Что ждет сибирский рынок фастфуда в ближайшие годы?

О том, что в Новосибирск выходит сеть ресторанов быстрого питания «Макдоналдс», стало известно еще в 2012 году. На текущий момент компании «Сиб-Фуд», по данным Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, выделено 10 земельных участков. Однако строительство все еще не началось, более того, головой офис «Макдоналдс» Россия» отрицает, что ООО «Сиб-Фуд» имеет к ним отношение. Как на данный момент развивается ситуация вокруг «Макдоналдс» в Новосибирске и что думают по поводу выхода гиганта фастфуда в столицу Сибири другие участники рынка, выяснял корреспондент

Компания «Макдоналдс» намерена построить в ближайшее время в Новосибирске 10 ресторанов в Кировском, Ленинском, Заельцовском, Дзержинском и Октябрьском районах, сообщили «КС» в Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска. При этом в Октябрьском районе уже получено разрешение на строительство на земельном участке по улице Кирова, 31. Тем не менее строительство не начинается. Попытки связаться с представителями ООО «Сиб-Фуд» на момент написания материала не увенчались успехом.

Как отметили в Главном управлении архитектуры и градостроительства мэрии города Новосибирска, «информация об отношении ООО «Сиб-Фуд» к сети общественного питания «Макдоналдс», а также о том, кто представляет интересы «Макдоналдс», в мэрии города Новосибирска отсутствует». В головном офисе «Макдоналдс» в России также отметили, что незнакомы с подобной организацией, и то, что она курирует развитие сети в Новосибирске, «слышат впервые».

«ООО «Сиб-Фуд» не может заниматься развитием сети на территории Новосибирска — все рестораны «Макдоналдс» в России принадлежат компании «Макдоналдс». На сегодняшний день существует только одна компания — ООО «Развитие рост» (дочерняя компания ОАО «Росинтер ресторантс холдинг»), которой разрешено работать по франчайзингу, и она совсем недавно открыла первый ресторан в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге. Больше ни у кого никаких прав на открытие ресторанов «Макдоналдс» в России нет», — пояснили в пресс-службе «Макдоналдс» Россия».

На вопрос о том, как обстоит ситуация со строительством ресторанов в Новосибирске, в пресс-службе отметили, что «на данный момент это внутренняя информация, которая не подлежит обсуждению с третьими сторонами». Несмотря на это корреспондент «КС» побеседовал с федеральными и региональными участниками рынка фастфуда в Новосибирске и выяснил, что они думают по поводу выхода на него «Макдоналдса».

Экспансия бургеров

Нового игрока видят своим прямым конкурентом сети Carl’s Jr, Burger King и KFC, однако при этом они не считают, что конкуренции стоит бояться: «Новосибирский рынок очень перспективный. На данный момент у нас 25 ресторанов в Санкт-Петербурге, и мы регулярно сталкиваемся с ключевыми игроками и их активностью на рынке, в том числе с «Макдоналдс». Поэтому мы не боимся конкуренции, она известна и понятна нам», — говорит управляющий партнер ООО «Яркая звезда» — мастер-франчайзи Carl’s Jr в России Евгений Михиенко.

Аналогичного мнения придерживается директор Сибирского региона компании BurgerKing Федор Мурыгин: «Burger King присутствует во всем мире и везде успешно конкурирует с «Макдоналдс», потому что у нас есть свои особенности и отличия — к примеру, мы собираем вопперы для каждого гостя индивидуально, обжариваем мясо на огне с двух сторон. В любом случае мы первыми вышли на рынок в Сибирском регионе, поэтому еще неизвестно, кто из нас больше должен бояться конкуренции».

В целом экспансию именно бургеров на сибирский рынок отметил также директор по развитию Yum! RestaurantsInternational (бренды KFCи PizzaHut) Скотт Мезвински: «Поскольку бренд KFC (ранее «Ростикс») существует в Сибири уже какое-то время, мы начинаем наблюдать приток новых игроков, особенно брендов, специализирующихся на бургерах. Так, недавно в Новосибирск пришел бренд Burger King, «Макдоналдс» официально заявил о намерении открыть свои заведения в городе, сеть Carl’s Jr уже присутствует на рынке. Все это обусловлено высоким уровнем развития рынка общественного питания и экономики в регионе в целом».

Несколько иначе к выходу «Макдоналдса» относятся представители Subway и региональные игроки на рынке фастфуда. Так, «Дядя Денер» вообще не признает мировую сеть своим конкурентом. «Мы работаем немного в другом сегменте — формате стритфуда, а не фастфуда. К тому же по ценовому критерию «Дядя Денер» находится ниже, средний чек у нас — 120 рублей», — комментирует маркетолог компании «Дядя Денер» Андрей Морозов.

«Конкуренции с «Макдоналдсом» мы не боимся и спокойно работаем на одних и тех же фудкортах, где также представлен еще с десяток заведений. У «Макдоналдс» сегодня есть свой потребитель в общепите, у Subway — свой. Места хватит всем», — уверена региональный менеджер по развитию системы Subway в Сибирском федеральном округе Наталья Бикбаева.

Татьяна Фоминавидит в приходе «Макдоналдса» исключительно плюсы. При этом их даже несколько — это и появление новых рабочих мест, и заведений с безопасной и относительно недорогой едой, производимой по современным стандартам качества и обслуживания, которые не грех перенять местным игрокам, и, безусловно, работа на статус города.

А сам не плошай

Однако, несмотря на храбрость и стойкость, все опрошенные сети намерены существенно увеличить свое присутствие в Сибирском федеральном округе в ближайшие год-два. В частности, тот же «Дядя Денер» планирует с существующих 77 точек вырасти как минимум в два раза уже в 2014 году. «Мы намерены стать самым популярным брендом в сегменте стрит-фуда в Сибири, в дальнейшем планы, возможно, будут еще более грандиозными, уже в федеральном масштабе. Новые точки планируем открывать как по франшизе, так и собственные», — отметил господин Морозов.

За 2013 год «Подорожник» открыл шесть новых объектов, и в следующем году надеется открыть не меньше. «Возможно, мы будем продолжать наши эксперименты по встроенным кафе, — говорит Татьяна Фомина. — Новые территории пока не входят в наши планы. А вот качественное расширение в тех городах, где уже работает «Подорожник», планируется по такой же схеме, как и в Новосибирске. Из событий, которые я могла бы отметить в целом по Сибири, это прежде всего открытие кафе нового формата в Кемерове. Надеемся, что этот формат повышенной комфортности станет флагманским для «Подорожника». Уже на январь 2014 года намечено открытие аналогичного кафе в Новокузнецке».

Более крупные сетевые игроки тоже не отстают, делая ставку на новизну формата: к примеру, Carl’s Jr ведет активное строительство еще двух ресторанов, помимо пяти действующих. Как отмечает Евгений Михиенко, один из них станет совершенно новым для города: «Это будет крупный отдельно стоящий ресторан на улице Большевистской с обслуживанием автомобилистов. Его планируется открыть не позднее марта 2014 года, к тому же в конце следующего года мы запланировали открытие минимум двух точек, по которым уже подписаны договоры аренды. С весны 2013 года мы также начали продавать субфраншизу. Если говорить о СФО в целом, то уже работают рестораны в Нижневартовске и Тюмени, проданы лицензии на Читу, Барнаул, ведутся плотные переговоры по Томску, Иркутску, Кемерову. Мы уверены, что в 2014 году найдем партнеров на все крупные сибирские города». Собственные же рестораны в данном регионе, не считая Новосибирска, компания планирует открывать только в Красноярске.

Схожий формат «для автомобилистов» со следующего года начнет внедрять и KFC. Как рассказал господин Мезвински, он называется drive-through и сегодня еще не представлен в Новосибирске. «Мы уже открыли ресторан данного формата в Омске. Это первый ресторан drive-through в Сибирском регионе. В планах компании — открытие данного формата в Новосибирске в конце 2014 года, а также еще трех традиционных ресторанов KFC», — говорит Скотт Мезвински.

Subway до конца текущего года откроет две точки в торговых центрах «Метро Кэш энд Керри» на улицах Большевистской и Северной. В следующем году — еще ориентировочно пять точек на территории Новосибирска, по словам Натальи Бикбаевой. Все они открываются по франчайзингу.

Недавно зашедший в столицу Сибири Burger King также не намерен останавливаться на достигнутом и планирует открыть в Новосибирске еще несколько ресторанов в течение ближайших двух лет, и кроме этого, выйти в семь других крупнейших городов СФО. «В общей сложности появится порядка 20–30 ресторанов. Если сравнивать с тем же «Макдоналдсом», то они заявляли о планах открыть 15–20 точек в ближайшие два года», — подчеркивает Федор Мурыгин.

Все опрошенные участники рынка признали, что бизнес в сфере фастфуда весьма рентабелен, но при условии разветвленной сети точек. «Сам по себе фастфуд низкомаржинален, ориентирован на большой оборот, — говорит Федор Мурыгин. — Наценку на свою продукцию мы делаем небольшую, потому что стоимость продуктов сама по себе довольно велика. Тем не менее получаем хорошую прибыль благодаря большому количеству гостей». Подтверждает это и Скотт Мезвински: «Наш основной критерий размещения — расположение в оживленной торговой зоне города, для максимального числа транзакций. Для сегментов столового и ресторанного питания расположение является менее критичным, поскольку транзакции здесь важны в меньшей степени. Ведь обычно решение зайти в KFC, как и в любой другой ресторан быстрого обслуживания, потребитель принимает за пять минут до совершения покупки, поэтому расположение решает все».

Оценка перспектив

Одна из основных тенденций, которую отмечают на современном рынке фастфуда Сибири, — это продолжение выхода международных игроков — Burger King, расширение KFC и уже анонсированные планы «Макдоналдса». Специалисты ожидают стабильный прирост, а уже в 2014 году увеличение рынка фастфуда в одном только Новосибирске в два раза. В других крупных городах СФО, возможно, и еще больше, вследствие только начала развития данной ниши рынка.

«При этом ключевые места, на мой взгляд, будут отданы именно международным заведениям, а количество локальных небольших игроков существенно сократится», — прогнозирует Евгений Михиенко.

Соглашается с ним господин Мезвински: «Выделятся несколько лидеров рынка, которые буду доминировать, вероятнее всего, международные бренды. Более слабые развиваться не будут, и, возможно, вовсе уйдут со сцены».

По мнению Федора Мурыгина, столь существенное и динамичное развитие в крупные сети вдохнули торгово-развлекательные центры, в каждом из которых сегодня имеется собственный фудкорт. «Фудкорты пользуются популярностью почти у всех слоев населения — у молодежи как место дешево поесть и провести время, у офисных работников — быстро и недорого пообедать, у семей с детьми — совместить поход за покупками с любимым детским перекусом. Для нас такая ситуация, конечно же, выглядит позитивно», — говорит Мурыгин.

В более далекую перспективу попыталась заглянуть госпожа Фомина. «Я не думаю, что в ближайшие пять лет, если, конечно, не случится глобальных экономических катаклизмов, на рынке Новосибирска могут случиться какие-то значительные изменения. Практически все лидеры отрасли уже здесь. Относительно свободной остается ниша «экофастфуда», но надеяться на то, что такие операторы появятся и займут значимую долю рынка, не приходится. Преимущественно сибиряки имеют пока еще совсем иные предпочтения в своем рационе. Между тем можно прогнозировать, что в ассортименте сетевых операторов низкокалорийные позиции, витаминизированные продукты найдут свое заслуженное место».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ