Игорь Кудин: «В любом большом деле без издержек не обойтись»

Сфера ЖКХ продолжает оставаться социально важной для Сибирского региона. О ее текущем состоянии, о конкуренции на новосибирском профильном рынке, о взаимной ответственности участников деятельности по реформированию ЖКХ в интервью «КС» рассказал председатель постоянной комиссии Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству ИГОРЬ КУДИН.

— Игорь Валерьевич, что, на ваш взгляд, сегодня характеризует социально важную новосибирскую сферу жилищно-коммунальных услуг? Можно ли констатировать ее поступательное развитие в последние годы или по-прежнему сильны системообразующие издержки?

— Как мне представляется, реформа ЖКХ самая сложная из тех, что проходили в постперестроечной России. Потому что система ЖЭУ, ДЭЗ, которые были у нас в стране, достигла в своем развитии абсолютного тупика. Нужно было принимать какие-то оперативные меры и в любом случае выходить в этой отрасли на рыночные экономические отношения. С 2008 года началась активная фаза реформы. Был образован Фонд поддержки ЖКХ. Сначала новосибирцы очень настороженно отнеслись к нововведениям, но с каждым годом правовая грамотность людей неуклонно возрастает.

С 2008 года в Новосибирске действует программа «Управдом». Сначала это были обучающие семинары, но с 2011 года программа существенно расширилась и наполнилась важным практическим содержанием. В ней задействованы все районы Новосибирска. Тысячи активистов и старших по домам бесплатно получают необходимые знания, позволяющие разбираться в тонкостях реформы и грамотно участвовать в процессах управления жилым фондом. Все знают, что очень сложно вести диалог с управляющими компаниями, строить отношения с ресурсоснабжающими организациями. Приходится преодолевать «лукавство», которое, как правило, сопутствует бизнесу. Не всегда жильцам удается защитить себя и своих соседей от какой-то недобросовестности поставщиков услуг. Мероприятия в рамках программы оказывали и продолжают оказывать реальную помощь собственникам.

В городе с этого года заработала Муниципальная жилищная инспекция. Долгожданная организация, действующая в рамках департамента ЭиЖКХ мэрии. До этого было управление по работе с управляющими компаниями. Его узкие полномочия и главное занятие — переписка вменялись в вину мэрии. Когда появилась законодательная возможность создать МЖИ, Новосибирск был одним из первых городов России, где появилась такая инспекция. Сейчас в ней трудится около 50 специалистов с расширенными полномочиями. Инспекторы могут штрафовать управляющие компании, инициировать проведение общих собраний собственников и расторгать на основании их решений договора управления с недобросовестными организациями. Таких полномочий раньше не было.

Мне кажется, что развитие отношений между участниками деятельности в новосибирской сфере ЖКХ сегодня можно назвать поступательным. Но надо понимать, что это процесс изменения нашего менталитета, и он нелегкий. Пожилому человеку очень трудно свыкнуться с мыслью, что он собственник и должен платить, спрашивать, требовать с управляющей компании и жестко контролировать исполнение обязательств по договору управления. Молодежь быстрее переходит на новые рельсы новых экономических отношений и быстрее разбирается в нюансах воздействия на управляющие компании. Но, в общем, мне кажется, издержки процесса не тормозят его продвижение.

— По мнению наблюдателей, формы и методы конкурентной борьбы за потребителей услуг между управляющими организациями сегодня вряд ли можно назвать цивилизованными. Очевидно, формула «улучшай качество — получай доверие» работает безотказно. Но некоторые компании идут по другому пути — «черного» или «серого» пиара в отношении конкурентов. Подчеркивается, что особенно этим «грешат» новоявленные игроки рынка услуг. Это устойчивая тенденция или, опять же, текущая издержка?

— Новосибирский рынок жилищно-коммунальных услуг, на мой взгляд, сложился достаточно четко. У нас три крупнейших игрока. Им принадлежит около 70% рынка. С одной стороны, это хорошо, с другой — не очень. Крупные организации имеют больше оборотных средств и централизованных служб, которые оперативно могут оказывать более качественные услуги. Но любое укрупнение подразумевает более жесткий контроль со стороны мэрии и собственников. Потому что чем крупнее организация, тем сложнее ей разворачиваться и преодолевать препоны своей же искусственно созданной бюрократии.

Да, конкуренция между новосибирскими управляющими компаниями очень жесткая. Составляющая рыночных отношений. Конечно, очень многое зависит от позиций собственников. Встречаясь с мэром города и на Координационном совете по ЖКХ, мы неоднократно говорили, что основная задача — не допустить, чтобы на этом фоне жители превратились в «крепостных». К примеру, управляющая компания «Х» обслуживает дом три года и делает это плохо — на нее жалобы во все инстанции, и это надоело собственникам, решившим расторгнуть договор. И здесь начинается «бардак». Техдокументацию не отдают, подают встречные иски, затягивают важные процессы по переходу к другому управленцу. Собственники оказываются в «подвешенном» состоянии. Мы постоянно актуализируем эту проблему, пытаясь повлиять на ее решение. Потому что в каждом из 9 тысяч новосибирских МКД доля муниципального жилья небольшая, но есть. По разным оценкам, от 5% до 8%в. Это позволяет занять жесткую позицию и потребовать от управляющей компании передать документы в положенный срок или обратиться в суд. Но зачастую в этом муниципалитет «буксует».

— И все же как избавиться от сомнительных форм конкуренции и волн негатива, которые выплескивают друг на друга некоторые управляющие компании в борьбе за потребителей услуг?

— Вопрос очень тяжелый, потому что понятие «конкуренция» для некоторых игроков рынка ассоциируется с сентенцией «любой ценой». Здесь нет других более эффективных «лекарств», чем обращение в суд за клевету и расширение возможностей донесения до собственников правдивой, объективной информации из официальных и компетентных источников. Волны «черного» пиара про конкурентов в листовках инкогнито, в заказных материалах многотиражек — это очень плохо. Я считаю, что районные администрации по месту присутствия таких компаний недорабатывают. Они должны более активно высказывать свою позицию, собирать представителей управляющих организаций и модерировать конструктивный диалог между ними. Потому что нельзя сегодня оставлять собственников «один на один» с проявлениями «дикой» конкуренции. Особенно пожилым доверчивым людям трудно разобраться в том, кто пишет или говорит правду, а кто лукавит в интересах собственного продвижения.

— Просматривая новостные разделы популярных сайтов, ленты информационных агентств, складывается впечатление, что про нерадивые управляющие компании не говорит и не пишет только ленивый. Но у любой медали есть и оборотная сторона. Подчеркивать, что так называемое «брожение» собственников из одной управляющей компании в другую, так называемый «экстремизм» отдельных жильцов дестабилизирует нормальную работу компаний как-то не принято. Получается односторонняя, тенденциозная критика. Потребитель во всех обстоятельствах прав?

— Что вы подразумеваете, употребив слово «брожение»?

— Только не наступление на законодательно закрепленные права собственников выбирать себе партнера в управлении и обслуживании жилья. Это святое. Представим, что собственники решили расторгнуть договор с компанией «Х». Компания «Y» начинает процедуры вступления в управление МКД. Буквально через месяц эти же собственники заявляют о желании пойти под управление организации «Z». И это не редкость. На ветер — усилия и средства компаний.

— Каждая из этих управляющих компаний по-своему мотивирует собственников, которые в данной ситуации вынуждены просто верить в благие намерения. В принципе, страдают и те, и другие. И это безобразие. С мэром города мы неоднократно разговаривали на эту тему. Повторюсь, что, к сожалению, районные администрации до конца не используют сегодня свои полномочия по позитивному влиянию на управляющие компании и собственников. Они должны приглашать их уполномоченных представителей и беседовать по существу, разъяснять и контролировать ситуацию. Если будет четко прослеживаться позиция мэрии, то, что вы называете «брожением», будет сведено к реальному минимуму. Заключили договор — работайте полгода–год либо дайте неопровержимые доказательства невозможности партнерства. Что касается «экстремизма» собственников, то есть такие примеры. Будет совершенно неправильным говорить, что наши собственники все исполнительные и платят вовремя, соблюдают условия договоров. Надо быть объективными. В силу незнания, недопонимания или неприятия реформ собственники могут очень активно блокировать деятельность компаний, не оплачивать услуги или не способствовать решению какого-либо конкретного вопроса. Поэтому, возвращаясь к сказанному, действующая муниципальная программа «Управдом» и разъясняет правовые и этические основания взаимодействия в рамках реформирования системы.

— Каково ваше отношение к ТСЖ как к форме управления, безотносительно деятельности конкретных новосибирских товариществ? Поясню контекст: в последнее время растет число недовольных собственников, считающих, что им на практике очень трудно контролировать финансовую деятельность ТСЖ, что сама форма управления создает предпосылки укрывательства и хищений их денежных средств.

— Я считаю, что за этой формой управления будущее. Реформирование ЖКХ может привести к тому, что ТСЖ станет доминирующей формой. Какой бы хорошей ни была управляющая компания — она сравнительно громоздкий механизм, а ТСЖ — как малое предприятие, которое решает конкретные проблемы отдельного дома или нескольких домов. Товарищество в мелочах и в деталях знает, на что им обратить внимание. Жители сами выбирают руководство. Есть просто блестящие примеры, когда и дома утепляли за свои деньги, не прибегая к муниципальным или другим госресурсам, и отлично проводили энергосберегающие мероприятия. С моей точки зрения, если мы будем еще больше популяризировать эту форму управления, если возрастет готовность людей переходить на нее, то ТСЖ охватит подавляющее большинство новосибирских многоквартирных жилых домов. Соседям легче контактировать друг с другом и решать вопросы по существу. Легче проводить отчетность. Думаю, что недовольство собственников этой формой управления не носит массовый характер. Конечно, есть отдельные случаи недобросовестности председателей правлений, которые разбирались в судебном порядке. Но в любом большом деле, а реформа ЖКХ именно к такому относится, без издержек не обойтись. Мы с вами говорили об этом на протяжении всего интервью. Думаю, что этот тезис можно использовать как лейтмотив нашего актуального разговора.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ