Ювелирный рынок: «Кто не сможет, тот уйдет»

Аналитики не отрицают, что в ближайшие годы ювелирный рынок России ждет переориентация на массовый сегмент — эконом и средний класс, так как себестоимость продукции в этой нише ниже, а спрос на нее при этом более стабилен. Как следствие, не исключено, что некоторые игроки и вовсе покинут рынок. Какие компании являются лидерами в Сибири, как чувствует себя ювелирная отрасль в целом в данный момент и какими нарушениями чаще всего грешат, по мнению Западно-Сибирской инспекции приборного надзора, продавцы ювелирных изделий, выяснял корреспондент «КС».

Доверяй, да проверяй

За 2013 год через Западно-Сибирскую инспекцию пробирного надзора прошло 950 тысяч изделий из золота, серебра, платины и палладия. Из них около 15 тысяч были возвращены, поскольку не «вошли в пробу», сообщил заместитель начальника Западно-Сибирской Государственной инспекции пробирного надзора Владимир Приб в ходе круглого стола о проблемах и перспективах сибирской ювелирной отрасли, который состоялся на минувшей неделе в Новосибирске.

«Грешат изготовлением некачественных ювелирных изделий, не соответствующих ГОСТу, как индивидуальные предприниматели, так и крупные компании, — отмечает господин Приб. — Бизнес растет, точек становится больше, и действия совершаются «по накатанной». Вследствие чего контроль за качеством снижается».

К другим распространенным нарушениям специалисты относят незнание производителями нормативной базы и документации, «из-за чего во время проверок возникают проблемы»; отсутствие регулярной инвентаризации, несвоевременную замену весов, а также непредоставление данных в Росфинмониторинг о совершаемых сделках.

Из четырех округов — Центрального, Северо-Западного, Уральского и Сибирского — СФО находится на четвертом месте по частоте предоставления данных в Росфинмониторинг. «Большая доля по СФО приходится на Новосибирскую область — 56% сообщений, Красноярский край — 25% и Иркутскую область — 9%. Остальные регионы представлены очень слабо, есть даже такие, которые вообще не сотрудничают с Росфинмониторингом, это, к примеру, Республика Алтай: за 2013 год не было отправлено ни одного сообщения», — рассказывает заместитель руководителя межрегионального управления Росфинмониторинга по СФО Сергей Некрасов.

Стоит отметить, что за прошлый год Западно-Сибирская инспекция пробирного надзора провела 130 проверок, в ходе которых было возбуждено в общей сложности 104 дела: 24 из них по статье 15.27 ФЗ № 134 и 80 дел по статье Кодекса РФ об административных правонарушениях. В первом случае большинство дел было связано с организациями, работающими в Новосибирской области, еще три дела приходятся на Томскую область и одно — на Кемеровскую.

Во втором случае, за нарушения правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, наибольшее количество дел также приходится на Новосибирскую область — 45. Меньше всего дел возбуждено в Омской области — одно. Сумма штрафов по совокупности нарушений двух статей составила около 1,5 млн рублей.

Пока не штрафуют, но уже призывают поставщиков уделять должное внимание введенному не так давно ФЗ от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», вводящему в законодательство понятие «бенефициарный владелец».

«Эта новая мера направлена на противодействие отмыванию денег, однако конкретные механизмы ее реализации пока не прописаны, — пояснил Сергей Некрасов. — Предприятия ювелирной торговли обязаны идентифицировать клиента (запросить паспорт), совершающего покупку, и бенефициара — лицо, в чьих интересах совершается покупка, в том случае, если сумма операции превышает 15 тысяч рублей. При этом требование идентификации покупателей и бенефициаров относится и к физическим лицам».

По мнению представителей ювелирной розницы, это представляется слабореализуемым, к тому же 15 тысяч рублей для ювелирного предприятия может быть даже меньше среднего чека. Относительно того, как новая мера затронет интернет-торговлю, Сергей Некрасов считает, что «согласно закону, вы обязаны отказать в сделке, если невозможно определить покупателя и бенефициара».

«Рынок Новосибирска уже достаточно насыщен»

«В последние несколько лет рынок ювелирных изделий демонстрировал довольно высокие темпы номинального роста, — утверждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. —Согласно данным официальной статистики, объем российского рынка ювелирных изделий по итогам 2012 года составил около 164 млрд рублей. По предварительным оценкам, в 2013 году розничные продажи в секторе выросли примерно на 13%, и объем рынка превысил 185 млрд рублей. На долю СФО приходится около 12% в общем объеме рынка».

По словам аналитика маркетингового агентства Grinderr Ильи Шишкина, лидирующие позиции на ювелирном рынке СФО на сегодняшний день удерживают сети «585» (которой также принадлежит сеть GOLD), «Жемчужина», «Хризолит», «Русский Ювелир», «Сапфир-Н», «Яшма-Золото» и «Московский ювелирный завод». Из них к федеральным относятся «585», «Яшма-Золото» и «Московский ювелирный завод». Добавляет к ним не так давно зашедшую в Новосибирск федеральную сеть ювелирных салонов Sunlight аналитик «Инвесткафе» Роман Гринченко.

При этом конкуренция достаточно сильна: на сегодняшний момент в городе (с пригородами) работает порядка 380 ювелирных салонов, из которых 169 салонов, или 45% являются сетевыми, а доля семи крупнейших сетей составляет 19% от общего числа салонов. Как отмечает Илья Шишкин, новосибирский рынок близок к своему насыщению, и рост выручки отдельных компаний уже практически происходит за счет завоевания долей конкурентов.

«Размер первичного рынка ювелирных изделий Новосибирской области в 2013 году снизился на 2%, что выглядит довольно существенным изменением тренда, особенно по сравнению с 2012 годом, когда рост составил 21%, — рассуждает Илья Шишкин. — В настоящее время рынок Новосибирска уже достаточно насыщен, поэтому, на мой взгляд, ожидать роста в нынешнем году не стоит. Более того, некоторые магазины могут закрыться, не справившись с арендными ставками вследствие прогнозируемого снижения покупательской способности».

Вследствие этого аналитики ожидают, что ювелирный рынок может переориентироваться на более массовый сегмент — эконом и средний класс, так как себестоимость данной продукции ниже, а спрос на нее более стабильный. «Впрочем, за 2013 год объем производства ювелирных изделий с бриллиантами в целом по стране вырос на 10,9%, что меньше роста на 13,7% за 2012 год», — отмечает Роман Гринченко.

Максим Клягин предполагает, что в 2014 году, темпы роста сформируются на уровне не выше 10%, и это, скорее, оптимистичный сценарий: «Как показывает практика, спрос на ювелирные изделия в период экономического спада и сокращения потребительских доходов, как правило, значительно снижается, так как для данной товарной группы, конечно, характерна весьма высокая эластичность».

Свой пессимистический прогноз к переориентации рынка добавил ювелир, кавалер ордена Фаберже Марк Балдин. Так, по его мнению, перспектив у ювелирной отрасли России очень мало. «Дизайнеры и художники ювелирной отрасли не нужны, — уверен Марк Балдин. — Наши компании открывают любой иностранный ювелирный журнал, копируют, штампуют вал. Единственная конкурентоспособная местность нашей страны — это Кострома, потому что там, кроме «ювелирки», ничего нет, люди вынуждены много работать за маленькие деньги. И поэтому они могут конкурировать с Турцией и с Китаем. Вспомним две динамичные компании, которые некоторое время назад пришли на наш рынок, — Pandora и Nomination. Им удается продавать серебро по цене золота. Они нашли способ зарабатывать деньги. Поэтому надо работать и не ориентироваться на массовый рынок. Выиграет тот, кто сумеет найти что-то новое. Кто не сможет, тот уйдет».

При этом немаловажно отметить, что цены на золото по сравнению с 2013 годом уже начали расти. «После 2013 года, когда цена на золото упала примерно на 30%, 2014 год начался с возрастающего тренда, — говорит директор, член Наблюдательного Совета «Моор Стивенс СНГ» Гевин Стоддарт. — Цена на золото с $1220 за унцию поднялась до $1340, продемонстрировав почти 10%-ный рост менее чем за два месяца».

Причины этого, по словам господина Стоддарта, частично отражены в годовом обзоре, выпущенном Всемирным советом по золоту. Согласно ему, в 2013 году, с одной стороны, спекулятивный интерес западных рынков к золоту существенно снизился, но с другой — значительно возрос спрос на физическое золото — золото в слитках и монетах — на 28% (1654 тонны), а также вырос спрос на ювелирные изделия — на 17% (2209 тонн). Центральные банки, в том числе России и Китая, продолжали покупать золото.

Таким образом, на рынке золота сложилась необычная картина, когда спрос на физическое золото растет, в то время как спекулятивный спрос на «бумажное» золото падает в ожидании восстановления мировой экономики и отмены государственных мер стимулирования.

«Учитывая тот факт, что позиции «бумажного» золота примерно в 100 раз выше против физического золота, общим итогом 2013 года было снижение цен на золото. Последнее заявление Федеральной резервной системы США о продолжении политики стимулирования экономики США также является значительным фактом влияния на последующие изменения цен на золото. Принимая все это во внимание, вряд ли биржевые игроки, играющие на понижение цены на золото, смогут и далее поддерживать данную позицию. Более того, я считаю, что рост цены в первые два месяца текущего года — это первый показатель того, что короткие позиции на бирже начали закрываться. Если это продолжится, то можно ожидать дальнейшего повышения цены на золото», — заключает Гевин Стоддарт.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Директор по развитию сети ювелирных салонов «Золотое сечение» Ирина Киреева:

— Ювелирный рынок в Новосибирске поддается сегментированию: примером высокой ценовой категории, на мой взгляд, является бутик Rosco Shelly, средней — наши магазины, «Русский ювелир», эконом-класс – сети «585», GOLD. Конкуренция в городе между игроками ощущается, особенно в средней категории, где работает наибольшее количество компаний, причем как федеральных, так и региональных. Стоит отметить, что по итогам 2013 года упала сумма среднего чека — если раньше покупатель при посещении ювелирного салона, как правило, тратил 5-10 тысяч рублей, то сейчас это 3-10 тысяч. К тому же, сами покупки стали более взвешенными.

В ближайшие годы, как мне кажется, на первый план выйдут брендированные салоны, мелким же и безымянным точкам по продаже ювелирных изделий придется труднее.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ