Подводные камни российского патентования

С 3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 334-ФЗ, который предусматривает внесение изменений в главу 26.5 НК РФ, касающуюся патентной системы налогообложения. Этот акт направлен на упрощение процедуры получения патента. Однако, как показывает практика, основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели при патентовании, связаны не только с налогообложением. Существует ряд «подводных камней», наталкиваясь на которые бизнес, работающий в сфере новых технологий, может серьезно пострадать, вплоть до полного разорения компаний.

С 2014 года бизнесмены, которые хотят работать на основе патента, смогут применять соответствующую систему налогообложения со дня своей государственной регистрации в качестве ИП. Все это осуществляется в субъекте РФ, в налоговом органе которого и состоят на учете бизнесмены.

Для этого, указанному физическому лицу необходимо подать в налоговый орган заявление на получение патента одновременно с документами, представляемыми для государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.

В свою очередь, налоговый орган обязан в течение пяти дней со дня получения заявления, а в определенных случаях — со дня государственной регистрации физического лица в качестве ИП, выдать или направить индивидуальному предпринимателю патент или уведомление об отказе в выдаче патента.

Кроме того, заявления об утрате права на применение патентной системы налогообложения и о переходе на общий режим налогообложения индивидуальный предприниматель теперь может подать по выбору в любой из налоговых органов, в которых он состоит на учете в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения. При этом в заявлении он должен указать реквизиты всех имеющихся патентов с не истекшим на дату подачи указанного заявления сроком действия. Форма заявления утверждается ФНС России.

По словам экспертов, самый доступный для неподготовленных людей акт, регулирующий патентование в нашей стране — Закон 1350 ГК РФ «О патентоспособности изобретений». Но нередко предприниматели не могут самостоятельно разобраться в тонкостях закона и решить вопросы регистрации патентов. Поэтому им приходится обращаться к специалистам.

«Чаще всего к патентоведам или патентным поверенным за содействием в охране своих технических решений обращаются компании, работающие в сфере промышленного производства, IT-технологий», — рассказывает патентный поверенный РФ ЗАО «ИНКО» Олеся Ермакова. – «Достаточно часто запатентовать производимую продукцию желают не гиганты рынка, а средние или даже малые предприятия, в производственных процессах которых есть место техническому творчеству. Отличительной чертой компаний, которые обращаются к патентоведам, является осознание конкурентных преимуществ, получаемых при патентовании своих результатов интеллектуальной деятельности».

Чтобы изобретение не украли

Принято считать, что патент нужен для того, чтобы уберечь предпринимателей от кражи конкурентами ценных разработок. Однако этой точки зрения придерживаются не все.

«Обычно патент нужен тогда, когда хочется найти стратегического инвестора. Например, продать бизнес или его часть. В сфере же информационных технологий проблем с патентованием нет», — уверена генеральный директор «СофтЛаб‑НСК», председатель совета директоров ассоциации «Сибакадемсофт» Ирина Травина. — «Необходимость бояться за свои разработки раздувают большие компании, такие как «Майкрософт». Насколько я помню, эта компания тратит на патенты $50 млн. и держит огромный штат юристов. Видимо, эти деньги возвращаются к ним в судах. Для них это целый отдельный бизнес. А для маленькой фирмы выдержать это немыслимо».

Иной точки зрения придерживается основатель инновационного сервиса «Mayaka» Кирилл Колодезный.

«Многие проекты в условиях российского законодательства очень сложно патентовать. Так что в основном начинающие компании стараются запатентовать свой бренд и домен.

Иначе есть большой риск, что их идею украдут», — говорит разработчик. – «Ведь если, например, одна команда разработчиков создаст игру, а вторая ее увидит, то проект не сложно будет повторить. И, если вторая команда будет более сильной, разработка может получиться даже лучше. Так что создатели первоначального варианта окажутся не у дел».

«Патентование включает в себя множество совершенно разных вещей: внешний вид продукта, его «начинка», торговый знак. Сейчас сложно найти уникальное название, которое бы было коротким, емким и не зарегистрированным. Поэтому с поиском такого названия у компаний возникают проблемы», — рассказывает директор по маркетингу и рекламе группы компаний «Тион» Олеся Яковенко. – «При патентовании необходимо быть предельно аккуратным и осторожным. Важно также быть уверенным в своем патентном поверенном, поскольку регистрация интеллектуальной собственности — это очень хрупкая процедура, одно нечаянно оброненное слово о ее предмете, и изобретение могут украсть. Вообще в России система патентования не совершена. Поэтому каждый раз, работая над новым проектом, приходится позаботиться о том, чтобы себя обезопасить».

По мнению Кирилла Колодезного, основная проблема – даже не запатентовать продукт, а доказать, что именно ты его автор, если разработку уже украли.

«А это бывает довольно сложно. Ведь для того, чтобы продукт стал другим, достаточно бывает изменить в коде несколько букв — это уже другая программа. После доказать отличия будет довольно сложно», — рассказывает Кирилл Колодезный. – «Вот, например, последовательность на каком-то сервисе: «Зарегистрироваться», «выбрать пол», «выбрать возраст»… Если переставить эти элементы местами, то будет уже совсем другой продукт».

Патент и авторское право

По словам Ирины Травиной, украдены ваши разработки или нет, сегодня можно и не узнать. Например, если кто-то начнет их применять в Китае или в Индии. Для небольшой же инновационной компании главное – беречь свою исключительную компетенцию. А патент, по сути, является ее публикацией. И чтобы уберечь разработки, часто хватает обычной регистрации авторского права.

«Мы посылаем в регистрационный орган свой код, реферат о деятельности и получаем авторские права. Это стоит недорого и рекомендуется делать всем. И, если информацию о запатентованном продукте вы должны опубликовать как ноу-хау, то сведения об авторском праве нигде не публикуются», — говорит собеседник «КС». – «Патентообладатель имеет имущественные права на изобретение. А авторское свидетельство – просто фиксация того, что вы автор данной программы. Это как в книгах: автор текста может быть Лев Толстой, а деньги от продажи изданий получает кто-то другой».

Незнание правил и изобретение велосипеда

Патентный эксперт всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Новосибирской области Владимир Яльцев выделяет две основные проблемы, с которыми сталкиваются новосибирские изобретатели при патентовании продукции.

«Первая проблема – исследователи не знают правил оформления заявок на патентование. И оформляют их как придется. Вторая – предприниматели варятся в собственном соку. То есть не изучают то, что было сделано до них. А ведь прежде чем приступать к разработкам, нужно проверить, не нарушаешь ли ты патенты третьих лиц!», — возмущается эксперт.

«Чтобы получить патент на изобретение, предпринимателям, в частности, нужно провести предварительное патентное исследование на предмет его новизны. Но зачастую оно проводиться неправильно или не полностью, в результате неверно оформляется заявка на выдачу патента. И, если обнаруживается, что «новое» изобретение уже известно на дату подачи заявки, то предпринимателю отказывают в выдаче патента», — говорит директор и основатель юридической компании «АйТи-Лекс». – «И это происходит не от безграмотности предпринимателей. Дело в том, что патентование – очень сложная специфическая деятельность. Так у профессионалов есть доступ к большой базе патентов — не только по России, но и по наиболее развитым странам: США, Японии, ЕС. И на патентный поиск тратится очень много времени – ведь необходимо проверить достаточно большой объем данных. И этим должен заниматься не изобретатель, а специалист в этой области – патентовед или патентный поверенный».

«На сегодняшний день закон прямо не говорит о том, что разработчик того или иного технического решения до подачи заявки должен провести патентный поиск, однако это очень востребованная услуга, — рассказывает Олеся Ермакова. Патентный поиск позволяет, во-первых, представить конкурентную среду, в которой работает компания, во-вторых, показывает, на что нужно обратить внимание при патентовании конкретного решения – расширить охрану или, наоборот, конкретизировать описание. А может быть, после проведения поиска разработчик вообще решит, что его решение неохраноспособно и более того, окажется, что этим решением он нарушает права третьих лиц».

Сами же разработчики большой беды в своем неведении не видят.

«Инноваторы действительно не знают правил патентования. Да и зачем им их знать? Ведь для этого есть специально обученные люди — патентные эксперты», — считает Кирилл Колодезный. «В этом процессе много тонкостей, и чтобы во всем разобраться, нужен ни один месяц жизни», — говорит Олеся Яковенко. – «Изобретатели зачастую не догадываются, где взять информацию, куда идти, кому платить. И вообще не могут потратить много времени на решение таких вопросов. И без грамотного консультанта разобраться очень трудно».

В дефиците

По словам патентоведов, раньше патентные поверенные были на всех предприятиях, занимающихся новыми разработками. Однако сейчас такая практика уже не применяется.

«Держать патентоведа слишком дорого. Да и работы для него в достаточном количестве может не быть. Так что, как правило, выделяют людей, в функционал которых входит кураторство работы с патентоведами, а также регистрации в ФИПС», — говорит Олеся Яковенко.

«Сегодня штатные патентные поверенные, обычно, есть только в очень крупных компаниях. Поэтому патентование достаточно часто уходит у предприятий на аутсорсинг. Да и квалифицированных патентоведов сейчас очень мало – на рынке дефицит таких сотрудников. Было время, когда эта профессия была не особо популярной. В результате большинство патентоведов – либо уже в возрасте, либо молодые, начинающие. Специалистов же среднего возраста – самых активных, сейчас на рынке не много», — говорит Олеся Ермакова.

Патентные воины по-русски

По словам Виталия Селиванова, в других странах между корпорациями проходят целые патентные войны. Есть даже специальные метод конкурентной борьбы, когда патентный отдел одной корпорации старается при помощи патентов закрыть перспективный рынок для своего конкурента.

«В России, конечно, до такого пока не доходит. Но довольно часты случаи так называемого «патентного троллинга», — рассказывает эксперт. – Организация получает патент, который закрывает определенную область деятельности. И в дальнейшем она использует его для того, чтобы, грубо говоря, вымогать деньги у предпринимателей. В том числе и на уровне судебных споров. А они длительные и дорогостоящие».

Обезопасить себя от такого «троллинга», по совету Виталия Селиванова, можно путем создания патентного портфеля. Например, используя зонтичное патентование – получение патента, который закрывает широкую сферу деятельности.

«Главное – запатентовать те решения, которые будут особенно ценны в будущем. То, на чем строится технология предприятия», — заключает эксперт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ