Проблески позитива

Российский рынок новых автомобилей в октябре получил передышку, несколько улучшив динамику после обвалов двух предыдущих месяцев. Продажи в автокредит и лизинг по-прежнему остаются актуальным инструментом для его поддержания, хотя, как и рынок в целом, зависят от снижения платежеспособности населения. Если объемы выдачи автокредитов по сравнению с прошлым годом несколько снизились, то доля лизинга и объем нового бизнеса в этом сегменте продолжают расти. Однако в общем портфеле продаж лизинг занимает небольшую долю и пока существенно не влияет на общую картину.

Темпы падения российского авторынка в октябре существенно замедлились. По данным отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованного на этой неделе, уровень продаж в прошлом месяце в целом по России снизился на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Для сравнения: в августе падение составило 25,8%, а в сентябре — 20,1% от показателей прошлого года.

«Нельзя сказать, что продажи в октябре были выдающимися, но это шаг вперед по сравнению с очень слабым результатом предыдущих месяцев. Причиной относительного улучшения является комбинация эффектов программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства. Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж в ноябре», — прокомментировал ситуацию председатель комитета автопроизводителей АЕБ, глава российского представительства Mazda Йорг Шрайбер.

Доля продаж автомобилей в кредит и лизинг в новосибирских салонах продолжает оставаться достаточно высокой. По словам заместителя генерального директора ГК «МАКС-Моторс» (официальный дилер 15 автобрендов в Новосибирске, Омске и Белово) Тамары Щербаневой, доля продаж автомобилей в кредит по-прежнему стабильно составляет более 20% от общего объема реализации. В свою очередь лизинг за период с 2013-го до осени 2014 года занимает небольшую, но стабильную долю от продаж в размере 4%. «Таким образом, никаких резких скачков в увеличении или снижении доли автокредитов и лизинга за этот период не произошло», — уточнила Тамара Щербанева.

«Кредит и лизинг как финансовые инструменты остаются актуальными и в нынешней экономической ситуации», — уверена заместитель генерального директора по развитию ООО «АвтоСтар-Сибирь» (официальный дилер BMW в Новосибирске) Екатерина Шмидт. По данным компании, общая доля продаж автомобилей BMW на сегодняшний день в кредит и лизинг остается на уровне 50%. Здесь же констатируют незначительную положительную динамику в лизинговом секторе с конца 2013 года, что не отражается на объеме продаж в кредит.

В свою очередь в «Автомире-Новосибирск» (официальный дилер Volkswagen, Hyundai, Renault, Suzuki, утвержденный кандидат в дилеры Toyota в Новосибирске) пояснили, что кредит и лизинг не только остаются актуальным инструментом продаж, но и прирастают в своей доле. Это в свою очередь позволяет удерживать долю продаж автомобилей, представленных в салонах марок, в регионе на уровне прошлого года при общем снижении объема продаж новых авто. В цифровом выражении доля продаж в кредит и лизинг от розничных продаж в компании занимает от 40% до 60%.

«Доля кредитных продаж зависит от состояния рынка. В конце прошлого года на волне господдержки она поднималась до 60%, сейчас опустилась до 40–45%», — уточнили в компании.

В ГК «СЛК-Моторс» (официальный дилер Toyota, Lexus, Porsche, Hyundai в Новосибирске, Toyota, Lexus в Барнауле) отметили, что объем продаваемых в кредит автомобилей в 2014 году не уменьшился, несмотря на падение рынка. В сегменте «люкс» и «лакшери» объем сделок с использованием кредитных продуктов, наоборот, имеет тенденцию к увеличению.

Банки в свою очередь отмечают снижение объемов выдачи автокредитов в 2014 году. Причинами называются перенасыщение авторынка и рынка автокредитования и нестабильная макроэкономическая ситуация в стране. «Свою роль сыграло отсутствие госпрограммы субсидирования процентных ставок, которая стала серьезным подспорьем для рынка в прошлом году», — комментирует ситуацию пресс-секретарь ВТБ24 по СФО Лариса Кузнецова.

За 9 месяцев 2014 года ВТБ24 в Новосибирской области выдал автокредитов на сумму 483 млн рублей, что составляет всего 54% от объемов выдачи за аналогичный период 2013 года. В общем кредитном портфеле банка на автокредиты приходится всего 2,9% (1,5 млрд рублей).

Помимо общеэкономических причин, есть и более прозаичные. Как пояснили в «Банке Москвы», клиенты все чаще делают выбор в пользу кредита наличными, даже несмотря на разницу ставок, потому что заключение договора автокредитования зачастую влечет за собой расходы по страхованию автомобиля по каско, в этом году стоимость страховки существенно возросла.

«Многие клиенты отдают свое предпочтение кредиту наличными: его проще оформить, быстрее получить, нет залога, а значит, не потребуется его дополнительно страховать, — говорит заместитель директора новосибирского филиала «Банка Москвы» Елена Зайцева. — Если структурировать выдачи, то картина в целом выгладит так: новые автомобили оформляются в автокредит, подержанные — при помощи кредита наличными».

По прогнозам ВТБ24, в 2014 году рынок автокредитования будет расти вдвое медленнее, чем в прошлом году. В условиях кризиса ликвидности банки ужесточают требования к заемщикам и повышают ставки по кредитам. Стимулировать продажи могут госпрограммы, субсидии или пересмотр политики скидок автодилерами, считает Лариса Кузнецова.

Если в случае с автокредитами ситуация неоднозначна, то лизинговые сделки набирают обороты. По данным CARCADE, доля лизинга в общем массиве проданных легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России продолжает расти, и по оценкам компании, уже превысила 3%. В сегменте грузового автотранспорта доля лизинга традиционно высока и составляет порядка 50%. Объем нового бизнеса в сегменте лизинга легковых автомобилей за первое полугодие 2014 года вырос на 23% к аналогичному периоду 2013 года, в сегменте лизинга грузовых автомобилей — на 16%.

«В условиях стагнации экономики привлекательность лизинга как инструмента приобретения транспорта только повышается, так как лизинг остается самым доступным и финансово привлекательным инструментом приобретения автотранспорта для компаний и предпринимателей, — рассказывает генеральный директор CARCADE Алексей Смирнов. — Преимущества лизинга транспорта актуализировались на фоне повышения ставок по кредитам и политики экономии, которую в нынешних условиях вынуждены проводить частные бизнес-структуры».

Этот тренд в отношении лизинговых сделок подтвердили и в ООО «Балтийский Лизинг». «По нашему филиалу объем сделок в сегменте автолизинга увеличился почти на 30% по сравнению с прошлым годом», — отметил директор филиала компании в Новосибирске Михаил Талапов.

Основными преимуществами лизинга по сравнению с обычным кредитом эксперты называют менее жесткие требования, предъявляемые заемщику в первом случае, возможность получения скидок, меньший срок рассмотрения заявки и более гибкий подход лизинговых компаний к расчету графика платежей.

«Если говорить о перспективах лизинговых сделок, то в настоящее время этот инструмент является одним из наиболее удобных вариантов приобретения имущества, — объясняет генеральный директор ГК «СЛК-Моторс» Наталья Жданова. — Перспективным сегментом рынка будет операционный лизинг, преимущество которого состоит в том, что клиент получит возможность часто обновлять свои основные фонды и платить при этом меньше по сравнению с финансовым лизингом».

Вместе с тем, несмотря на положительную динамику лизинговых сделок в общем объеме продаваемых автомобилей, пока их доля остается не столь значительной и не способна оказывать существенного влияния на рынок.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Талапов Михаил, директор филиала ООО «Балтийский лизинг» в Новосибирске:

— Какие категории автомобилей в вашей компании чаще всего берутся в лизинг?

— Во-первых, это те автомобили, которые могут использоваться напрямую в коммерческих целях, — грузовой транспорт и так называемый легкий коммерческий транспорт — автофургоны, малотоннажные грузовые автомобили. Во-вторых, это легковые автомобили для представительских целей. Причем ценовая категория абсолютно различна — приобретаются как ТС до 800 тыс. рублей, так и премиум-сегмент от 3–5 млн рублей. Связано это с тем, что собственнику бизнеса зачастую выгоднее оформить автомобиль в лизинг на свою организацию для оптимизации налоговых расходов, чем приобрести автомобиль как физическое лицо из полученной предприятием прибыли.

— Какова динамика лизинговых сделок по автомобилям в 2014 году? Каков ваш дальнейший прогноз развития этого направления?

— При общем падении рынка новых автомобилей на 12–13% лизинг транспортных средств показывает обратную динамику. Например, по нашему филиалу объем сделок в сегменте автолизинга увеличился почти на 30% по сравнению с прошлым годом. Связано это в первую очередь с дефицитом свободных средств у покупателей. Потребность в обновлении и расширении автопарка у предприятий возникает регулярно. И в ситуации, когда на счету каждый рубль в обороте, приобретение автомобиля в лизинг, не требующее значительных первоначальных вложений, становится наиболее оптимальным решением. К тому же для лизинговых компаний как для крупных федеральных покупателей зачастую действуют специальные ценовые предложения от автопроизводителей.

— В текущих условиях падения авторынка насколько лизинговые инструменты, на ваш взгляд, способны стать инструментом восстановления рынка?

— Пока доля лизинга в объемах продаж автодилеров не настолько велика, чтобы говорить о существенном влиянии на восстановление рынка. Но доля эта с каждым годом растет, и поэтому лизинговые компании стараются оперативно реагировать на те изменения, которые происходят на рынке. В текущей ситуации значительное влияние оказывает поддержка рынка со стороны государства. Например, сейчас действует государственная программа по обновлению парка колесных транспортных средств. Мы активно сотрудничаем с автодилерами, разрабатываем различные программы. Сейчас существуют спецусловия, когда при сдаче ТС на утилизацию снижается авансовый платеж. По ряду позиций таким образом можно купить новый легковой или грузовой автомобиль, заплатив первоначально 5% от его стоимости.

Что касается грузового транспорта, то здесь также можно воспользоваться средствами господдержки: до весны 2015 года действует специальная программа лизинговых компаний и МСП Банка, удорожание в рамках которой значительно ниже.

Екатерина Тырышкина, директор филиала «РЕСО-Лизинг» в Новосибирске:

— Какие категории автомобилей в вашей компании чаще всего берутся в лизинг?

— В настоящее время около 60% заключаемых договоров в портфеле компании составляет лизинг легковых автомобилей, что главным образом связано с розничной направленностью бизнеса компании. В филиале г. Новосибирска структура портфеля выглядит следующим образом: 73% приходится на легковые автомобили и малый коммерческий транспорт, 19% составили грузовики и специализированная техника на автомобильном шасси, 8% — спецтехника. Что касается классовых сегментов, то здесь ситуация может меняться в зависимости от общей ситуации в экономике и потребительских ожиданий.

— Какова динамика лизинговых сделок по автомобилям в 2014 году? Каков ваш дальнейший прогноз развития этого направления?

— По экспертным оценкам, снижение продаж в сегменте легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта с начала года составило порядка 12–13% в целом по России (в Сибири данный показатель еще выше). На общем фоне снижения продаж в данном сегменте положительную динамику демонстрируют премиальные марки «Лексус» и «Мерседес», по которым наблюдается рост продаж по сравнению с 2013 годом.

Следует отметить, что негативная тенденция сокращения продаж по сравнению с 2013 годом, вероятнее всего, продолжится до конца года. При этом ожидается незначительное улучшение ситуации по сравнению с первыми тремя кварталами 2014 года за счет реализации государственной программы утилизации.

Как известно, бизнес сейчас занял выжидающую позицию и более консервативно подходит к крупным инвестиционным проектам. Падение курса рубля также влияет на спрос на импортную технику, цена которой не фиксирована в национальной валюте.

Несмотря на непростую ситуацию на рынке, бизнес не стоит на месте, у компаний есть потребность в обновлении и расширении парка автомобилей и спецтехники. При недостатке собственных средств организации будут привлекать заемный капитал. Лизинг же является одним из выгодных способов обновления основных средств.

— В текущих условиях падения авторынка насколько лизинговые инструменты, на ваш взгляд, способны стать инструментом восстановления рынка?

— В текущей макроэкономической ситуации снижение спроса на автомобили связано с сокращением инвестиционных программ, а также с ужесточением требований к заемщикам. При этом дальнейшее развитие ситуации на автомобильном рынке будет зависеть от общего состояния экономики в стране, которая напрямую зависит от внешнеполитической ситуации. В этих условиях лизинг может выступить в роли основного драйвера и инструмента восстановления рынка, так как лизинг — это прежде всего возможность финансирования и является альтернативой кредитованию.
В условиях сужения рынка конкурентная борьба между лизинговыми компаниями должна усилиться. К тому же в последнее время повышается внимание большинства лидеров рынка к розничному направлению бизнеса как наименее рискованному и обладающему наибольшим потенциалом сегменту. Для стимуляции стагнирующего спроса, особенно актуальным становится вывод на рынок новых продуктов, в наибольшей степени соответствующих запросам потребителей.
Другими словами, лизинговые инструменты будут подстраиваться под рыночную ситуацию и потребности клиента. При условии отмечаемой экспертами ненасыщенности рынка автомобилей и рынка лизинга в целом, а также необходимости обновления предприятиями основных средств лизинг призван способствовать восстановлению авторынка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ