Сибирская ассоциация автомобильных дилеров: пациент скорее жив, чем мертв

Необходимость в отраслевых ассоциациях наиболее явно проявлялась в 90-е годы, когда рыночная экономика только начинала свое формирование. Тогда возникло понимание, что выражать и отстаивать свои интересы совместно гораздо проще, чем поодиночке. Но в момент, когда рынок сформирован, нередко возникает новый вопрос: а для чего нужна ассоциация сегодня? Способна ли она принести ощутимую пользу? Может ли она диктовать условия рынку, и готов ли рынок эти условия принять? В таком положении оказалась и Сибирская ассоциация автодилеров, у «руля» которой стоял первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов. Можно ли говорить о естественном закрытии ассоциации или, напротив, о возрождении на новых началах? В ситуации разбирался «КС».

От истоков к сегодняшнему дню

История СААД берет свое начало в 1997 году, когда была впервые основана ассоциация автомобильных дилеров Сибири. Возглавлял ее тогда соучредитель самого крупного местного дилера «Автолэнд-Сибирь» (ныне член совета директоров «СТС-Автомобили», почетный член СААД, врио главы ассоциации) Виктор Борицкий. Изначальной целью организации являлось совместное решение таможенных и административных проблем. «Надо было бороться с предрассудками, продвигать представляемую продукцию на экзотический для нее рынок, поднимать культуру автовладения в Сибири на новый уровень», — приводит слова Виктора Борицкого официальный сайт СААД. После дефолта 1998 года организация официально не была закрыта, но фактически она перестала действовать. А в 2007 году в Новосибирске появилась Сибирская ассоциация автодилеров (СААД) для решения вроде бы тех же самых задач.

«Ассоциация нужна для выработки единого подхода при решении проблем, для создания системы маркетинга, кадров, обучения. Здесь не важен бренд, потому что проблемы у всех одинаковые», — поясняет председатель совета директоров «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях) Андрей Бец. Но сегодня, по словам многих участников, ассоциация со своими задачами не справляется. «Несколько лет это был в хорошем смысле клуб общения директоров, — рассказывает врио главы ассоциации Виктор Борицкий. — Порядка 20–25 человек обменивались опытом работы. Организация немного занималась благотворительностью, например, дарила автомобили многодетным семьям. Ежегодно на День города проходила выставка автомобилей, потому что другой хорошей выставки у нас нет. Мы пытались решать и другие вопросы, например, бороться с потребительским экстремизмом».

В том, что ассоциация нужна для выстраивания взаимоотношений с властью и решения собственных проблем, сошлись все опрошенные дилеры. И в том, что сегодня она не справляется со своими задачами, увы, тоже. «Ассоциация была нужна в 1997-м, 2007 годах и нужна сейчас, — уверен генеральный директор «Патриот-авто» (официальный дилер Peugeot в Новосибирске) Евгений Рубаненко, которого участники называют одним из инициаторов реформирования СААД. — Компания «Патриот-авто» в ассоциации около пяти лет, с членами совета СААД мы работали над решением вопросов, которые интересны дилерскому сообществу, отчасти их решили, деятельность я оценивать бы не хотел. Сейчас там не происходит ровным счетом ничего».

«В ассоциации в таком виде, как она есть, нет необходимости, — считает соучредитель компании «Альт-парк» (официальный дилер Skoda, KIA, SsangYong, UzDaewoo в Новосибирске) Дмитрий Новиков. — Ее следовало бы реорганизовать. Никаких задач она сейчас не выполняет, последнее, что было сделано полезного, — это выставка автомобилей на День города. Мы вступили в ассоциацию в 2009 году, чтобы скоординировать точки зрения. Но ожиданий ассоциация не оправдала, по пятибалльной шкале это двойка с плюсом. Интересы дилеров не защищались, не учитывались пожелания. Самый яркий пример — ничего не делается для защиты от «потребительского экстремизма». Например, потребитель покупает в салоне машину и, отъездив 100 тысяч километров, старается сдать ее и получить взамен новую. То есть использует все способы, чтобы пересесть на новый автомобиль. Деятельность Михаила Невмовенко (бывшего исполнительного директора. — «КС») я бы оценил ровно так же, как и деятельность всей ассоциации. Но это не только его вина, это вина ассоциации, частично вина каждого дилера. Все дело в пассивности, в пассивной жизненной позиции каждого».

«В прошлом году мы вышли из ассоциации, — замечает директор одного из двух ДЦ ГК «Автомир», «Автомир на Энергетиков» (официальный дилер Hyundai, Suzuki в Новосибирске) Дмитрий Канаев. — У нас началась внутренняя реорганизация предприятий, и наш выход из СААД на самом деле — чисто техническая, «документальная» необходимость. Сейчас, когда реорганизация подходит к концу, мы готовы в скором времени вновь документально оформить свое членство в СААД. Однако если говорить о фактическом, живом, деятельном участии в жизни сообщества автодилеров — оно и не прекращалось». Представитель еще одного из бывших членов ассоциации на условиях анонимности отметил, что СААД прежде всего не хватало рыночной власти: «Ассоциация могла бы быть монополией, которая диктовала бы свои условия и страховым компаниям, и рекламным агентствам, и т. д. Тогда бы эффект был бы для всех заметен и не вызвал бы вопросов. А когда единственной целью ассоциации является проведение выставки в День города, то стимулов оставаться в такой организации нет».

Стоит отметить, что долгое время ассоциацию возглавлял первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов. Наличие представителя власти у руля СААД безусловно всячески способствовало вступлению в ассоциацию новых членов и формированию высоких ожиданий. Все же ни у одной другой российской ассоциации автодилеров не было главы, который бы представлял исполнительную власть, в основном отраслевые союзы возглавлялись наиболее активными бизнесменами. Именно наличие Андрея Ксензова в качестве главы ассоциации было в хорошем смысле гарантом ее функционирования и залогом развития в будущем. Накануне выборов мэра города Андрей Ксензов был вынужден написать заявление о сложении с себя полномочий председателя ассоциации, но пообещал тогда «КС», что автодилеров ни в коем случае не бросит.

О дальнейших планах, связанных с развитием СААД, Андрей Ксензов публично не сообщал. В ответ на запрос «КС» он отметил, что больше этой общественной деятельностью не занимается. Дальнейшие комментарии с его стороны по этому вопросу получить не удалось.

В конце прошлого года ассоциацию покинул и бессменный исполнительный директор Михаил Невмовенко, занимавшийся всей текущей деятельностью СААД, а также проведением встреч ее членов. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что еще до ухода Михаила Невмовенко деятельность ассоциации, по словам ее участников, была достаточно пассивной. После ухода Невмовенко были анонсированы выборы нового главы СААД, которые планировалось провести весной 2014 года. В автодилерских кругах даже появились информация о потенциальных претендентах на этот пост, среди которых больше всего шансов было у бывшего управляющего «Автолэнд-Сибирь» Игоря Старкова. Однако выборы до сих пор так и не состоялись.

Михаил Невмовенко видит причину бездействия ассоциации в следующем: «У исполнительного директора совет решил неправомерно забрать часть полномочий — право распоряжаться финансами ассоциации. Поэтому, я думаю, не нашлось и новых кандидатов на должность». Свой уход с должности он объясняет тем, что ассоциация не хотела оплачивать его деятельность на условиях договора управления: «Мне предлагали работать на общественных началах, пока проводится конкурс. Весной 2007 года в организации было только пять учредителей, и я получал половину вознаграждения. Но за шесть лет СААД выросла в десять раз, и всех привлекал я, это позволило ассоциации последние два года оплачивать мне задолженности первых лет. За время, пока я был в должности исполнительного директора, СААД стала членом Российской ассоциации автодилеров РОАД. У нас был впервые принят этический Кодекс, который взял на заметку президент РОАД Андрей Петренко, и в дальнейшем он использовался в разработке Кодекса поведения автодистрибьютора АЕБ. При посещении «АВТОСИБ-2012» он сам отмечал, что работа у нас ведется на «столичном» уровне, не хуже, чем в РОАД. У нас ежегодно проводилась автомобильная выставка в День города. Сказать, что чего-то, что планировала ассоциация, мне исполнить не удалось, я не могу. Ежегодно у нас проводились собрания, утверждались мой отчет и планы на год. И не было такого, что какой-то из пунктов не был выполнен. Но с тех пор как я ушел, ни одного собрания так и не проводилось, да и выставка не состоялась». Сейчас обязанности главы ассоциации временно исполняет Виктор Борицкий и говорит, что пока не решил, будет ли заниматься ассоциацией дальше: «Если будут какие-то свежие предложения, то может быть да. На мой взгляд, должны приходить свежие молодые кадры. Зачем создавать клуб пенсионеров?»

Виктор Борицкий связывает фактическое бездействие в первую очередь с экономическими причинами: «Впервые за много лет ситуация на рынке серьезно ухудшается. Конечно, кризис 1998 года был обвальным, тогда объемы упали в 10 раз. Сейчас такого не происходит, но уже несколько лет идут затяжные экономические и политические рывки. То небольшой подъем, то спад». Во время кризиса 1998 года из 15 дилеров, входивших в ассоциацию, 12 разорилось, и ассоциация прекратила существование. Сегодняшним компаниям, по мнению Виктора Борицкого, это не грозит. «Автодилеры с рынка сегодня не уйдут, но денег на дополнительные затраты не останется, и в первую очередь будет урезан маркетинговый бюджет. То есть не будет хватать денег на выставки и содержание ассоциации».

Другой причиной застоя в этом году Виктор Борицкий называет отсутствие в ассоциации ярко выраженного лидера: «По три года ассоциацию возглавляли достаточно знаковые фигуры: Андрей Христьянович Бец — председатель совета директоров и владелец «СТС-Автомобили», человек опытный, влиятельный. Андрей Евгеньевич Ксензов, который очень много сделал, будучи вице-мэром. Сегодня в ассоциации нет такого лидера, — замечает он. — Для новых выборов пока нет хороших кандидатур, поэтому они могут состояться и через полгода и через пять лет. Весной наши выборы совпали с выборами мэра, поэтому всем было не до них. Не вижу ничего страшного, если выборы состоятся через год. Они могут и вовсе не состояться, если не будет интереса и идеи». Ассоциация, по его словам, переживает сейчас «кризис жанра», когда нет четко сформулированных целей и задач. «У нас сегодня нет четко продуманного плана на следующий год — что этой ассоциации делать, — комментирует он. — То, что делалось в течение нескольких лет, уже немного набило оскомину и надоело. Хочется каких-то новых объединяющих идей. Этого тоже пока нет». Также Виктор Борицкий не видит ничего страшного в том, если ассоциация прекратит существование: «Потому что она нужна не рынку, а дилерам. Это их трибуна для общения с властью, что-то вроде профсоюза, где можно решать и кадровые и рекламные вопросы».

Впрочем, в заключение стоит отметить, что проблемы СААД нельзя назвать уникальными для авторынка. Так, в соседнем Красноярске существует ровесник СААД — ассоциация красноярских автодилеров. Она также переживала в своем развитии разные этапы — от полного расформирования до повторного воссоединения. Впрочем, феерического возрождения у нее не получилось. «Ассоциация красноярских автодилеров — это скорее «клуб по интересам», а не структура, которая может кардинально повлиять на решение вопросов, стоящих перед автодилерским сообществом. В этом плане очень многое зависит от властей и их желания прислушаться к советам ассоциации. Если бы власти прислушивались к ассоциации, то тогда вероятность вступления членов в ассоциацию была бы существенно выше, как и готовность решать стоящие перед ней проблемы», — считает глава ассоциации, учредитель «Медведь-Холдинга» Николай Бяков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ