Когда предпринимательство стало модным

Новосибирск стал одним из первых городов России, где прошла конференция «Вперед вместе с Google». Одиннадцатидневная программа была спроектирована так, чтобы в ней для себя мог что-нибудь найти каждый, позволяя посетить по очереди самые разные тематические направления. В конференции принял участие и корреспондент «КС».

И действительно, дни конференции Google оказались достаточно насыщенными. На академии для IT-стартапов и предпринимателей вовсю шли обсуждения проектов для «хакатона» (мероприятия, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения сообща работают над решением какой-либо проблемы – «КС»), во время рекламных семинаров многие вспоминали фестиваль по робототехнике ScratchDuino, а на мастер-классе «Новые медиа-технологии» говорили о программе по обучению цифровой грамотности пользователей старшего поколения, до старта которой оставалось еще два дня. Подобная активность гостей приятно удивила как представителей Google, так и сотрудников Академпарка, где проходил проект.

Дни Google в НовосибирскеКлючевыми днями работы конференции можно назвать академию стартапов 29 ноября и пленарную конференцию на тему Интернета, его настоящего и будущего, 3 декабря. Именно в эти дни затрагивались самые обширные темы, присутствовало больше всего гостей и некоторые спикеры выступали в формате видеоконференции (среди них – Винсент Грей Серф, один из тех, кого зовут «отцами Интернета»).

Вообще, во все дни, во всех секциях и мероприятиях «Вперед вместе с Google» так или иначе проглядывает идея «первопроходчества». Это не случайность, если учесть, кто именно организатор конференции.

В 2004 году, когда Google уже крепко встал на ноги, но еще не раскрутился до нынешних масштабов, в нем было введено так называемое «правило 20». Пятую часть рабочего времени любой сотрудник мог посвящать личным проектам, не связанным с основной деятельностью и имел право использовать для них ресурсы компании. Можно возразить, что программа с 2011 года потихоньку «сворачивалась», а в августе этого года и вовсе закрылась. Можно привести словаисполнительного директора Google Ларри Пейджа, что мощные проекты, вроде «дополненной реальности» Google Glass, нельзя создать «в 20% свободного времени», а на бесполезные тратить время и незачем. На самом деле Google, разбогатевший и разросшийся, не собирается отказываться от поддержки стартапов. Просто из «генераторов» идей он превратился в их «аккумулятор», рассчитанный на прием стартапов извне и их раскрутку. А больше всего их там, где много талантливой молодежи, предпринимателей, стартаперов, молодых ученых и перспектив для роста. Например, у нас, в Новосибирске.

Дни Google в Новосибирске«Стартапы – моя страсть», – признается менеджер по стратегическим партнерствам GoogleАнатолий Лебедев и по совместительству модератор стартап-академии. По его словам, предпринимательство в сфере IT стало не просто общедоступным, но и модным. И всего в мире на сегодня насчитывается 400 миллионов предпринимателей. Откуда столько взялось? Этому явлению есть 3 причины. Во-первых, кризис 2008 года заставил бывших «винтиков» крупных компаний искать какое-то свое дело, или создавать его с нуля. А пока кризис миновал, эти «бизнесмены поневоле» успели раскрутиться и войти во вкус. Во-вторых, доступность. Чтобы создать что-нибудь свое, теперь нужно лишь планшет или смартфон стоимостью меньше 100 евро, программы, кое-какие знания, немного фантазии и, конечно, желание. В-третьих, очень быстрый прирост потенциальных покупателей, вызванный тем же проникновением вычислительных устройств и уходом в онлайн всего, чего только можно.

Наглядный пример таких возможных клиентов привел директор по мобильным платформам компании AlawarАлександр Дубровин. В самом начале своего выступления он спросил, кто из присутствующих в зале играет в игры на телефоне или компьютере, неважно, какие – просто играет или нет. Оказалось – примерно каждый пятый. На второй вопрос, кто играет в «Angry Birds», положительный ответ дали три четверти гостей. Собственно, этим все и было сказано. Ведь тот же Alawarспециализируется именно на играх для тех, «кто, якобы, не играет». И каждый может попробовать написать своих «злых птичек». Только вот выдать игру – это полдела или даже меньше. Ведь необходима еще раскрутка, внедрение, трафик, а это, как известно, расходы. Идеальный вариант – работа в паре: разработчик + продавец. Паровой двигатель в свое время вошел в нашу жизнь именно так.

Руководитель направления по взаимодействию с разработчиками GoogleДмитрий Мартынов, выступавший следующим на похожую тему – разработку мобильных приложений – сделал основной упор не на финансово-бухгалтерскую сторону, а на техническую: платформы, «движки», интерфейсы и прочее. По его словам, убить хорошую идею можно не только плохим менеджментом и рекламой, но и тремя страшными словами разработчика: «сойдет и так». Сделали размер экрана исключительно для планшетов – потеряли из-за такой меры смарфоны (или наоборот). Другой пример потери пользователей – если разработчики забыли или поленились ввести быстрый доступ из соцсетей, поскольку не всем нравится каждый раз «вбивать» пароль для входа.

Представители европейских инвесторов и стартап-акселераторов: Дэвид Сканлон, (руководитель Start In Ireland), Конор Стенли, (партнер Bloom Equity и Tribal VC) и Джонатан Брэдфорд (управляющий директор TechStars London), отвечавшие на вопросы гостей в формате видеовстречи, помогли взглянуть на ту же ситуацию с другой стороны – глазами инвесторов. Причем инвесторов, изначально настроенных на поиск новых идей. К уже приведенному чуть выше списку «что сегодня нужно начинающему предпринимателю» добавилась еще одну вещь.«Не стоит недооценивать значение команды», – говорят они. – «Более того, некоторые стартапы с самого начала запускаются не ради прибыли или даже новой идеи, а именно ради формирования команды под какой-либо проект. В одного-единственного человека мы стараемся не вкладываться».

Дни Google в НовосибирскеОдним из препятствий развитию стартапов в нашей стране директор Департамента новых продуктов «2ГИС» Дмитрий Сысоев назвал старый русский стереотип «Я и Мой бизнес – всегда одно целое». И распространенное опасение: придет Злой Богач к Молодому и Талантливому Изобретателю, сунет ему пачку денег – и все, нет изобретения. «На самом деле свой бизнес можно сравнить со строительством ракеты», – говорит Дмитрий Сысоев, – «И деньги инвестора здесь не что иное, как топливо для нее, без которой ракета не взлетит. То есть, привлекая чужие деньги, мы получаем больше всевозможных плюсов и благ». На вопрос, как все-таки быть с потерей доли в своей идее, представитель «2ГИС» привел такие цифры: средняя стоимость «молодого бизнеса» в Европе – миллион евро. Средний размер инвестиции «на развитие» – 50 тысяч, что составляет 5%. Продав 5% акций, предприниматель получает полгода устойчивого развития без отвлечений на другие дела и метаний «где достать денег». Выгодный ли получается обмен?

Общей идеей «стартаповского» дня можно назвать поиск «золотой середины» во всем. Так, сооснователь и генеральный директор Profitero.com Владимир Пигрух в своих «рекомендациях начинающему CEO» посоветовал не отдаляться от потенциального клиента и при этом не терять стратегического взгляда на вещи, погружаясь в одно дело слишком глубоко. Дмитрий Мартынов дал совет разработчикам приложений: представьте себя на месте пользователя и делайте так, чтобы самим хотелось купить. Но ни в коем случае не забывайте о других форматах и платформах. Александр Дубровин объяснил, что и совсем непопулярная, и очень известная игра может быть убыточной – с какого-то момента популярность продолжает расти, а прибыльность начинает падать, нужно только рассчитать, где это происходит. Джонатан Брэдфорд, Конор Стенли и Дэвид Сканлон предупредили будущих стартаперов, что форма и объем присылаемой информации может запросто отпугнуть инвестора – краткий и общий «не зацепит», а длинный и излишне подробный просто отпугнет. Также они подчеркнули, что «Презентация продукта будет рассмотрена с большим интересом, чем простой бизнес-план». Ведь инвесторы тоже люди, согласитесь.

Следующий после день работы – 2 декабря – был посвящен тем, для кого стартап – уже пройденный этап, чья «ракета» уже не на листе ватмана, а на стартовом столе. Проще говоря, молодым бизнесменам, нуждающимся в раскрутке. Google рассказал о ряде сервисов, способных этому помочь и не требующих слишком глубоких познаний в области IT. Сотрудники Google Андрей Липатцев, Мария Моева и Анастасия Гончарова подробно и вместе с тем доступно показали гостям, как с помощью таких программ, в частности, AdWords, можно спланировать рекламную кампанию и заявить о себе потребителям. 4 декабря был дан еще один урок – для тех, кто понял основы работы и захотел узнать секреты мастерства.

Напоследок хотелось бы процитировать один из советов Винта Серфа новосибирским стартаперам и молодым бизнесменам: «Самое главное – не бояться рисковать. Надежные дорожки никогда не приводят к успеху».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ