Остановись, мгновенье

Пожалуй, эту крылатую фразу поклонники стрит-фотографии могли бы сделать своим девизом. Красивое лицо, выразительная сценка, удивительная игра света и тени… Сегодня, когда технологии позволяют стать фотографом каждому желающему, любителей фиксировать на камеру интересные моменты городской жизни становится все больше. В Городском центре изобразительных искусств 31 июля официально открылась выставка Modern Street Photo, на которой представлены работы шести фотохудожников из разных стран.

Выставка проходит с 24 июля по 26 августа, в ней приняли участие известные мастера жанра уличной фотографии: Томас Лойтхард (Швейцария), Фокко Мюллер (Нидерланды), Фернандо Коэльо (Португалия), Бьерн Бехштейн (Германия), Мартин Хрицко (Словакия) и Джейсон Кларк (США). «Авторы из разных стран достаточно известны в данной сфере, и хотя фотография является их хобби, по качеству это вполне профессиональный уровень. Люди полностью погрузились в это направление, каждая фотография — это философское обращение к зрителю.

Интересен сам принцип сиюминутного, спонтанного выстраивания композиции. Как он видит, как камера фиксирует, так фотохудожник и предъявляет зрителю этот фрагмент действительности. Стрит-фотография интересна тем, что очень искренна и жизненна: фотография сделана, и этот момент уже не упущен для истории. Мы можем посмотреть, понять, подумать, погрузиться, сделать выводы или проявить интерес. Этим и хороша уличная фотография, этим и хороши представленные авторы. На выставке представлены портреты, жанровая съемка, фрагменты городского пейзажа — довольно широкий спектр», — рассказала менеджер ГЦИИ Олеся Додонова.

Уличная фотография возникла с появлением первых дагерротипов и за два века приобрела множество талантливых последователей, обросла собственной философией и принципами, сформулированными еще Анри Картье-Брессоном. Секрет ее привлекательности кроется в честности, отказе от манипулятивных техник, возможности показать жизнь в ее разнообразии. По мнению Антона Вершовского, стрит-фотография — это «откровенность, искренность, неприятие пафоса, нарочитости и фальши, умение подчиняться красоте момента, любовь к соединению несоединимых пластов реальности, преклонение перед случайностью, способность неожиданно переходить от отстраненной иронии к безграничному сопереживанию и назад, к насмешливой отстраненности; умение не учить ничему и не судить своих персонажей».

Участники выставки — люди самых разных профессий и судеб. Некоторые работают в сфере IT. Так, Фернандо Коэльо из Португалии — технолог по очистке воды. Американец Джейсон Кларк, по его собственному признанию, вырос в семье обычных американских хиппи — его детство прошло в легендарной коммуне поклонников и фанатов культовой группы Grateful Dead. Но всех их объединяет одно — острый взгляд на мир и желание поделиться с окружающими радостью повседневных открытий.

Однако выставка интересна не только авторами и их работами, представленными на суд публики. Гораздо интереснее сам принцип ее появления — она возникла как творческая и человеческая инициатива частного лица. Вот как рассказал об этом сам инициатор мероприятия Роман Сотников: «С авторами, представленными на выставке, мы познакомились в сети Интернет, когда я начал выкладывать свои работы на одном из международных фотосайтов. Я написал им, мы начали общаться, узнали друг друга немного лучше. В один прекрасный день у меня родилась идея: почему бы не выставить эти работы в Новосибирске. Несколько человек согласились, и получилась эта выставка. Критерий отбора простой — это те люди, которые чаще всего комментируют мои работы, и чьи работы привлекают мое внимание чаще других. Это было скорее «ковровое бомбометание», я направил 12–15 приглашений, откликнулись шесть человек. Томас Лойтхард из Швейцарии оказался легким на подъем человеком и готов был приехать в Сибирь, но именно в это время у него были другие планы».

Итак, цифровые технологии сделали искусство фотографии, без преувеличения, массовым. Интернет донельзя упростил международные контакты, людям с одинаковыми интересами стало легко находить друг друга. Государству в лице ГЦИИ оставалось лишь откликнуться на инициативу и предоставить выставочные залы. Конечно, все эти фотографии можно увидеть и в Интернете, но профессиональное оформление и размещение в специально приспособленном для этого пространстве превратили их из кучки цифрового шума в явление культуры. На выставке собрались новосибирские фотографы и любители фотографии, творческая молодежь, просто интересующаяся публика. В залах ГЦИ есть возможность уютно расположиться в кресле, посмотреть сами работы и видеообращения их авторов, обсудить увиденное, набраться новых идей. Возможно, эту выставку не назовешь исключительной, но это прекрасный шанс увлекательно и небанально скоротать летний день в жарком городе. Отрадно, что продвинутая молодежь назначает встречи не только в кофейнях и барах, но и на выставках, концертах, литературных чтениях.

Кроме того, в посещении выставки может быть и чисто утилитарный интерес — у этих фотографов можно учиться. «В любом деле нужна техника, она нарабатывается с годами с опытом. Может быть, когда эти люди в первый раз взяли камеру, они не были мастерами высокого уровня. Но занимаясь этим годами, они определяют для себя излюбленные темы и техники, постепенно становятся профи. Этот профессионализм виден. Начинающим фотографам хотелось бы пожелать, чтобы они приобщались к профессиональному искусству фотографии, смотрели больше материала, пробовали себя, выбирали свое направление, свой путь. Ведь иногда и сырая технически фотография обладает такой весомой, глубокой смысловой нагрузкой, что обретает ценность», — советует начинающим Олеся Додонова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ