В отрасли производства мороженого может произойти перераспределение каналов продаж. Как прогнозируют эксперты, количество киосков будет постепенно сокращаться в пользу супермаркетов и сетевых магазинов. Учитывая нестабильность законодательства в сегменте розничной торговли через киоски, мороженщики, возможно, будут вынуждены переориентировать систему сбыта, что приведет к более жесткой конкуренции между производителями, в том числе и за место на полке.
Управляющий директор ОАО «Алтайхолод» МИХАИЛ ТУРКИН рассказал корреспонденту «КС» подробнее о ситуации и тенденциях в отрасли, о сезонной специфике бизнеса и почему новинки порой «проваливаются» на рынке, а также о грядущей модернизации производственных линий на предприятии.
«Алтайхолод» (Барнаул) входит в состав Концерна «Русский холод», который также владеет фабрикой по производству мороженого в Подмосковье. «Русский холод» занимает второе место по доле рынка в России после компании «Инмарко». В 2013 году объем реализации продукции компанией «Русский холод» составил 1330,5 млн рублей, чистая прибыль – 36,1 млн рублей, темп прироста 18,80%.
«Рынок без помех»
— Михаил Федерович, какое положение «Русский холод» по вашим оценкам сейчас занимает на рынке России и Сибири?
— В целом по стране — около 15% рынка мороженого, по Сибири – 40%, а в Барнауле и Алтайском Крае около 70%.
— Какие компании, помимо «Инмарко» являются вашими прямыми конкурентами?
— В Барнауле «Алтайхолод» не чувствует конкуренции, со стороны «Инмарко» в том числе. После того как эта компания изменила свою структуру и организацию производства, каждый развивается своим путем. «Русский холод» и «Инмарко» не мешают друг другу на рынке, каждый занимает свою нишу.
— Как сейчас делится производство между московским и барнаульским заводами?
— Фабрика в Подмосковье более современная. Она построена в 2000-х годах, поэтому ее производственная мощность гораздо выше, чем на заводе «Алтайхолод» и составляет около 5-6 тыс. тонн мороженого в месяц.
Можно сказать, что «Алтайхолод» закрывает потребности в мороженом на Урале, в сибирской и дальневосточной части России, а московский завод, соответственно, поставляет мороженое в европейскую часть страны, и на экспорт.
Естественно, что ассортимент, производимый на московском и барнаульском заводах в большей степени пересекается, но не полностью. К примеру, некоторые батончики и брикеты производятся только на «Алтайхолоде», а на московской площадке выпускают сэндвичи и некоторые виды рожков, которые не изготавливают в Барнауле. Тем не менее, если какое-то из предприятий не справляется с потребностями рынка, то выручаем друг друга, перераспределяем усилия по производству. Кроме этого, при необходимости обмениваемся продукцией, которая имеется на складе. Логистика Концерна развита хорошо, поэтому ассортимент, как правило, ни в одном городе не «проседает».
«500 тысяч евро в модернизацию»
— Вы сказали, что на московском заводе оборудование более новое и мощное, не планирует ли «Алтайхолод» в ближайшее время модернизировать производственные линии?
— Недавно был заключен контракт на модернизацию некоторых линий по производству эскимо. Будет установлено автоматизированное оборудование марки TetraPak. Мощность завода по производству эскимо и стаканов значительно увеличится. Кроме того, линии будут универсальные, и позволят изготавливать как уже существующие сорта мороженого, так и вводить в производство новые, к примеру, многоцветное мороженое, или с разными наполнителями. Технический запуск планируем осуществить этой весной. Инвестиции в проект составят более 500 тысяч евро.
— Если оборудование будет полностью автоматизированным, то неизбежно сокращение сотрудников?
— Да, но это выгодно для компании, потому что на площадке по производству мороженого сезонный характер работы, сотрудников приходится осенью сокращать, а весной вновь принимать на работу. Если в сезон на предприятии работает 1200 человек, то в осенью и зимой примерно 800 человек, летом всегда возникает проблема с кадрами.
— Производство вафельных стаканчиков также налажено на мощностях вашего завода, или их приходится закупать у других компаний?
— У «Алтайхолода» есть цех по изготовлению вафельных стаканчиков и рожков, поэтому завод обеспечивает себя этой продукцией, однако в сезон стаканов иногда не хватает, приходилось докупать в Новосибирске. Теперь предприятие будет полностью обеспечивать себя стаканами и рожками, так как в ближайший месяц будет установлена дополнительная линия по производству вафельной продукции, а запустить ее планируется в следующем сезоне, соответственно, потребности в вафле будут полностью закрыты. Мощность линии составит 500 тыс штук в сутки, ее загрузка будет осуществляться в зависимости от потребности.
«Санкции подняли цены на сырье»
— Где закупаете сырье, и, учитывая текущие экономические условия, существует ли сырьевая проблема?
— Для производства мороженого требуется три основных ингредиента – молоко, чаще сухое, сахар, масло, и для некоторых сортов мороженого шоколад, и различные наполнители. Сейчас практически все закупаемое нашей компанией сырье российского производства, кроме сухого молока, оно закупается в Белоруссии, так как отечественный производитель этого продукта не может конкурировать по цене. Центр закупок находится в головном офисе в Москве, «Алтайхолодом» закупается только местное сырье, к примеру, сливочное масло поставляет барнаульский молочной комбинат, в том числе оно отправляется на московское производство. Сахар закупаем либо алтайский, либо краснодарский. Шоколад в основном используется бельгийский и немецкий. Это связано как с ценой, так и с требованиями к свойствам шоколада, для производства мороженого он должен обладать определенной вязкостью.
Сырьевая проблема – есть, в первую очередь в России сформировалась острая нехватка молока, соответственно, и сушат его в недостаточном объеме.
Найти недорогое и качественное сырье очень сложно, это одна из главных проблем отрасли. К тому же цена на ингредиенты постоянно скачет, и имеет зависимость от сезона. Если говорить о влиянии санкций, то могу сказать, что за последнее время стоимость практически всех сырьевых компонентов, в том числе шоколада, значительно возросла.
— Это означает, что можно ожидать повышения цены на мороженое?
— Если ситуация не стабилизируется, то да, цена скорее всего вырастет, либо придется работать себе в убыток.
«Киосков становится меньше»
— Отрасль производства мороженого реализует свою продукцию в том числе через киоски. Скажите, где сбыт идет лучше – в стационарных киосках или в супермаркетах? С чем бы Вы это связали?
— В этом плане в каждом городе индивидуальная ситуация. В одних городах сеть киосков развита, а в других нет, это связано со многими причинами. К примеру, в Барнауле сейчас порядка 85 киосков, это хороший показатель, причем сеть представлена только фирменными киосками «Русского холода». От общего объема продаж, реализация через киоски в Барнауле составляет около 10-15%. Однако по прибыли на килограмм, этот канал торговли, естественно, выгоднее, потому что весь чистый доход на промежутке «от производителя до розничного покупателя» остается в компании. В магазинах же, приходится этой прибылью делиться. Аппетиты у розничных продавцов, конечно разные, но в основном — большие. Тем не менее, сейчас продукция «Русского холода» представлена практически во всех крупных продуктовых сетях.
— Как обстоит ситуация с киосками «Русского холода» в Новосибирске?
— В Новосибирске количество киосков небольшое, около 150, это немного, учитывая численность населения. Возможность поставить их больше — есть, но городская администрация неохотно дает согласие на установку новых киосков, торговых площадей и так много, поэтому организовывать дополнительные торговые точки, по их мнению, смысла нет.
Направление торговли через киоски – своеобразное и хлопотное, это непростой канал. Самое главное угадать местоположение, поставить киоск на «тропе», в этом случае он зачастую дает выручку больше, чем в выгодно стоящем магазине торговой сети.
Еще одна сложность в содержании сети киосков заключается в том, что некоторые из них приходится закрывать на зимний период из-за их нерентабельности, но арендную плату за землю, на которой они стоят, платить все равно приходится.
— Какой процент киосков «Русского холода» закрывается в несезон?
— Опять же в каждом городе этот показатель отличается. Но в целом примерно 30% действующих киосков приходится «замораживать» в зимний период. При этом накладные расходы не уменьшаются, и сотрудников, которые обслуживают киоски, также полностью сократить нет возможности. Кроме того, заходя в город с сетью киосков, их нужно устанавливать сразу в определенном количестве, которое было бы рентабельно содержать, и обслуживать.
— Изменилось ли количество фирменных киосков по продаже мороженого в текущем году, их количество растет или уменьшается, какова тенденция?
— Не растет, это точно. Руководители городской торговли, как я уже говорил, не очень активно поддерживают этот канал реализации продукции. Можно даже говорить о том, что количество киосков сокращается. Это вялотекущий процесс, но все может измениться в любой момент, учитывая то, как стремительно порой корректируется законодательство в нашей стране. В последнее время периодически возникают идеи, то одно направление киосков ликвидировать, то другое, в том числе это касалось и киосков по продаже мороженого, все непредсказуемо. Если отрасль лишится такого важного канала сбыта, то сразу же сократится объем продаж, придется менять маркетинговую политику.
«Стаканы всегда в приоритете»
— Каких принципов вы придерживаетесь в распространении продукции?
— В Компанию «Русский холод» входит «Торговый дом», который и занимается реализацией всей продукции, эта же структура формирует заказы на производство, составляются как ежемесячные заявки, так и более долгосрочные — на квартал, на год. Мороженое не продается в розницу с производства напрямую. У «Торгового дома» есть собственные филиалы, их около 16, выработана система дистрибуции, и у каждого филиала есть различные каналы торговли.
— Как сильно падает объем производства зимой, по отношению к летнему периоду?
— Может сократиться в 3-4 раза. Например, на «Алтайхолоде» летом производим примерно 2000 тонн мороженого в месяц, а зимой около 600 тонн в месяц. В целом мощность производственной площадки «Алтайхолода» составляет около 2,5 тыс тонн мороженого в месяц.
— Какие позиции из ассортимента более популярны летом, а какие зимой?
— Зимой производство делает акцент на весовое мороженое: брикеты, торты, мороженое в мешках и пакетах. Летом большей популярностью пользуется порционный ассортимент: вафельные стаканчики, эскимо, фруктовый лед.
— Есть ли какие-то виды мороженого, которые производится в большем объеме, чем остальные?
— Компания «Русский холод» в целом производит около 150 видов мороженого, поэтому выделить несколько самых популярных видов достаточно сложно, а тем более какой-то один. В производственном процессе, в зависимости от потребностей рынка, приходится периодически перенастраивать оборудование под разные виды мороженого. Поэтому нельзя точно сказать, какие виды изготавливаются в большем объеме. Кроме того, может быть и так, что в одном месяце потребность больше в одном сорте мороженого, а в следующем приоритеты потребителя меняются, и акцент в производстве смещается на другой вид. Но, естественно, «стаканы» всегда в приоритете.
— В какие страны экспортируется мороженое? Какие наименования мороженого компании «Русский Холод» более популярны за рубежом?
— Филиалы «торгового дома», расположенные в СФО, экспортируют продукцию в Казахстан и Монголию. Сам «Алтайхолод» не производит мороженое на экспорт, потому что местные контролирующие органы предъявляют для этого слишком жесткие требования. Продукция с московской производственной площадки экспортируется в страны Европы и Америку. Большей популярностью пользуется весовое мороженое под брендом «СССР». Доля экспорта составляет менее 10% от общего объема производства «Русского холода».
— Как часто выпускаются новые виды мороженого? Как это зависит от сезона?
— Новинки, выпускаются каждый год, как правило, – весной к летнему сезону, и осенью для того, чтобы всколыхнуть спрос потребителя в менее активный по прибыли зимний сезон. Этой осенью планируем запустить новую линейку мороженого – ванильный пломбир, который будет выходить в различных интерпретациях – рожок, брикеты, эскимо.
— Были такие ситуации, когда делали ставку на новинку, а она проваливалась на рынке, расскажите, как часто приходится замещать неэффективные бренды?
— Были, конечно. В свое время мы выпускали мороженое с кедровым орехом. Сначала эта новинка «выстрелила», а потом цена кедрового ореха взлетела, и пришлось отказаться от производства этого вида мороженого. В зависимости от урожайности и времени года цена на кедровый орех скачет, а цена на мороженое должна оставаться относительно стабильной.
Другой пример — мороженое с натуральным облепиховым джемом. Его производство пришлось также приостановить, но по другой причине – не оценил потребитель. Тем не менее, эксперименты по выпуску новых сортов мороженого проходят постоянно.
«Натуральное мороженое – спорное явление»
— В последнее время стали появляться компании, которые позиционируют себя как производители натурального мороженого, в том числе с использованием сырого молока, как Вы оцениваете такую тенденцию?
— Так себя позиционировать сейчас не совсем правильно, потому что все производители мороженого в связи с новыми стандартами, которые вступили в силу полтора года назад, должны использовать только натуральные ингредиенты. Теперь в производстве не должен использоваться растительный жир, разрешен только молочный жир. Поэтому заявлять о том, что компания выпускает исключительно натуральную продукцию, не совсем корректно. Такие заявления не дают сейчас никакого конкурентного преимущества. Компании с такой маркетинговой политикой, как правило, занимают небольшую нишу, пытаясь «отщипнуть» от рынка какой-то процент.
— Обычное сырое молоко не используется «Алтайхолодом», потому что оно не предусмотрено по технологии, или с целью удешевления конечной продукции?
— Сырое молоко может использоваться, но с ним очень много хлопот. Нужно организовывать молокоприемники, при этом местного молока не хватает, а вести издалека – рискованно, по дороге оно часто портится. Поэтому чтобы у мороженого было неизменное качество и вкус, целесообразнее использовать сухое молоко. Мелкие компании, возможно и могут себе позволить использовать в производстве сырое молоко, но крупные производственные площадки – нет, требуется очень много сырья, и оно должно изо дня в день обладать стабильными характеристиками, а это практически невозможно.
«Реклама работает на конкурентов»
— Часто у конкурирующих на рынке компаний наблюдаются аналогичные маркетинговые ходы. В случае с производством мороженого можно заметить схожесть в упаковках и названиях брендов. Случались ли у «Русского холода» споры с другими компаниями в этой сфере?
— Да, споры случались, хотя в последнее время не припомню. Тем не менее, это нормальное явление на рынке. Если какой-то вид мороженого становится популярным, то другой производитель пытается визуально подстроить свою продукцию под раскрученный бренд. К тому же любая реклама существенно повышает продажи рекламируемой категории товара сразу у всех участников рынка. Так что средства продвижения продукции работает, в том числе, на конкурентов.
— Какого рода разногласия могут возникать у производителя с компаниями, реализующими мороженое в рознице?
— Самый распространенный тип конфликта – неправильное хранение мороженого. Организация «холодной цепочки» — существенная составляющая в бизнесе. Важно, чтобы с завода мороженое правильно привезли на склад партнера, чтобы он его надлежащим образом хранил, и оно не таяло. Часто подтаявшее мороженое пытаются вернуть производителю, разногласия в этом случае решаются по-разному, в зависимости от того, какова сумма ущерба, насколько порядочен и важен партнер.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Анастасия Пурвиньш
аналитик маркетингового агенства "Grinderr"
По данным экспертов, производство мороженого в России в 2013 г. выросло менее чем на 2% и составило 370 000 тонн, или 64 300 млн. руб. в ценах производителей. В 2014 году ожидается рост, но по прежнему небольшой. В натуральном выражении в пределах 2%, и в денежном измерении с учетом инфляции около 5%.
Продажи мороженого в Новосибирской области на 2014 г. прогнозируются в размере 7,1 тыс. тонн или чуть менее 2 млрд. рублей в розничных ценах. При чем, рост в денежном выражении фактически будет происходить за счет удорожания мороженого, так как рост в натуральном выражении составит не более 2%.
Размер импорта и экспорта составляет около 2% от общего рынка мороженого, причем размер экспорта ненамного превышает импорт. Наибольшая доля экспорта идет в Казахстан (67%), рынок которого имеет устойчивые тенденции к росту (порядка 4% в год в натуральном выражении).
Лидеры рынка
Крупнейший игрок на российском рынке мороженого – компания «Инмарко», принадлежащая концерну Unilever, ее доля на рынке составляет около 21% (от рынка в розничных ценах) и 16% от физического объема производства.
Следующая тройка крупнейших производителей и продавцов мороженого в России занимает около 6-8% рынка каждая, это «Русский Холод», «Талосто», и «Айсберри». Порядка 6% доля Nestle. Новосибирские производители «Гулливер» и «Гроспирон» занимают примерно по 1,5% российского рынка.
Однако в Новосибирске ситуация по ключевым игрокам немного другая. Традиционно, большую долю имеет «Инмарко» — этот бренд компании Unilever занимает 65% объема рынка в стоимостном выражении. Еще один крупный игрок – «Русский Холод», а также «Гроспирон» и «Гулливер».
Тенденции
Одна из ключевых прогнозируемых тенденций на рынке мороженого в 2014-2016 гг – перераспределение каналов продаж в сторону супермаркетов и сетевых магазинов, и, соответственно, снижение доли и количества киосков с мороженым. Это приведет к более жесткой конкуренции между производителями, в том числе и за место на полке.
Ожидается также рост доли СТМ (собственных торговых марок от крупных сетей) в общем объеме продаж мороженого. Как следствие – появление более дешевого мороженого в сетях и вытеснение части ассортимента независимых производителей. Это также может повлечь еще одно изменение на рынке — производство фабриками мороженого под СТМ по заказу сетей.
Прогноз
Тем не менее, на 2015 и 2016 гг. прогноз роста рынка мороженого в Новосибирской области можно ожидать на уровне 2-3,5% в год в натуральном выражении. С одной стороны, рынок ограничивает общее замедление темпов роста розничной торговли и ВРП, что в первую очередь сказывается на товарах не первой необходимости. С другой – мороженое является самым доступным лакомством по цене, и покупательский спрос может перераспределиться на него с других продуктов, таких как шоколад, конфеты, десерты, это позволит избежать провала рынка. Прогнозируемое потребление мороженого непосредственно в Новосибирске (включая пригороды) в 2015 г. составит 6 128 тонн или 1,67 млрд. руб. в розничных ценах, или 3,1-3,15 кг. на человека в год.
Рост личного потребления на человека в год ожидается в пределах 3% до 2016 г. и перспективы дальнейшего роста рынка до 4-4,5 кг. год (т.е. в 1,5 раза), так как рынок является ненасыщенным и существенно отстает в доле личного потребления от большинства развитых стран. Также произойдет постепенное увеличение доли мороженого для домашнего потребления (в больших упаковках).