Как приглашать и увольнять творческих работников?

Законопроект о внесении изменений в действующее трудовое законодательство, регулирующее трудовые отношения творческих работников, вызывает бурные дискуссии в профессиональном сообществе. Искусство — специфическая сфера, здесь в каждом театре особый мир, государство в государстве, территория вдохновения и чуда. Однако и здесь работают люди, которых необходимо приглашать и увольнять. Директор НГАТОиБ БОРИС МЕЗДРИЧ выступил на круглом столе Госдумы, посвященном обсуждению положений будущего закона, и рассказал читателям «КС» о сложившейся ситуации.

— Борис Михайлович, какие проблемы в сфере управления персоналом есть в театре?

— Взаимоотношения сотрудника и работодателя в данный момент плохо урегулированы действующим законодательством. Например, если в начале сезона из театра неожиданно увольняются один-два артиста балета, руководство театра вынуждено срочно искать им замену, и в конечном итоге может пострадать качество спектаклей. По условиям оплаты труда творческих сотрудников нам приходится конкурировать, например, с Большим театром. При этом финансирование у нас совершенно разное, а расходы на постановочные расходы одинаковые: мы работаем в одной ценовой нише, привлекаем высокооплачиваемых создателей и постановщиков спектаклей. Конечно, у нас существуют налаженные партнерские отношения с хореографическим колледжем и консерваторией, но если мы хотим работать на должном качественном уровне, нужна большая юридическая определенность, четко действующие правила, откликающиеся на особенности творческого труда.

— Если говорить об оплате труда сотрудников театра, как обстоят дела сегодня?

— В настоящее время мы ежеквартально отчитываемся по ряду критериев, и если мы выполняем целевые показатели по количеству зрителей и спектаклей, сборам, выездам в районы области и т. д., то получаем дополнительную федеральную субсидию на выплату заработной платы коллективу. Кто хорошо работает, тот больше получает.

— В чем заключается суть законопроекта о внесении поправок в Трудовой кодекс, касающихся найма и увольнения сотрудников в творческой сфере?

— Полное название законопроекта звучит так: «О внесении изменений в ТК РФ в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений». В случае если Дума примет этот законопроект, он вступит в действие уже через полгода после принятия. И уже в течение года после вступления закона в силу творческие работники должны будут пройти конкурсную процедуру, похожую на ту, которую проходят преподаватели в высшей школе.

— Существует ли, на ваш взгляд, необходимость принятия поправок?

— Основная масса артистов работает в театрах на основании бессрочных трудовых договоров. Предлагаемая конкурсная процедура станет основанием для продления или прекращения трудового договора по соглашению сторон или увольнения сотрудника как не прошедшего конкурс. Если человек отказывается от похождения конкурсной процедуры, это тоже становится основанием к увольнению. Такую процедуру предлагает проект закона, и таким образом запускается система конкурсных процедур в театрах независимо от ведомственной принадлежности. Вот основная линия этих поправок.

— Кто выступил с законодательной инициативой?

— Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей РФ. Работа над проектом идет в Комитете по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной думы. Проект также проходит общественное обсуждение в ходе круглого стола комитета Государственной думы по культуре «О совершенствовании регулирования труда творческих работников и гарантиях их социальной защиты». Это серьезная процедура, которая позволяет учесть мнение профессионального сообщества. На заседании присутствовали художественные руководители театров Юрий Соломин и Марк Захаров, артисты Максим Суханов, Мария Максакова и другие. Были директора и заместители директоров театров, например, Большого театра, Театра им. Вахтангова, Гоголь-центра. Присутствовал заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, заместитель председателя СТД РФ Геннадий Смирнов, председатель профсоюза работников культуры Геннадий Порошин, представители Общественной палаты, юристы, журналисты и другие заинтересованные лица.

— Как проходило обсуждение?

— Были высказаны различные точки зрения. Опасения артистической среды, которые выразила, например, Максакова, касались того, что данная конкурсная процедура приведет к увольнению неугодных. Юрий Соломин высказался с эмоциональной критикой закона, назвав артистов особыми, святыми людьми, которых нужно защищать от всего. Также обсуждался вопрос критериев оценки творческого труда. Однако необходимость решения проблемы не вызывает сомнения — театральные деятели сами просили президента РФ отрегулировать систему трудовых взаимоотношений в театре.

— В чем вы видите плюсы и минусы этой инициативы?

— Предложенная система, конечно, требует доработки. Однако необходимость ротации творческих кадров и создания понятной обеим сторонам системы формирования труппы остается бесспорной. Особенность театрального процесса такова, что человек действительно должен подтверждать свою способность заниматься творческим трудом. В своем выступлении на круглом столе я вспомнил две истории. Первую рассказал мне Михаил Александрович Ульянов, когда я работал в Омске. Он собирался вводить контракты с артистами Вахтанговского театра и попросил для образца действующий в нашем театре вариант, в котором, кстати, было точно определены время работы артиста и размер оплаты всех видов профессиональной деятельности. Через два дня он вернул документ со словами: «Очень хороший контракт, но я не смогу его применять. Ты знаешь, я с этими артистами просидел всю жизнь в одной гримерке». Это та точка зрения, которую сейчас в крайнем виде представляет Соломин.

— А вторая история?

— Она отражает другую точку зрения. Много лет назад, еще в семидесятых, в Новосибирск приехал на «Ракете» из Томска Игорь Моисеев со своим коллективом, и поселился в гостинице «Обь». Мы сидели под шатром на набережной, беседовали, и он рассказал о том, как удалось добиться введения балетной пенсии по истечении 20 лет стажа. Дело было так: пошли к Косыгину, председателю совета министров СССР, и стали говорить о необходимости такой пенсии. Тот отвечает, что некоторые мировые звезды танцуют и после 50. На что Моисеев парирует Косыгину: «Алексей Николаевич, танцевать, конечно, можно. Смотреть нельзя». Эта история решила вопрос. В настоящий момент профессиональная пенсия есть также у артистов «травести» и музыкантов, играющих на духовых инструментах — как и в балете, у них особая, повышенная нагрузка на организм.

— То есть в отношении этих категорий вопрос решен?

— Теоретически — да, но на практике существует некоторая недоговоренность: закон о выходе на профессиональную пенсию после определенного стажа есть, а процедуры расторжения бессрочного трудового договора не существует. Если ситуация решается в судебном порядке, то, по сложившейся практике, суд всегда встает на сторону сотрудника.

— Может ли администрация театра всегда заключать с артистами срочные трудовые контракты?

— Работодатель может заключать срочный договор сроком до пяти лет, а потом обязан принять сотрудника на постоянную работу. Но это противоречит особенностям творческого процесса, который требует большей гибкости. К тому же заключить срочный договор можно только с вновь принятыми сотрудниками, в то время как около 60% ранее принятого персонала работает на условиях бессрочного договора, процедура прекращения которого не разработана. Поэтому законопроект и предлагает периодически проводить конкурсную процедуру на место творческого работника.

— Какими проблемами чревато данное предложение?

— Возникает ряд вопросов. Например, как проводить конкурс на живое место? К тому же конкурс — это минимум два человека, а если на этом месте уже кто-то работает? Однако в высших учебных заведениях аналогичные конкурсы давно стали нормальной, привычной практикой.

— Не опасаетесь, что поднимется протестная волна?

— Она уже началась в ходе круглого стола — многие не поддержали законопроект. Я предложил рассмотреть другую схему по аналогии с некоторыми отраслями, в которых существует привязка званий к возрасту. Например, в армии установлены возрастные планки для старших офицеров, и это закреплено законодательно. Другая отрасль, не менее важная для государства, — это государственная служба, работать на которой можно до 65 лет включительно, и до свиданья. Мы видим, что это реально работает. В спорте также есть своя законодательная база, которая функционирует без всяких конкурсов. Почему бы не внести в Трудовой кодекс поправки, четко устанавливающие предельный возраст для ряда творческих профессий. Такой подход обеспечит возможность своевременного обновления творческих кадров. Например, во Франции, в Парижской опере, предельный возраст для артистов балета составляет 42 года. У нас климат и питание несколько иные, так что границу надо установить не выше 40 лет. По достижении этого возраста актеры будут обязаны написать заявление на увольнение. После чего руководитель и сотрудник могут подписать срочный договор, продолжить сотрудничество на разовой основе либо расстаться по согласованию сторон. Некоторые сотрудники могут продолжать работу в театре в качестве артистов миманса или педагогов. Иногда театр может назначить материальную помощь — мы осуществляем ежемесячные пожизненные выплаты фиксированной величины некоторым артистам. На мой взгляд, для повышения эффективности трудовых отношений в сфере искусства целесообразно было бы ввести возрастные пенсии.

— А как быть с теми артистами почтенного возраста, которые являются носителями традиции, школы, мастерства?

— По достижении установленного законом пенсионного возраста — 60 лет для мужчин и 55 для женщин — вопрос о продолжении работы решается коллегиально. Руководитель театра с главным хормейстером, главным дирижером или художественным руководителем балета обсуждают варианты дальнейшего партнерства театра с таким ценным артистом. Это может быть срочный трудовой договор, переход на гражданско-правовую форму сотрудничества и так далее. Если человек уже потерял форму, то с ним расстаются. Мы готовы выплачивать материальную помощь, возможно, сохранить часть соцпакета. Все решается индивидуально и является предметом переговоров.

— Почему именно сейчас поднялась эта тема?

— Уровень финансирования сжимается. Мы видим сложные переговоры по бюджету 2014 года, наблюдаем, как начинают сворачиваться социальные программы. В случае нашего театра решение одно: чтобы поддерживать достойный уровень, надо объединять бюджеты разного уровня. Ведь, сохраняя федеральный статус, мы работаем в первую очередь для города и области.

— Как вы относитесь к тому, что специалисты по трудовому праву усматривают в положениях законопроекта некоторую дискриминацию творческих сотрудников по сравнению с остальными гражданами?

— В данной ситуации надо помнить не только о правах артистов, но и о правах зрителей. В публичной деятельности по-другому невозможно. Мало кто может оценить себя объективно. Когда человек выбирает профессию артиста, он должен заранее понимать правила игры. Каждая судьба складывается по-разному, кто-то теряет форму раньше, кто-то остается в строю до почтенного возраста. Но есть люди, которые уже теряют голос и уже не могут петь, но так и не уходят со сцены. В таких ситуациях конкретные возрастные ограничения могли бы отрегулировать ситуацию с заботой о праве зрителя на получение качественной культурной услуги без ущемления прав сотрудника.

— Однако человек не виноват, что у него с возрастом теряется голос или подвижность?

— Да, но он сделал свой выбор, и должен осознавать его последствия. Прекрасно понимая эту ситуацию, я давно практикую выделение материальной помощи бывшим сотрудникам пожизненно за счет внебюджетных средств театра. Считаю это правильным, и любой театр при желании может часть своих внебюджетных доходов направить на поддержку артистов, завершивших сценическую деятельность. Государство обеспечивает централизованную ежегодную выплату артистам, имеющим звание Народных СССР, РСФСР и РФ. К тому же у актеров бывает разная судьба: кто-то всю жизнь трудится в одном театре, кто-то мигрирует с места на место. Мне периодически приходится вести переговоры с артистами, которым предстоит расстаться со сценой, и нам удается почти всегда достичь соглашения, которое устраивает обе стороны. Не может быть таких странных отношений, когда человеку платят зарплату, а он даже не выходит на сцену.

— Давайте подведем итоги.

— На наш взгляд, для обеспечения гибкой кадровой политики организаций в сфере искусства нужны однозначные и понятные правила, четко прописанные в Трудовом кодексе. Тогда постепенно в этой сфере все привыкнут жить по правилам. Пока в законодательстве существует пробел, и мы надеемся на принятие обсуждаемого законопроекта с учетом мнений заинтересованных сторон, высказанных в ходе обсуждения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ