те клиенты, которые ранее ею никогда не пользовались. Очевидно, что в нынешнем году данная услуга станет драйвером роста нашего бизнеса. Конечно, финансирование данного направления дает дополнительную нагрузку на оборотный капитал компании, но мы видим, что покупатель сейчас особенно заинтересован в услуге. К тому же благодаря рассрочке мы получаем приток новых клиентов из других сетей.

— Как, на ваш взгляд, будет складываться ситуация на обувном рынке в грядущем весенне-летнем сезоне?

— В нашей компании мы реализуем антикризисную программу: мы приостановили планы по расширению сети на первое полугодие. Необходимо дождаться стабилизации ситуации в экономике, когда будет понятно, что будет происходить с курсом рубля и с ликвидностью.

Сейчас активно занимаемся повышением эффективности уже существующих магазинов. В конце 2014 года традиционно мы составили рейтинг результативности магазинов. Из них порядка 20 пока не вышли на плановые показатели. Эти магазины будем перевозить в новые места. Сейчас рынок недвижимости предлагает много помещений, и можно подобрать более выгодную площадку с большим трафиком покупателей. Кроме того, «Обувь России» пересмотрела издержки, оптимизировала численность персонала: в основном это коснулось стажеров, которых принимали на открытие новых магазинов.

Мы на полгода взяли паузу по развитию сети, но готовы возобновить расширение, как только ситуация стабилизируется. Важно то, что фундаментальных негативных изменений на обувном рынке не произошло. Обувь — это товар постоянного спроса, к тому же у него ограниченный срок службы, который в среднем составляет 1–1,5 года. Сейчас уровень потребления обуви в России — три пары, чуть больше уровня физического износа. Поэтому спрос на обувь достаточно стабилен и менее подвержен влиянию кризиса.

Сейчас остро стоит вопрос цены, поскольку зависимость от импортных комплектующих на обувном рынке достаточно высока. В некоторых сегментах, например, мужской повседневной обуви, долю российских комплектующих можно довести до 90 %. Гораздо хуже дела обстоят с женской модельной обувью: материалов для ее изготовления в России сейчас, к сожалению, нет. Высококачественная кожа, фурнитура, подкладочный материал завозятся из Италии, Кореи, Китая. Таким образом, обувь, произведенная в России, — это «валютный» товар, поэтому цены на него растут. А добиться полного импортозамещения в российской обувной отрасли на данный момент невозможно.

— Но все же какие-то небольшие шаги в данном направлении предпринимаются. В частности, насколько нам известно, «Обувь России» нашла нового, российского поставщика гранулята для производства обуви из ЭВА. Что это даст компании?

— Некоторые позиции у нас действительно получается замещать. В январе ГК «Обувь России» начала сотрудничество с крупным российским поставщиком гранулята — компанией Compoly — для производства обуви из полимерных материалов. Таким образом, в производстве такой обуви мы полностью перешли на российские материалы. Сейчас выпускаем до 1000 пар в сутки. Благодаря сотрудничеству с российским поставщиком мы рассчитываем существенно увеличить количество выпускаемых пар.

— Какую долю продукции «Обуви России» на текущий момент занимает обувь из ЭВА? Планируете ли вы ее наращивать?

— С учетом обуви стиля полуспорт, в котором используются комплектующие из ЭВА, — порядка 12 %. Я сторонник технологического развития и считаю, что будущее у российского производства есть, но на принципиально новом технологическом уровне. Поэтому мы будем оттачивать технологию и наращивать производство обуви из ЭВА. Девальвация рубля дает колоссальное преимущество российским компаниям, особенно тем, которые используют местное сырье. Если брать все обувное производство России, в сегменте классической обуви доля импортных материалов достаточно высока — до 70 %, здесь, конечно, большого ценового выигрыша мы не получаем. Если мы говорим об ЭВА-обуви — это может быть на 100 % российское производство. Еще в 2014 году было дешевле завозить данную обувь из Китая, сейчас же мы сами можем ее экспортировать. Из-за курсовой разницы это выгоднее. Но для нас основная задача — обеспечить собственную розницу.

Текущий уровень девальвации позволит иметь российским компаниям ценовое преимущество примерно в течение двух лет. За это время можно и провести переоборудование производства, и увеличить объемы, и занять определенную нишу на рынке. Отечественные кожзаводы сейчас не справляются с объемами заказов — все выкуплено на год вперед. Это показатель того, что девальвация пошла в первую очередь на пользу сырьевым компаниям. Однако уповать на одну только девальвацию все же не стоит: надо развивать технологии, быть конкурентоспособным с точки зрения ассортимента и качества продукта. Поэтому в первую очередь «Обувь России» делает ставку не на ценовую конкуренцию, а на технологическую и качественную.

— Есть ли, по вашему мнению, у Сибирского региона собственный потенциал для развития обувной промышленности?

— В Новосибирской области на сегодняшний день работают три обувные фабрики — это компания «КОРС», «Обувь России» и S-TEP. Все они оснащены современным оборудованием. На их базе, на мой взгляд, можно развивать обувную отрасль в Сибирском регионе, смежные производства комплектующих. Уже сейчас с данными фабриками у нас есть производственная кооперация: для них мы выпускаем подошвы из материалов ТЭП и ЭВА.

Высокая конкурентоспособность обувной отрасли Китая как раз достигается за счет высокой концентрации производства: в одном регионе сосредоточены производители и фурнитуры, и станков, функционируют кожзаводы и т. п. Естественно, это сокращает логистические затраты, сроки запуска ассортимента в производство, снижает себестоимость, так как промежуточных издержек значительно меньше.

Считаю, что на базе Новосибирской области можно вести речь о создании подобной кооперации по развитию обувной отрасли. По крайней мере, причин не заниматься этим я не вижу. Основа для развития у нас есть — это колоссальный внутренний рынок. Поэтому ключевой вопрос для любого производства решен — есть рынок сбыта со стабильным спросом. Россия на сегодняшний день потребляет около 450 млн пар обуви в год, из них российские предприятия производят лишь 70–80 млн пар в год, при этом более 50 % из них приходится на госзаказы. Поэтому есть значительный потенциал для развития.

— Что может стать драйвером данного развития?

— Для активного развития производства внутри страны, и не только обувного, не хватает, конечно, инвестиций. Рынок, технологии, оборудование — все есть. К счастью, обувное производство не попало под санкции. Любой производственный проект имеет достаточно длинные сроки окупаемости — как минимум 5–7 лет, а у некоторых проектов, связанных с производством комплектующих, они достигают 10 лет. Без доступного финансирования, инвесткредитов производство не создать и отрасль не запустить.

Сейчас многие компании не имеют возможности не то что получить инвестиционные кредиты для создания нового производства, они не могут финансировать текущую деятельность. У нашей «Обуви России» диверсифицированный кредитный портфель: облигации, долгосрочные кредиты, сотрудничество с большим количеством крупных банков, поэтому проблемы в финансовом секторе на нас сказались в меньшей степени. Тем не менее и у нас сейчас ограничен доступ к финансовым ресурсам.

Участники рынка надеются, что ситуация с высокими ставками временная, созданная для стабилизации рубля, и продлится не более нескольких месяцев. Ведь экономика просто долго не проживет в подобных условиях — мы начнем терять действующие производства, а речи о запуске новых даже не будет. Западные финансовые рынки на данный момент закрыты, при этом кратно увеличивается спрос на займы внутри страны. Приходит время переориентироваться на сотрудничество с более лояльными партнерами, к примеру, азиатскими банками. Однако на выстраивание данных отношений требуется время.

— Антон Михайлович, насколько более актуальными в нынешних экономических условиях становятся различные форумы и конференции внутри страны? В частности, уже на следующей неделе в Сибири состоится Красноярский экономический форум.

— Форумы и конференции выступают в качестве профессиональной площадки для общения бизнес-сообщества с властью. На том же Красноярском экономическом форуме ежегодно присутствуют представители федеральной власти. ГК «Обувь России» активно участвует в подобных мероприятиях, так как они дают возможность донести собственные идеи, обсудить текущие потребности бизнеса. И это особенно актуально в текущих условиях, когда важны оперативный обмен информацией и совместная постановка целей и задач.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ