«Кентервильское привидение» пожалует в Сибирь

Новосибирский театр оперы и балета решил поставить мюзикл. «Кентервильское привидение» — история, написанная Оскаром Уайльдом, которую он охарактеризовал как «материо-идеалистический романтический рассказ». За материализм в сюжете отвечают прагматичные американцы, купившие старинный замок, за идеализм — обитающие в нем привидения. Премьера ожидается в июле. Музыку к спектаклю написал новосибирский композитор, доцент кафедры теории музыки Новосибирской консерватории, кандидат искусствоведения АНДРЕЙ МОЛЧАНОВ. Специально для «КС» он рассказал о предстоящей премьере.

Как стать композитором

— Я коренной новосибирец, окончил теоретико-композиторское отделение нашей консерватории, занимался у профессора, народного артиста Георгия Николаевича Иванова. До этого окончил теоретическое отделение музыкального колледжа имени А. Мурова, где занимался факультативно у П. А. Ладыженского. Первые шаги в качестве композитора стал делать самостоятельно, по внутреннему порыву. Этапы становления были следующие: сначала внутреннее побуждение, потом уроки с наставником, а дальше — окончательный выбор пути. В целом лично мне, наверное, ближе серьезная музыка, хотя я пишу и песни, и романсы, и музыку к фильмам — приходится быть универсалом. Сочиняю много камерной музыки в академических жанрах, сотрудничаю с местными исполнителями. Например, недавно мои произведения звучали в программе I Всероссийского вокального конкурса имени Лидии Мясниковой и VII Международного конкурса юных скрипачей.

Однако спрос на композиторское творчество нельзя назвать постоянным, поэтому приходится осваивать другие виды занятости. Сейчас, например, я занимаюсь преподавательской деятельностью, есть опыт работы в кино: я сделал несколько фильмов с режиссером Ириной Према. Приятно отметить, что на сегодняшний день наметился подъем интереса к современным авторам: оркестры стали играть сочинения сибирских композиторов, на нас обратил внимание театр. Это взаимовыгодная творческая работа, которая обогащает обе стороны. Театр расширяет репертуар оригинальным сочинением современного автора, который живет и работает в Сибири. Композитор в свою очередь получает ценный опыт взаимодействия с театральным коллективом.

Композиторы пока вне маркетинга

Есть ли точки взаимодействия с местной деловой средой? В этом плане все довольно хаотично. Например, композитор написал произведение и принес его в театр. В театре говорят, что взяли бы, но не хватает финансирования. И композитор ждет энное количество лет… Хорошо было бы открыть интернет-портал для встречи меценатов и творческих людей, это дало бы новые интересные возможности. Или, например, организовать систему грантов для постановки различных произведений. Очень важно исполнять произведения современных композиторов в абонементных программах, чтобы наше творчество не было автономным, а получало общественный и профессиональный резонанс. Например, в консерватории регулярно проходят концерты, на которых звучат современные произведения, зародилась традиция исполнения современной музыки в рамках фестиваля «Сибирские сезоны». Конечно, ценно и внимание прессы, реклама, новая информация в Интернете.

Откуда приходят сюжеты

Чаще всего это просто случай. Сценарий «Кентервильского привидения», написанный петербургским драматургом Вячеславом Вербиным, привез в наш город один из актеров. Возникла идея создания нескольких вариантов музыки, мне тоже предложили взяться за этот сценарий. Сначала музыкальный материал существовал в виде оперетты, но для оперного театра я сделал новую редакцию. Либретто, на которое я опирался, написано с хорошим юмором, сценарий позволяет показать и лирическую сторону, и динамическое действие, и разноплановый жанровый материал. Сюжет предполагает контраст времен, в конфликте сталкиваются две философские мысли, которые олицетворяют Америка и Старый Свет. Идея довольно прозрачна, она прослеживается на протяжении всего спектакля. Все это очень привлекательно и актуально во все времена.

Мюзикл — жанр своеобразный

Есть две основные традиции: американский мюзикл с большим оркестром, массовым действием и обилием шума, и европейские мюзиклы, переосмысливающие этот жанр. Мы лучше воспринимаем европейские спектакли, в которых больше глубины, чем зрелищности. Если говорить о новосибирских постановках, в плане музыки мне очень нравится «Месса», хотя по жанру это не мюзикл в чистом виде. При создании «Кентервильского привидения» я ориентировался на стиль классического симфонизированного мюзикла в духе Эндрю Ллойда Уэббера. Музыка в нем предполагает, с одной стороны, ясные и доходчивые демократические темы, с другой — симфоническое развитие.

Композитор, режиссер, художник

В работе над «Кентервильским привидением» мы тесно сотрудничаем с режиссером постановки Игорем Селиным. Я бы сказал, что Селин ставит крупными мазками — вспомните его масштабную постановку оперы «Фауст», где отчетливо виден индивидуальный режиссерский почерк, умение создать яркую, выразительную драматургию. Сама идея сделать вторую редакцию «Кентервильского приведения» в большей степени принадлежит Игорю Селину, в ходе доработки произошли некоторые перекомпоновки музыкального материала, что-то мы сочли нужным сократить, что-то добавить. Это была совместная работа, направленная на конечный результат. Интересный, смелый проект сценографии предложил питерский художник Кирилл Пискунов. Когда я увидел эскизы декораций, то порадовался, что они классически ориентированы — это не чрезмерный авангард, Англия четко просматривается, заложенный в сюжете контраст идей и эпох выражен и на уровне костюмов. Наблюдать за работой художника и режиссера, видеть рождение замысла очень интересно. Для постановки набрано два разных состава, молодежный профессиональный и студенческий, и мне будет интересно сравнить результаты.

Премьера будет экзаменом

Музыкальный материал я сочинил быстро, мелодии пришли ко мне легко. Больше времени и сил занял следующий этап работы: подготовка партитуры, речитативных сцен для театра. Но это уже дело техники. Конечно, хотелось бы, чтобы произведение нашло отклик у публики, но при создании крупного произведения для театра гарантировать коммерческий успех заранее на 100% невозможно. О «Кентервильском привидении» могу сказать, что эта работа сделана честно, с полной отдачей, поэтому хочется надеяться на хороший результат. Считается, что мюзикл — идеальный вариант для семейного выхода в театр. Здесь будет все, за что мы любим этот жанр: лирические темы, сильные чувства, яркие танцевальные номера, динамичное развитие действия, интересные постановочные эффекты, юмор и ирония.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ