Любовь, история и мировой капитал

Фестивальный марафон в новосибирской «Победе» продолжается — с 24 по 30 ноября лучшие экраны отданы современному немецкому кинематографу. Фестиваль, программу которого на этот раз подготовил Гете-Институт в Новосибирске, проходит уже в седьмой раз. В программе — нашумевшие немецкие картины последних трех лет, собравшие восторженные отзывы критиков и престижные награды фестивалей по всему миру. Корреспондент «КС» побывала на открытии и побеседовала со зрителями.

«Что такое немецкий фестиваль для «Победы»? — задает риторический вопрос исполнительный директор кинотеатра «Победа» Олег Тофанюк. — Это наиболее традиционное событие для нашего кинокомплекса. «Победе» восьмой год, а фестиваль проходит уже в седьмой раз. Никакое другое мероприятия не повторяется у нас с такой завидной регулярностью. Спасибо коллегам из Гете-Института за программу, наверное, одну из самых интересных за нашу фестивальную историю».

Фестивальный марафон в «Победе»Открытие фестиваля было ярким и душевным, впрочем, как обычно в «Победе». Директор Гете-Института в Новосибирске Штефани Петер в свою очередь поблагодарила организаторов, а также спонсоров фестиваля, среди которых числятся Генеральное консульство Федеративной Республики Германии в Новосибирске, ЗАО «Эконива», отель Marriott, German Films, Центр немецкого языка в НГУ и Немецкий Центр НГТУ. Символический хлопок режиссерской хлопушки на этот раз был доверен молодой обаятельной немецкой актрисе Генриетте Конфуриус.

Характеризуя фестивальную афишу, Штефани Петер отметила, что в течение семи дней зрители увидят восемь игровых картин, один документальный и один квазидокументальный фильм, а также традиционную программу короткометражек Next Generantion Short Tiger, которую представит зрителям большой друг фестиваля, представитель компании German Films в Восточной Европе Симоне Бауманн. Конечно, охватить за неделю все многообразие немецкого кинематографа невозможно, однако программа позволяет получить достаточно объемное представление о его жизни и развитии. По мнению госпожи Петер, одной из основных тем сегодня можно считать ключевую фигуру немецкой культуры, классика направления Sturm und Drang, великого романтика Фридриха Шиллера. История его жизни, рассмотренная сквозь призму небанального любовного треугольника, отражена в картине «Возлюбленные сестры». Поэт и в самом деле любил обеих, Каролину и Шарлотту. Картина, успешная премьера которой состоялась на Берлинале-2014, выдвинута на «Оскар» в категории зарубежных фильмов. Главную роль в этой истории посчастливилось сыграть гостье фестиваля Генриетте Конфуриус. Несмотря на настойчивость журналистов, Генриетта не смогла прочитать наизусть несколько строк из Шиллера, зато рассказала о том, что перед съемками ей пришлось учиться французскому, каллиграфии, танцам и просто искусству непринужденно двигаться в нарядах XVIII века. Что, впрочем, вполне закономерно для девушки, которая начала свою актерскую карьеру в десять лет — по собственному признанию Генриетты, школьная программа большей частью прошла мимо нее.

Вторая важная тема фестиваля, по мнению Штефани Петер, касается так называемой немецко-немецкой истории. Как мы помним, в этом году празднуется 25-летие падения Берлинской стены, и два фильма посвящены именно этому событию. Драма «Запад» режиссера Кристиана Швохова рассказывает о жизни женщины, вместе с сыном переехавшей из ГДР на Запад. Главным героем оригинальной ленты «Здесь вам не Калифорния» Мартина Персиля стала протестная по духу субкультура скейтбордистов в ГДР 80-х годов.

И наконец, третья магистральная тема, которая интересна не только поклонникам немецкой культуры. Речь идет о проблемах глобального капитализма, и здесь стоит упомянуть о двух очень разных картинах. Документальное исследование «Хозяин вселенной» режиссера Марка Баудера рассказывает о Райнере Фоссе, одном из ведущих инвестиционных банкиров Германии, который в свое время ворочал миллионами. Сейчас он сидит в опустевшем офисе посреди Франкфурта и говорит о суровых реалиях мира, скрытого от посторонних за зеркальными фасадами. «Для открытия фестиваля мы выбрали очень интересную картину, которая, несмотря на шокирующее название «Время каннибалов», рассказывает вовсе не о зомби. Это камерный фильм с великолепным актерским составом, один из лучших в этом году, и я думаю, вы оцените его по достоинству», — выразила надежду Штефани Петер. Камерная драма с элементами черной комедии и впрямь оказалась удачной.

Герои режиссера Йоханнеса Набера — троица успешных бизнес-консультантов, без устали курсирующих по развивающимся странам. Они редко выходят за пределы дорогих отелей — даже ресторанчик в ближайшем квартале кажется им слишком большой вольностью — и бессовестно наживаются на своих клиентах. Не моргнув глазом, они решают судьбы людей и компаний, в свободное время лелеют свои неврозы, напиваются до беспамятства, соблазняют и подсиживают друг друга. Шутят, грустят, надеются, боятся, дискутируют о толерантности, экологии и межкультурных различиях. Когда враждебная реальность грубо вторгается в их мир, они не могут не только защититься, но даже пролепетать пару слов в адрес всевышнего. Главного героя сыграл известный немецкий актер Дэвид Штрисов, который пару лет тому назад был гостем «Победы». Ему составили компанию Себастиан Бломберг и Катарина Шюттлер. Те из зрителей, кто работал в больших интернациональных компаниях, смеются особенно весело.

За рамками нашей статьи осталось еще несколько фестивальных событий, включая ретроспективу недавно ушедшего из жизни режиссера Харуна Фароки, оказавшего большое влияние на развитие берлинской школы кинематографии. О творчестве своего учителя расскажет еще один гость фестиваля, украинский режиссер и писатель Олексий Радинский.

Из зрительного зала

Юлия Глубокова, финансовый директор Института передовых исследований:

— Мне очень понравилось «Время каннибалов», яркий остросюжетный фильм. Наверное, чего-то подобного я ожидала от современного немецкого кинематографа: быстрые, сочные диалоги, серьезная социальная проблематика, выверенная драматургия. Было интересно.

Сергей Самойленко, директор Центра современного искусства:

— Хорошее кино, в котором совмещаются зрелищность и глубокий подход. Все начинается как разговорная комедия, но постепенно выруливает на очень серьезные проблемы. Фильм «Время каннибалов» весьма критичен по отношению к современному миру, и в этом режиссер Йоханнес Набер солидарен со многими немецкоязычными авторами (вспомним хотя бы Ульриха Зайдля). Тема столкновения капитализма и стран третьего мира действительно актуальна, особенно для нас, находящихся где-то посередине.

Ольга Быкова, бизнес-леди:

— Меня потрясли те эмоции, которые люди испытывали на протяжении всего фильма. Постепенное нагнетание драматизма готовило к неожиданному финалу, и все-таки он превзошел все ожидания. Очень мощное, многогранное кино. Заставляет задуматься о том, что в действительности мы никогда не знаем, чем закончится вечер и настанет ли завтрашний день.

Наталья Сидукова, коммерческий директор ООО «Новосибирскснабсбыт»:

— Из фильма можно вынести три практических вывода. Первое: никогда не подписывать бумаги, не читая. Второе: с осторожностью относиться к странам, в которых ты никогда раньше не был. И наконец, третье: не стоит слишком сильно сближаться и пить с коллегами. А если говорить серьезно, фильм мне очень понравился. Действие происходит в одном отеле, едва ли не в одной комнате, и в этом камерном пространстве разыгрывается сложный сюжет. Режиссер создает целый мир, в котором сталкиваются трое героев: два мужчины и одна молодая женщина. Она решила стать бизнес-консультантом, потому что хотела что-то изменить в этом мире. Возможно, ей лучше было бы выбрать профессию врача, которая сначала казалась такой рутинной. Ведь лучше спасти от удушья хотя бы одного человека, чем совершить сотню сомнительных сделок — впрочем, спасти человека ей почти удалось. Все трое по-своему несчастны, закомплексованы и недовольны жизнью. Фильм, безусловно, запомнится и надолго сохранится где-то в глубине души. Именно такое сильное и неординарное кино хочется видеть на фестивалях.

 

Не нужно выходить из дома, чтобы выбрать и купить постельное белье Элитпостель. В интернет магазине постельного белья elitepostel.ru, можно подобрать понравившийся Вам комплект, и заказать его курьерскую доставку.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ