Как по рельсам: крупный проект ЕВРАЗа в области транспортного металла близок к завершению

ЕВРАЗ завершает в Новокузнецке проект по реконструкции рельсобалочного цеха Западно-Сибирского металлургического комбината с общим объемом инвестиций более 18 млрд рублей. Пока ведутся полигонные испытания главного продукта — первых в России 100-метровых дифференцированно-термоупрочненных рельсов типа Р65 категории ДТ-350, в Кузбассе выпустили партию трамвайных рельсов типа Т62, а на следующей неделе планируют прокатать продукцию для метрополитена.

Как стало известно «КС», проект реконструкции цеха позволит компании производить все виды рельсов (магистральные, трамвайные, метрополитеновские, подкрановые, остряковые и др.) в одном цехе. Директор ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» по операционной деятельности Дивизиона Железнодорожный прокат Алексей Головатенко отмечает, что изначально целью компании было не просто построить новую рельсобалку, а поставить туда, на их взгляд, лучшее оборудование. В пиковые моменты реконструкции на проекте работало до 850 подрядчиков, активно привлекались специалисты из Италии, Германии, Австрии и США.

Модернизация производства проходила в два этапа: сначала были улучшены качественные показатели привычных 25-метровых рельсов в объемной закалке, затем произведена коренная реконструкция рельсобалочного производства. «Сегодня в цехе применяются уникальные технологии, — рассказывает Алексей Головатенко, — например, мы имеем два типа закалки: объемную и дифференцированную, последняя является «изюминкой» всего производства. Верхнюю часть рельса закаляют больше, нижнюю — меньше, а средняя останется «сырой». Данная технология позволяет сделать рельс пластичным, обеспечить мягкость и бесшумность движения железнодорожных составов. ЕВРАЗ стал третьей в мире и единственной в России компанией, внедрившей ее в производство. Интересна и технология «холодильника». Поскольку производство налажено на сравнительно небольшой территории (при реконструкции площади цеха не были увеличены), ключевое значение имеет ускоренное охлаждение. Оно происходит с помощью вентиляторов, а для обеспечения хорошего оборота воздуха здание холодильника имеет двухсводчатую крышу».

100-метровые дифференцированно-термоупрочненные рельсы типа Р65 категории ДТ-350 являются для России продуктом уникальным. Длина привычного рельсового полотна на дорогах страны составляет всего 25 метров. Новые рельсы будут способствовать повышению безопасности, поскольку стыки являются концентратором напряжения, и увеличению скорости движения (пригодны для железнодорожных магистралей со скоростью движения до 250 км/ч). Справедливости ради стоит отметить, что в мире уже давно преодолели отметку в 100 метров. Например, в Австрии производят рельсы длиной 125 метров, в Японии — 150 и планируют увеличить их протяженность вдвое. Но для нашей страны и 100-метровая планка является достижением.

Сегодня сертификационная партия рельсов проходит проверку технологии дифференцированной закалки на экспериментальном кольце в испытательном центре ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта». Первый этап испытаний на усталость и трещиностойкость завершился успешно, и по этим показателям новые рельсы ЕВРАЗа доказали свое соответствие лучшим мировым образцам. Если к концу года после отработки технологии дифференцированного термоупрочнения ОАО «ЕВРАЗ ЗСМК» получит сертификат, то первую партию 100-метровых дифференцированно-термоупрочненных железнодорожных рельсов с высокими эксплуатационными свойствами компания поставит на рынок уже в конце февраля — начале марта. Это позволит перейти на новые технологии обслуживания, содержания и капитального ремонта железнодорожного пути.

Основным заказчиком продукции является «РЖД», компании подписали контракт, рассчитанный на пять лет. «Этот заказ покрывает большую часть нашего производства, поэтому даже в суровых условия надвигающегося кризиса мы как производители транспортного металла можем чувствовать себя более защищенными, — говорит Алексей Головатенко. — При этом наши объемы производства на сегодняшний день позволяют говорить и о выходе на зарубежные рынки. Ближнее зарубежье, к примеру, Казахстан, мы уже освоили. В планах компании — выход на европейский и американский рынки. С реализацией трамвайных (Т62) и метрополитеновских рельсов (Р50) тоже проблем не возникает».

По оценкам специалистов, проектная мощность рельсобалочного цеха Западно-Сибирского металлургического комбината после реконструкции составляет 950 тыс. тонн рельсов в год, а значит, инвестиции в проект вернутся через семь лет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ