Пылающий поиск истины

Премьера драматической оратории «Жанна Д’Арк» Артюра Онеггера на текст поэмы Поля Клоделя состоялась 23 и 24 ноября на сцене новосибирского театра оперы и балета. Постановка в необычном жанре подготовлена творческой группой под руководством главного дирижера театра Айнарса Рубикиса и режиссера Резии Калныня. Премьера получилась яркой, оригинальной и запоминающейся.

Новосибирские театралы продолжают ждать от Айнарса Рубикиса полномасштабной оперной постановки. Но пока он пробует свои силы в смежных жанрах, и не без успеха — премьера прошлого сезона, «Месса» Леонарда Бернстайна, заявлена на «Золотую маску» в пяти номинациях. Жанр этого спектакля был обозначен в афише как театральная пьеса для певцов, актеров, танцоров и оркестра. И вот снова смелый эксперимент — драматическая оратория. Наравне с драматическими персонажами главными действующими лицами в ней стали оркестр и хор театра, которые не только обеспечили безупречное исполнение сложнейшего музыкального произведения, но и в прямом смысле слова украсили спектакль своим присутствием.

«В последнее время существует мнение, что мюзикл и оперетта — это легкий жанр, не совсем настоящее искусство. Я с этим не согласен. Если мы говорим о мюзикле и оперетте в целом, это называется музыкальным театром. Этим мы и занимаемся. В наших последних постановках очень важна театральная, драматическая составляющая», — считает главный дирижер НГАТОиБ Айнарс Рубикис. Зная острый ум Онеггера, который наполнил свое произведение разными стилями и значимыми музыкальными цитатами, Айнарс Рубикис отмечает, что оратория получилась одновременно легкой для восприятия и сложной для исполнения.

Дополнительная сложность в работе по подготовке спектакля заключалась в том, что речь драматических артистов вписана композитором в партитуру произведения. Ведущие роли в оратории отведены двум персонажам: это сама Жанна и Брат Доминик. Роль одержимой видениями героической девственницы исполнила актриса Омского театра драмы Наталья Рыбьякова. Ей, как и исполнителю роли Брата Доминика, актеру Новосибирского драматического театра под управлением С. Афанасьева, заслуженному артисту России Николаю Соловьеву пришлось не только научиться владеть собственным голосом на фоне симфонического оркестра и хора, но и привыкнуть слушаться дирижера. Божественный голоса небесных сфер исполнили солистки театра: в образе Святой Маргариты предстала Ирина Чурилова, Святой Екатерины — Мария Белокурская, Девы Марии — Дарья Шувалова.

«Драматическому актеру, который не знает нот, не обладает музыкальным образованием, было непросто влиться в музыкальную ткань спектакля, но они такие молодцы — уловили нюансы, сделали все очень чутко. Могу сказать, что, пройдя «Мессу», труппа сегодня готова работать в новом жанре — артисты воспринимают новый материал и задачи с радостью, как маленькие дети. Это счастье — работать с такими артистами», — делится впечатлениями режиссер спектакля Резия Калныня. Кстати, когда-то ей самой довелось исполнять роль Жанны в оратории Онеггера, но это было концертное исполнение. Теперь Резии представилась возможность реализовать свое режиссерское видение этой истории в актерской работе молодой, талантливой и чрезвычайно обаятельной Натальи Рыбьяковой.

Традиционно в оратории одна из первостепенных ролей отводится хору. Главный хормейстер, заслуженный деятель искусств России Вячеслав Подъельский объединил хор новосибирского театра оперы и балета с Камерным хором Детской музыкальной школы № 2 — это уже испытанный тандем. «Сегодня уровень хора такой, что нет музыки, которую мы не смогли бы спеть. Мне как руководителю нравится, когда для исполнения берутся не только оперные произведения — работа с музыкой Онеггера стала интересным знакомством. В прошлом сезоне мы ставили Бернстайна, и это замечательно. Такое разнообразие позволяет держать определенный уровень оркестр и хора. Думаю, 15 лет назад я бы не взялся за такую постановку, но сегодня артисты хора — довольно продвинутые люди с профессиональным музыкальным образованием, многие закончили консерваторию. Это позволяет нам исполнять самую разнообразную и сложную музыку», — рассказал Вячеслав Подъельский.

Сама история Жанны Д’Арк, простой деревенской девушки, которая слышала божественные голоса, спасла Францию от завоевания англичанами, вела за собой огромную армию и была сожжена на костре — популярнейший сюжет в искусстве, который привлекает внимание и по сей день. Оратория Артюра Онеггера была создана по поэме Поля Клоделя — композитор говорил, что поэма сама уже есть музыка. При этом Клодель насытил сюжет аллегорическими и реальными персонажами и придал ему мощную христианскую составляющую.

«Самое трудное для моего понимания в этой истории то, что Жанне было 16 лет, когда она начала боевые действия, а когда ей было 17 лет, за ней пошли в бой 7 тысяч взрослых воинов. И совсем невозможно понять, что в 19 лет ее сожгли. Вспомните себя в этом возрасте! Даже хор в оратории поет в финале: «Она же только дитя, пощадите ее». Но суть истории не в том, как жесток мир. Гибель была предсказана Жанне и оказалась неизбежной. С одной стороны, из-за неуверенной позиции Бургундии в противостоянии Англии и Франции. С другой стороны, Жанна сама согрешила, отправившись в Париж — божественные голоса говорили только о Реймсе и Орлеане. Она сама преступила границы, почувствовав себя всемогущей», — рассуждает Айнарс Рубикис. Впрочем, историки не вполне уверены, что на костре была сожжена именно Жанна Д’Арк, и у нас есть утешительная возможность сомневаться.

Свое прочтение есть и у режиссера. «Наша история — про человека, который идет через осознание своего эго и воли Бога. Эта борьба идет внутри каждого из нас. Мы знаем, что многие православные святые тоже прошли через невероятно сложную борьбу души с сатаной, соблазнами, собственным эго. В XXI веке к человечеству приходит понимание того, что мы творим мир через себя. Какие мы есть внутри, светлые, темные или разноцветные как радуга, такой мир мы и создаем. Открытия ученых в квантовой физике, изыскания в области происхождения вселенной говорит о том, что мы определяем картину мира и ответственны за то, каков он сегодня», — считает Резия Калныня и
благодарит Новосибирский театр оперы и балета за то, что его огромная сцена открыта для драгоценной возможности через музыку и пение говорить о проблемах духовного поиска.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ